«Часто вижу: топ-менеджер в крупной компании, все есть. И от безделья строит личный бренд»
«Смесь рекламных рассказов о собственных успехах, фоточек с клиентами и псевдофилософских мыслей, подчеркивающих всестороннюю развитость носителя». Как перестать строить личный бренд на фантазиях.
Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», рассуждает о личном бренде и о том, почему у многих людей он оказывается пустышкой:
— В жизни некоторых людей наступает ситуация, когда они начинают париться на тему личного бренда. Какие это бывают ситуации? Я знаю три варианта: по бизнесу, от безделья и для дейтинга. И в строгом соответствии с неумолимыми законами бытия посыл определяет содержание. Чуть ниже мы рассмотрим каждый из них, а пока — минутка философии.
Что такое личный бренд? Это ваш публичный образ, собирательное мнение о вас, то, что о вас говорят. Заметьте, что то, что о вас говорят, очень редко есть правдиво и даже адекватно. Почему? Ну мы же транслируем вовне не всего себя, кому нужен такой стриптиз?
Транслируем лучшее, или что мы считаем лучшим. На выходе получается эдакое выхолощенное создание, зачастую лишенное пола, с вымученной улыбкой и с рулем в руках. Впрочем, вернемся к посылам.
По бизнесу строят личный бренд разнообразные консультанты, коучи, менторы и иной контактный персонал. В этом суровом бизнесе продает имя, и надо заиметь его весьма громкое, чтобы быть успешным.
Личный бренд в этом случае — смесь рекламных рассказов о собственных успехах, фоточек с клиентами и псевдофилософских мыслей, подчеркивающих всестороннюю развитость носителя этого бренда.
В связи с изрядной невежественностью в вопросах коммуникаций с аудиторией в сети, строители личного бренда «по бизнесу» зачастую прибегают к помощи консультантов. Это приводит к весьма унылым результатам, когда, как под копирку, возникают подобные тексты, подобные мысли. Внезапно начинается «взаимодействие с аудиторией», каждый пост завершается вопросом, на который иногда отвечает три-пять семейных друзей. Особо продвинутые делают видео, хотя их ЦА не увлекается стримингом. В бытовом смысле это выглядит как молодящийся 60-летний ловелас, приударяющий за 19-летней студенткой.
От безделья личный бренд строят успешные люди. Часто вижу: топ-менеджер в крупной компании, все есть, или продал бизнес и скучает, тоже все есть. Кто-то как-то занес мысль про брендинг себя. И понеслось. Во первых появляются студийные фотки. Натурально, в красивых позах, для девочек — грудь вперед. У нас же эра Инстаграма? Вот, больше, больше фоток. Я знаю кейсы, когда брали фотографа с собой в путешествие.
А бывает, что делают специальный фото-тур. В оборот берутся самые раскрученные идеи. Личный бренд вытраивается вокруг идей ЗОЖ, спорта, феминизма, цифровизации. В особо упоротых случаях — agile и блокчейн. От безделья ходят на совещания и конференции, откуда постят селфи с известными людьми. И снова возникает псевдофилософия, правда, другого толка. Масштабные размышления о личной эффективности, серьезные заходы на будущее страны, спутанные картины будущего человека. Из последних актуальных тем: продолжительность жизни, биохакинг и образование. Это ужасно, но многие от безделья строящие личный бренд ломанулись в образование. Что они тут забыли?
Личный бренд для дейтинга — самое интересное. Если предыдущие два попадают в интересы консультантов по имиджу, которые делают типовые вещи, то с дейтингом все интереснее. Когда речь заходит об отношении полов, то появляется и энергия, и креатив, и честность. К сожалению, большинство желающих дейтинга действует от обратного. То есть профиль и его наполнение свидетельствуют о наличии сильной, самодостаточной, независимой личности, стебно высмеивающей проблемы и парадоксы межполовых взаимоотношений.
Уровень иронии зачастую зашкаливает, как пел один гениальный человек, «too much love will kill you». Как так получается? Да очень просто. Тот, у кого что-то не получается (а выстраивать отношения надо определенно уметь) критикует это что-то совершенно запредельным образом. Он как бы говорит: смотрите, я не неудачник, мне просто это не интересно, даже противно. Но, надо сказать честно, на такой эмоции тексты возникают иногда весьма интересные. Живые.
Вообще личный бренд — это отстройка. В нашем бурном мире, где каждый может быть сам себе СМИ, отстраиваться очень трудно. Надо делать действительно что-то уникальное, и долбить, долбить в одну точку. Понемногу собирать аудиторию, формировать эффект сарафанного радио. Это труд, это работа, и мало какой консультант сможет сделать ее за вас. И уже точно личный бренд не строится на фантазиях. Невозможно нафантазировать себя другого. Если ты не увлекаешься кройкой и шитьем, а твой консультант тебе посоветовал писать именно об этом, то все равно получится фигово. Если ты ничего не понимаешь в личной эффективности или в искуственном интеллекте, но постишь и постишь об этом, то контент будет пустой, будет обычный, без души, и отстройки не получится.
Личный бренд — это все же, что ты есть на самом деле. За ним должны стоять конкретные дела, конкретные проекты и результаты. Иначе бизнес, безделье и дейтинг будут непродуктивными.