Человечество перестало отрицать цифровой Альцгеймер. Как уберечь мозг от вреда технологий
«Работа с гаджетами приводит к гиперстимуляции одной зоны мозга и недостаточной стимуляции остальных. Ухудшаются память и внимание, в итоге человек совсем перестает усваивать данные».
Активные интернет-пользователи демонстрируют не только нарушение способности к концентрации, у них также ухудшается память и снижается глубина эмоций. Такой вывод врачи Южной Кореи сделали еще в 2007 году, заболевание, с которым они столкнулись, назвали «цифровым Альцгеймером». В 2008 году, после выхода в журнале The Atlantic колонки Николаса Карра «Гугл делает нас глупее?», проблему начали обсуждать более широко. В 2012 году вышла книга психиатра Манфреда Шпитцера, в которой он рассказал о мозге и цифровых технологиях. Он рассказал, как много людей отрицают проблему digital-деменции — цифрового слабоумия — и обвиняют его в боязни современных технологий.
Спустя 10 лет после первых сообщений об опасности угроза, видимо, стала очевидна для всех. Альцгеймер — это не эффектная метафора, пишет «Что и требовалось доказать». Шпитцер считает, что симптомы, которые наблюдаются у современных подростков, схожи с начальными симптомами этой формы деменции. Что же происходит?
Непрерывное жонглирование гаджетами приводит к гиперстимуляции зоны мозга, которая расшифровывает визуальные образы, и недостаточной стимуляции остальных.
Человек может потреблять очень много информации, но не может ее перерабатывать, отучается думать. Чем раньше ребенок начинает пользоваться гаджетом, тем хуже это сказывается на тех частях его мозга, которые отвечают за координацию информации и способность к запоминанию. Но деградация грозит и тем, кто вырос во времена, когда компьютеры и смартфоны не были распространены повсеместно, ведь мозг подобен мускулам: если его не использовать, он слабеет.
Интересную версию причин «отупения» современного человека предложила психолог Екатерина Мурашова в одной из дискуссий, посвященной «информационной псевдодебильности», как в России иногда называют digital-деменцию. Возможно, утрата способности мыслить системно, вызванная, казалось бы, гаджетами — всего лишь закономерный откат назад: «...История человечества насчитывает около 10 тыcяч лет, история вида — ну пусть 100 тысяч. А сколько лет у нас хоть 10 процентов популяции это самое системное мышление имели? Может, это просто флуктуация, связанная ну хоть бы с выпячиванием роли личности, индивидуацией, которая явно достигла пика к концу XIX века, а потом драматично (в плане сопутствующих исторических событий) покатилась назад? И, по сути, избыток информации действует на человечество так же, как ее недостаток...»
Оптимисты считают, что деградация одних навыков будет восполнена приобретением других. Но ряд ученых совершенно не согласны с этой идеей. Медик Тео Компернолле пишет о современных подростках следующее:
«Задайте им любой вопрос, и они найдут ответ быстрее многих взрослых. Однако часто они ограничиваются тем, что копируют информацию из интернета, красиво ее оформляют, но не прилагают ни капли усилий к тому, чтобы понять и усвоить ее. Взрослые, которые восхищаются этим «фокусом», забывают, что в XXI веке поиск и компиляция информации стали элементарными навыками. Настолько элементарными, что в скором времени эти навыки появятся и у искусственного интеллекта, такого, как Google. Чего искусственный интеллект никогда не сможет сделать, так это проанализировать информацию, сделать ее предметом размышлений и создать на ее основе нечто совершенно новое...».
Впрочем, известный историк и антрополог, автор нашумевшей книги «Homo Deus. Краткая история будущего» Юваль Харари утверждает, что мы увидим возникновение нового вида людей. Человек будущего многие функции отдаст машинам и, соответственно, разучится выполнять их сам, но при этом у нас будут сверхъестественные способности и, возможно, даже вечная жизнь.
Пока этого не произошло, возможно, стоит предпринять некоторые меры, чтобы сохранить способность мозга думать и анализировать.
Как бороться с цифровым Альцгеймером
1. Регулярные перерывы
Формула «чем больше знаний, тем я эффективнее» перестает работать, потому что информацию, как и пищу, можно усвоить лишь в определенном количестве.
Если сразу за одним роликом на Youtube вы без паузы смотрите следующий, то с очень большой вероятностью забудете их оба.
2. «Отдых, ванна, постель»
Компернолле также приводит следующие примеры: «Кацудзо Ниши, создавший вместе с Биллом Гейтсом Microsoft и в возрасте 24 лет разработавший один из первых в мире ноутбуков, говорит, что все самые творческие идеи приходят к нему в голову в моменты ленивого ничегонеделания. Он называет это методом «Трех В» — Break, Bath, Bed (отдых, ванна, постель)».
3. Развитие творческого мышления
Если говорить не об ограничениях и отдыхе, а о том, что мы можем противопоставить цифровому потреблению, то одно из главных средств — развитие воображения. Важно уметь генерировать образы, а не только потреблять их.
4. Решение аналитических задач
Хорошо решать задачки разной сложности, но если вы находите их в окружающем мире, а не на специальном сайте. Хорошо учить иностранные языки, но одно дело поехать в страну изучаемого языка, а другое — бесконечно проходить онлайн-тесты.
5. Новая жизнь реальных вещей
Вспомните, что в нашем мире пока еще можно найти кое-какие аналоговые предметы. Возможно, вы еще не все бумажные книжки отправили на дачу? Не то чтобы чтение электронных книг совсем не засчитывалось, но бумажные, действительно, читать полезнее и продуктивнее. Перелистывание страниц, восприятие книги как отдельного художественного объекта — все это задействует опции нервной системы, не подключаемые при работе с экраном.
6. Музыкальная терапия
«Сознательно слушайте время от времени музыку, — советует Шпитцер. — Исследования головного мозга доказали, что только музыка способна ограничивать активность участков головного мозга, отвечающих за страх, и одновременно повышать активность областей, отвечающих за чувство счастья».
7. Спорт, секс, танцы
Любая физическая активность помогает не только телу, но и мозгу. Минимальные полчаса активности в день — лучшее, что можно сделать для своего организма в целом. Назначьте определенный маршрут, например, часть пути на работу или в не самый близкий к дому магазин, который вы ежедневно будете проходить пешком. А лучше занимайтесь спортом, танцами и сексом. Доказано, что секс стимулирует образование новых нейронов все в том же гиппокампе.
8. Социализация как панацея
Именно общение Шпитцер предлагает в качестве главного лекарства от цифрового Альцгеймера, напоминая, что цивилизация делает человека одиноким. Но следует отметить, что именно социальные сети ни в коей мере не способствуют ни расширению, ни углублению контактов.