Бумажник залез в мобильник
Объем рынка мобильной коммерции1 удваивается каждые два года. Банки и сотовые компании развивают сервисы, позволяющие с помощью мобильного телефона оплачивать и их собственные услуги, и услуги трет
Объем рынка мобильной коммерции1 удваивается каждые два года. Банки и сотовые компании развивают сервисы, позволяющие с помощью мобильного телефона оплачивать и их собственные услуги, и услуги третьих лиц: мобильный банкинг2, SMS-платежи, платежи с использованием WEB- и WAP-интерфейсов, SIMPAY-платежи (для осуществления необходима многофункциональная SIM-карта, имеющая платежное приложение) и др.3 Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) оценила общий объем российского рынка моментальных платежей в 2010 г. в 772,2 млрд руб. По прогнозам ассоциации, в 2011-м он вырастет на 20% — до 925 млрд.
Сотовые операторы наперегонки осваивают новый сегмент. Так, через сервисы «МегаФона» в 2010 г. было совершено в 4,5 раза больше транзакций, чем в предыдущем, отчитываются в компании. «В этом году мы прогнозируем десятикратное увеличение количества мобильных платежей, совершенных нашими уральскими абонентами», — заявил «ДК» Сергей Алферов, коммерческий директор уральского филиала ОАО «МегаФон». «МТС-Урал» отвечает: только за второй квартал 2011 г. количество пользователей мобильных платежей выросло в 2,5 раза. По оценкам компании, доход «большой тройки» (МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом») от мобильной коммерции в 2015 г. составит около $50 млн.
Банкам мобильная коммерция тоже интересна, но иногда они развивают ее совместно с сотовыми компаниями. В частности, на Урале партнерство заключили ТГ «МОТИВ» и банк «Уралфинанс»: клиенты оператора могут гасить кредиты, переводя средства с помощью мобильника. У «ВымпелКома» работает проект «Билайн Альфа карт», позволяющий абонентам через виртуальную или пластиковую карту Альфа-Банка проводить платежи со счета мобильного телефона.
С сотового телефона сегодня можно оплатить штрафы ГИБДД, услуги ЖКХ, платное ТВ, доступ в Интернет и т. д. У некоторых операторов доступны услуги 200-300 поставщиков. До конца года сотовые компании обещают удвоить их число за счет управляющих компаний, ТСЖ, а также бензоколонок, парковочных комплексов и т. д., составив серьезную конкуренцию платежным терминалам.
Будущее телекоммуникационные компании видят в сотрудничестве с региональными и национальными платежными сис темами (у «Билайна» даже есть своя — RURU.RU) и в развитии NFC-проектов4. Сотовые операторы почти одновременно анонсируют новую технологию: «Поднес мобильный телефон к специальному устройству — деньги за услугу списались! Без всяких дополнительных манипуляций». Услуга работает благодаря наличию в телефоне NFC-антенны (чипа, позволяющего использовать устройство наподобие банковской карты) и специальной SIM-карты. В результате мобильник реально выполняет функции дебетовой карты, проездного билета, электронного ключа и удостоверения личности.
Перспективность бесконтактных платежей очевидна, считает Екатерина Хворостова, коммерческий директор ТГ «МОТИВ». «Абонентов сложно удивить. Удерживать их внимание необходимо за счет предоставления новых возможностей», — рассуждает она. В будущем NFC позволит минимизировать расходы на аренду и персонал магазинов и кинотеатров — их услуги можно будет оплатить с мобильного. Не за горами время, когда одним из ключевых факторов при выборе модели телефона станет наличие NFС-чипа, полагает г-жа Хворостова.
На Западе последний проект NFС запущен буквально на днях, 20 сентября: сервис Google Wallet позволяет владельцам смартфонов Nexus S 4G расплачиваться за покупки бесконтактным способом. Задействовать смартфон для оплаты товара можно в торговых точках, оборудованных платежными терминалами MasterCard PayPass. В США, где реализуется проект, примерно 150 тыс. таких терминалов. В России и на Урале бесконтактные платежи больше похожи на тестовые, область их использования ограниченна. Так, механизм «ближней связи» применен для городской проездной ЕКАРТы — единого электронного проездного. А терминалы ЕКАРТы совместимы с мобильниками, поддерживающими NFС.
