Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Будущее города»: Александр Высокинский

Замглавы Администраци Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский принял участие в бизнес-форуме журнала «Деловой квартал» - «Будуще города».

 
Одним из вопросов форума стало обсуждение уникальной стратегии Екатеринбурга - стратегического плана. Александр Высокинский выступил с докладом о территориях опережающего экономического роста.
 
Екатеринбург - территория опережающего экономического роста России
 
Город-миллионник сегодня - это место концентрации и притяжения человеческих, производственных, культурных, финансовых ресурсов. Города-миллионники выполняют роль территориальных центров социально-экономического развития регионов и России в целом. В Российской Федерации их всего 12, включая Москву и Санкт-Петербург, которые имеют статус субъектов Федерации и развиваются по несколько иным законам, Казань и Уфу - республиканские центры - со своими особенностями развития.
 
Вместе с этим, существуют административные центры регионов, которые, как правило, являются крупными городами. Вообще городов с числом жителей от 500 тысяч до миллиона человек в России также относительно немного, всего 25.
 
Сегодня эти города с огромной скоростью изменяются качественно, и это происходит стихийно, что препятствует нормальному развитию в дальнейшем. Ряд крупных городов сегодня достигли некого стеклянного потолка - зная, каким образом и в каких объемах развиваться дальше, не могут этого себе позволить по причине существующих законодательных ограничений полномочий органов местного самоуправления.
 
Одни и те же подходы к развитию муниципальных образований, обозначенные в ФЗ №131 искусственно приравнивают крупный город к городскому поселению, а соответственно их потребности в развитии, полномочия и т.д.
 
В советское время к городам-миллионникам применялся особый подход к развитию инфраструктуры (метрополитен, общественный транспорт и т.д.), они имели право на обладание рядом нормативно распределяемых общественными благ, однако вероятность и очередность их получения определялась в значительной степени неформальными подходами.
 
Сегодня отдельные города также выделяются особым отношением со стороны государства (поддержка развития дорожной инфраструктуры и крупного бизнеса и т.п.). Однако и сегодня не ясны (не прозрачны) критерии этой поддержки. В одном из своих выступлений министр финансов Кудрин Алексей Леонидович признал, что самая эффективная деятельность по подъему экономики региона - это археологические раскопки. Поскольку если ты находишь доказательства, что твой город ожидает очередной юбилей в ближайшее время - 400 или 500, а лучше 1000 лет, то, соответственно, тут же утверждается постановлением или указом программа по поддержке региона в связи с юбилеем, и под это выделяется один, два или три миллиарда. Но что общего у такого подхода с нормальным сбалансированным развитием экономики, где присутствует заинтересованность местной и региональной власти в развитии и укреплении собственной доходной базы?
 
Кроме того, муниципальные образовании должны быть в курсе и готовы к стратегическим решениям государства относительно крупных предприятий, проектов (пример - лишения крупного предприятия оборонного заказа) и изменению производственных цепочек, на которые были замкнуты целые предприятия. Так как эти решения непрогнозируемые, а последствия должны «разгребать» города.
 
Я хотел бы подчеркнуть, что города-миллионниики, города - административные центры федеральных округов и города-центры агломераций, которые уже фактически являются зонами опережающего экономического роста, требуют к себе особого внимания.
 
Сегодня в рамках формирования и актуализации стратегий развития городов одним из базовых принципов подготовки стратегических документов является выработка конкурентоспособности отдельных субъектов. Российские города все интенсивнее вступают в процесс конкурентной борьбы за ресурсы развития: как традиционные, необходимые для обеспечения полноценного развития (трудовые ресурсы, инвестиции, технологии и т.д.), так и уникальные (размещение высокоэффективных производств, создание уникальных университетов и т.д.).
 
При этом для крупных городов существует опасность попасть в зону роста более динамично развивающегося и перспективного экономического центра. Особенно этот эффект заметен вокруг Москвы, сформировавшей просто гигантскую воронку.
 
Казалось бы, конкуренция между крупными городами становится все острее, но это не совсем верно. Если город дорос до определенного уровня и способен оценить свои объективные и субъективные  возможности, а также внешние условия развития, и способен встраиваться в стратегию других городов, региона и страны в целом, то пространства для развития вполне достаточно.
 
Эти проблемы тезисно обозначены в программном заявлении форума «Будущее города. Екатеринбург - 2020» и я хотел бы обратить на них внимание:
 
• Экономическое развитие страны не может быть сосредоточено исключительно в городах-столицах, необходимо формирование на базе крупнейших городов зон опережающего экономического роста, причем на достаточном удалении от федерального центра и распределенных по территории РФ (1,5-2 тысячи километров), таких как: Екатеринбург, Новосибирск и другие. Именно они являются локомотивами развития регионов, формируют новые экономические и социальные связи, развивают новые сектора экономики, обеспечивают экономику регионов квалифицированными кадрами, научной и инновационной инфраструктурой.
 
• Необходимым условием эффективного планирования и развития города как зоны опережающего экономического роста является определение единого подхода федеральных и региональных властей к софинансированию инфраструктурных и иных инвестиционных проектов, такого прозрачного механизма, который позволит четко привязывать финансовую помощь из федерального центра к тем реальным проблемам крупнейших городов, которые они объективно не в силах решить самостоятельно.
 
•Требуется определение особого статуса городов - административных центров федеральных округов и городов-центров агломераций, которые уже фактически являются зонами опережающего экономического роста в Российиской Федерации. Отсутствие определенного статуса городских агломераций не позволяет им комплексно развиваться, осуществлять реализацию и финансирование совместных проектов.
 
Крупные города представляют собой сложную взаимоувязанную структуру, развитие которой должно осуществляться на основе стратегических подходов, охватывающих все сферы ее жизнедеятельности. Но на сегодняшний день никак не прописана роль муниципалитетов, в том числе городов-миллионников, в проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании», то есть положение крупных, средних, моногородов и городов-центров агломераций в процессе разработки и реализации государственной стратегии.
 
Кроме того, игнорирование проектного принципа реализации стратегии не лучшим образом сказывается на эффективности ее реализации, поскольку заложенный в Бюджетный Кодекс программный метод ограничивает привлечение ресурсов (инвестиций) для реализации поставленных задач.
 
Исторически сложившаяся ведущая роль городов в развитии государств продолжает оставаться актуальной и даже усиливается в современных условиях. Города, вовлеченные в интенсивные сетевые отношения, неизбежно вынуждены соответствовать новым требованиям. И это заставляет позиционировать себя соответствующим образом, актуализирует необходимость выбора оптимальной долгосрочной стратегии развития.
 
Исходя из имеющихся в Екатеринбурге ресурсов и на основе выявленных потенциалов, была сформулирована амбициозная миссия города: современный многофункциональный центр Екатеринбургской агломерации с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственный, финансовый, информационный и транспортно-логистический комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей.
 
Екатеринбург должен стать одним из ведущих центров, связывающим Запад и Восток. Не случайно, кроме внутрироссийских рейтингов РБК, Forbs и других, мы уже достаточно стабильно появляемся в рейтингах ведущих мировых финансовых организаций, таких как Master-card (четыре города РФ: Екатеринбург, Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург), McKinsey Global Institute (вошли пять городов РФ: Екатеринбург, Тюмень, Красноярск, Москва, Санкт-Петербург).
 
Во всем мире признано, что города - важнейшая экономическая и политическая составляющая, определяющая будущее национальных экономик в целом.
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.