Человек года: Федералы вернутся поглощать
Принципиальных изменений в сетевом ритейле в 2010 г. не случилось. Чтобы привлечь покупателей, торговым сетям приходилось жертвовать маржой.
По прогнозам, в 2011 г. конкурентная борьба развернется в сегменте крупных форматов и будет еще более жесткой.
По предварительным данным Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, за 2010 г. оборот розничной торговли в регионе увеличился на 15,7% (с 553,2 до 640 млрд руб.) при 8% уровне инфляции. Соотношение продовольственных (51%) и непродовольственных (49%) товаров осталось прежним. В лидерах продаж — мобильные телефоны, строительные материалы, компьютеры, бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура. Продовольственные сети отметили увеличение спроса в Екатеринбурге на молочные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и свежие фрукты. Жители области стали больше есть мяса домашней птицы, консервов и макаронных изделий.
Эксперты сходятся во мнении, что в 2010 г. заметных изменений в торговле не произошло. Сохранились тенденции кризисного 2009-го. Доходы покупателей остались на прежнем уровне, спрос на товары среднего и нижнего ценового сегмента увеличивался, и вслед за спросом менялась ассортиментная и ценовая стратегия ритейлеров. Свои потребительские аудитории торговые сети расширяли за счет разнообразных программ лояльности и за счет снижения маржи.
По оценкам, большую часть оборота обеспечили крупноформатные магазины — гипермаркеты и cash&carry. Аналитики прогнозировали, что в 2010 г. федеральные сети, свернувшие в кризис региональную экспансию, вернутся к отложенным планам. В целом так и вышло — с декабря 2009 г. по август 2010 г. в Екатеринбурге открылось два гипермаркета «Карусель» в ТРЦ «Алатырь» и ТРК «КомсоМОЛЛ» и третий центр cash&carry компании METRO на пр. Космонавтов. В 2011 г. конкуренция крупноформатных магазинов усилится — торговые сети, работающие в сегменте низких цен, такие как «Ашан», «Карусель», «Магнит» и «Мегамарт», собираются открывать в Екатеринбурге гипермаркеты. Общее количество магазинов может дойти до десяти.
Руководство X5 Retail Group уже объявило, что в 2011 г. намерено построить около десяти магазинов нового формата оптово-розничной торговли — гипермаркеты экономкласса «Пятерочка-Макси», а в 2012-м — еще 30. Это формат, специально разработанный для регионов, где центров cash&carry меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Помимо обычных покупателей компания намерена охватить сегменты b2b и HoReCa. В конце ноября один из двух пилотных гипермаркетов «Пятерочка-Макси» открылся в Челябинске. Эксперты считают, что формат будет успешным.
В 2011 г. аналитики предсказывают рост оборота сетевой торговли, причем наиболее оптимистичные — на 20-30%. С усилением экспансии федеральных сетей связывают и новые поглощения региональных игроков. По общему мнению, укрупнение X5 Retail Group, купившей ТС «Копейка», — только начало.
Топ-5 номинантов премии «Человек года в сфере ритейла»
Валерий Бубнов вице-президент компании «Дикси»
Алексей Ваганов директор уральского филиала X5 Retail Group
Роман Заболотнов генеральный директор торговой сети «Монетка»
Лев Ковпак вице-президент ГК «Супермаркет «Кировский»
Евгений Комиссаров генеральный директор торговой сети «Мегамарт»
Валерий Бубнов вице-президент компании «Дикси»
Алексей Ваганов директор уральского филиала X5 Retail Group
Роман Заболотнов генеральный директор торговой сети «Монетка»
Лев Ковпак вице-президент ГК «Супермаркет «Кировский»
Евгений Комиссаров генеральный директор торговой сети «Мегамарт»
Михаил Старков