Наделить функцией проездного билета сам телефон готов филиал «МегаФона». «Пользователю для покупки билета достаточно будет поднести мобильный телефон к оборудованию кондукторов — валидатору, и деньги за проезд спишутся со счета телефона. А для прохода в метро необходимо будет приложить телефон к считывателю, встроенному в турникет», — рассказывает г-н Алферов. «МТС-Урал» не отстает: с помощью аналогичных устройств, говорят в компании, вот-вот можно будет оплатить проезд на метро, в автобусе, трамвае и троллейбусе. «Билайн» балует такими проездными пока лишь петербургских абонентов. Аналогичные проекты готовятся к запуску по оплате топлива и парковок.
«У NFC есть тысяча иных, не менее любопытных применений: покупка билетов в кино и на концерты, чтение «электронных досок» (цифровых меток с уличных объявлений). По мере проникновения бесконтактных платежей в повседневную жизнь соответствующими устройствами будут обзаводиться и торговые точки. А это значит, что телефон сможет выступить не только в роли дешифровщика ценников и «электронного кошелька», но и в роли всех возможных дисконтных карт, которые сегодня занимают половину объема портмоне горожан», — прогнозирует Андрей Ершов, директор екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»).
Банки на платформах
Однако банкам массовое распространение новой технологии представляется отдаленной перспективой. «У нас еще не во всех торговых точках стоят POS-терминалы для приема банковских карт, не говоря уже о приеме платежей по бесконтактному эквайрингу. Но понятно, что к NFC-платежам необходимо готовиться», — отмечает Сергей Теймуразян, вице-президент, директор департамента развития платежных сервисов Связного Банка. Впрочем, заинтересованность в интеграции NFС в свои продукты банкиры тоже проявляют. «В перспективе распространение этих платежей повлияет на банковские тарифы в сторону снижения», — считает Руслан Габдрахманов, управляющий филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге.
Банки сосредоточены на технологическом совершенствовании уже имеющихся у них дистанционных каналов обслуживания. В ответ на активность сотовых операторов они создают мобильные приложения на различных платформах — Android, iOs, Windows Mobile и т. д. — не только для частных клиентов, но и для юридических лиц. Кроме того, банковской новинкой последнего времени можно считать виртуальные карты, рассказывает Алексей Павин, координатор Росбанка в Екатеринбурге: «Это счет, за которым закреплены реквизиты обычной карты, но физически карта не выпускается. Она позволяет совершать покупки только в Интернете».
Вице-президент УБРиР Алексей Овчинников подтверждает, что сейчас один из основных банковских трендов — разработка мобильных приложений, которые включают в себя платежные, информационные и геолокационные сервисы. Банк ВТБ24 в конце сентября запустил такое приложение для пользователей Android: можно оплачивать мобильную связь, Интернет, коммуналку, конвертировать валюту, переводить средства внутренние и внешние платежи.
Кредитные организации давно осознали преимущества банкинга в мобильном телефоне перед классическим интернет-банком: возможность получить персональную финансовую информацию, доступ к основным банковским сервисам в режиме онлайн в любое удобное время и независимо от места. Директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка Виталий Милованов считает, что мобильным банкингом пользуются для решения срочных финансовых вопросов: получить информацию о балансе или выписку по счету, узнать курс валюты или текущую стоимость паев, заблокировать карту.
Перспективу кредитные организации видят в сотрудничестве с сетями платежных терминалов (подробнее см. на с. 24). «Дело в том, что лишь меньшая часть банкоматов рассчитана на прием наличных, большинство работает только на выдачу. Терминалы, напротив, специально созданы для приема денег, и при этом их много даже в самых отдаленных уголках страны. Банки не могли обойти стороной такой ресурс и предложили клиентам пополнять счета и платить по кредитам через терминалы оплаты», — поясняет г-н Павин.
Дружить и конкурировать
Очевидно, телеком идет к созданию универсальной платежной системы для микроплатежей — конкурента банковских карт. Тем более что новый закон «О национальной платежной системе» позволяет мобильным операторам самостоятельно проводить платежи, обращает внимание г-н Овчинников. «Захватить этот сегмент хотят все организации, процессирующие транзакции физических лиц», — согласен Дмитрий Малоземов, заместитель председателя правления МЕТКОМБАНКа.
