Человек будущего = человек учащийся. Как работа и образование сольются воедино?
Современные вузы работают по программам, которые давно устарели. В цифровом мире молодежи необходимы совершенно другие знания. Реально ли обучать тому, что будет востребовано?
Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», в колонке на Forbes рассуждает о том, каким должно быть действительно полезное образование и какими навыками должен обладать человек будущего. Главное — уметь учиться, уверен эксперт.
За последние пару десятков лет наметилось изменение требований к организации и содержанию обучения студентов. Можно выделить три основные причины, из-за которых эти запросы начали меняться.
Прежде всего, практически полностью пропала зависимость от запоминания. Если раньше человек энциклопедических знаний, хранящий в голове факты, был «на коне» только в силу этого своего свойства, то сейчас любой подросток со смартфоном и поисковой системой в сто раз «эрудированнее» своего гениального предка, — говорит Дмитрий Волошин.
В прошлом остались профессии, связанные с каталогизацией и поиском данных. Под большим вопросом будущее аналитиков.
Вторая причина — повальная роботизация. Машины медленно, но верно вытесняют человеческий труд из сфер, требующих рутинного повторения операций. Причем речь уже не идет о простейших действиях, умные компьютеры и искусственный интеллект подменяют людей там, где вчера еще это казалось немыслимым: в журналистике, медицине, военном деле. Если верить исследованиям экономистов Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году под натиском роботизации рискует исчезнуть 47% рабочих мест, существующих в 2018 году.
Третье важное изменение, которое произошло за последние два десятка лет, связано с коммуникациями. Пропала необходимость посещать офис, совсем. Уже нет объективных причин собираться вместе и проводить часовые совещания. Развитие теории менеджмента вместе с развитием коллаборативных технологий практически уничтожило офисные пространства в их изначальном смысле, — продолжает эксперт.
По исследованию J’son & Partners Consulting, к 2020 году 20% рабочих мест в России будут виртуальными, а переход на «удаленку» сэкономит работодателям более 1 трлн рублей.
Напрашивается вопрос: чему и как учить молодежь в этих резко изменившихся реалиях. Сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование» уверен: один из главных навыков (но не самый главный), который пригодится человеку, решившему занять свое место под солнцем, это коммуникабельность. Второй важный навык — креативность. Третий — умение ориентироваться в цифровых технологиях и искать информацию.
Судя по тому, как быстро развиваются технологии, человек будущего должен уметь учиться. Вероятнее всего, это будет ключевым навыком будущего, так как только быстрое обучение новому может противостоять постоянно меняющимся условиям работы, жизни и коммуникаций, которые продуцируются технологическими новациями, — добавляет Дмитрий Волошин.
Тут возникает еще один вопрос: можно ли учить будущим технологиям? Возможно, если определить склонности ученика и попытаться создать его персональную образовательную программу, которая даст ему то, что ему интересно, и в комбинации, которая будет максимально полезна в будущем.
Фактически работа и обучение сольются, потому что новые рабочие задачи будут требовать нового обучения, которое, в свою очередь, будет продуцировать желание получать новые рабочие задачи. Есть только одна сложность, только одна загвоздка, мешающая попасть в этот чудный новый мир. Сложность создания этих персональных образовательных траекторий огромна. Нужно очень многое знать и о человеке, и о программах обучения, чтобы объединять их по какому-то сценарию, — резюмирует эксперт.