Г-н Теймуразян подтверждает наметившийся передел сфер влияния. Связной Банк — пока единственный в России, кто объединил функции сотового ритейлера и банка, не забывает напомнить он. «На рынке микроплатежей растет конкуренция. Участники — банки, розничные сети, сети терминалов оплаты услуг, сотовые операторы. Однако все больше компаний понимают, что стратегическое партнерство с банком или приобретение банка открывает новые перспективы. Это касается и привлечения средств населения, и расширения числа услуг», — отмечает Сергей Теймуразян. Согласно этой логике, развитие мобильной коммерции — взаимовыгодный процесс для операторов и банков. «Для мобильных операторов — это новый рынок, в будущем — один из основных драйверов роста дохода, инструмент формирования лояльности. Для банков — дополнительный доход от транзакций, снижение издержек при мелких платежах и расширение присутствия за счет повсеместного проникновения мобильной связи», — соглашается Сергей Третьяков, коммерческий директор «МТС-Урал».
По мнению Алексея Овчинникова, платежный триумф мобильных операторов затрудняет то, что абоненты хранят на лицевых счетах небольшие суммы (100-200 руб.), которые используют исключительно для оплаты связи. Конкурентами на рынке платежей банкир считает не сотовые компании, а платежные системы, такие как QIWI, «Яндекс.Деньги» и PayPal, которые также заявляли о выводе на рынок своих мобильных предложений. «Не думаю, что за год произойдут какие-либо серьезные изменения. Доля рынка у операторов «большой тройки» незначительна и вряд ли в ближайшее время существенно вырастет. Разве что они будут расширять пул союзников, чтобы охватить больший сегмент клиентов и создать атмосферу здоровой конкуренции», — считает г-н Овчинников.
Выкупить риски
Новые конкуренты банков трезво оценивают перспективы. «Если наличные и будут вытеснены мобильными, то такое произойдет не сегодня и не через год. Даже пластиковые карты очень тяжело входят на рынок. В больших городах, конечно, быстрее, но в целом скорость довольно низкая», — рассуждает Екатерина Хворостова.
Телекоммуникационные компании солидарны с банками: тормозов мобильной коммерции предостаточно. На поверхности — малочисленность телефонов, которые поддерживают технологию NFC, нет инфраструктуры для приема NFС-сигнала. Но главный бич для новаторов — консерватизм основной массы населения. «Трудно развивать бесконтактные технологии, когда в очередях в банковских отделениях сидят клиенты с пачками наличных, чтобы отдать их за коммунальные услуги или госпошлину. В то время как все это можно за пять минут сделать через интернет-банк», — комментирует г-н Теймуразян. Население так и не привыкло даже к банковским картам. «Доля платежей с использованием пластика в нашем банке изменилась с 3-4 до 10% за пять лет. Этот рост обусловлен не столько сменой менталитета клиентов, сколько выводом на рынок кредитных карт. Наши люди привыкли к наличным расчетам, считая их более надежными, и изменить этот стереотип достаточно сложно», — поясняет Алексей Овчинников.
Не менее тревожный вопрос — безопасность мобильных платежей. «Чтобы создать безопасную систему, нужно не менее года», — считает г-н Габдрахманов. Финансовые услуги в сети общего доступа потенциально подвержены и угрозам этой сети — это несанкционированный доступ, утечка информации и т. д. Что подтверждает ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Масленников. Потерять деньги, лежащие на счете мобильника, можно даже бездействуя, например прогуливаясь по городу. «Это атаки с использованием ретрансляции: злоумышленник отправляет на устройство жертвы запрос считывателя. Вообще, стандарт NFC не предполагает безопасного обмена данными. Радиочастотный сигнал может быть перехвачен. Его можно подавить — это приведет к невозможности использования NFC. Наконец, есть риск потерять сам телефон», — перечисляет г-н Масленников. Пока не разработают надежное программное обеспечение, многочисленные риски будут закладываться в повышенные комиссии по операциям, считает Игорь Константинов, совладелец группы компаний МОБИОНИКА.
Сложности пока препятствуют масштабному и быстрому распространению бесконтактной идеи. Но их влияние будет снижаться, согласны эксперты. На сегодня быстро развить рынок мобильных бесконтактных платежей могут только мегаинвесторы, уверен г-н Малоземов: «У них должно быть достаточно ресурсов — творческих, научных, финансовых. Западный пример — Google, не только разработавший операционную систему с поддержкой NFС, но и создавший инфраструктуру для ее развития (договоренности с производителями смартфонов, международной платежной системой, производителем терминалов)». По мнению г-на Овчинникова, массовое использование технологии NFC в России начнется через 3-5 лет. «Это потребует существенных вложений в инфраструктуру и продвижение. Пока я не вижу на рынке игрока, который был бы готов к таким затратам», — резюмирует вице-президент УБРиР.