Человек года: Вертикаль власти пустила корни
В минувшем году новые губернаторы продолжили демонстрировать самоуправление на местах. Федеральный центр потребовал от них роста популярности "ЕР", но действия глав зачастую давали обратный результат.
Отставкой губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, которому в 2009 г. исполнилось 72 года, федеральный центр подал сигнал лидерам пенсионного возраста в других регионах (Татарстан, Башкирия, Оренбург, Омск, Москва) и губернаторам, занимавшим должность по 3-4 срока (Челябинская область, ХМАО, ЯНАО), что их время истекло.
Нового губернатора Александра Мишарина Москва прислала достраивать вертикаль власти, чем он сразу и занялся. Михаил Коробельников, политолог: «Если Эдуард Россель олицетворял инициативу снизу (региональные ФПГ и региональные политические движения), то новый губернатор призван проводить политику вертикали власти, скорее, даже административно-командной системы. Его задача — свести инициативы снизу к минимуму, став проводником инициатив сверху. Сегодня сложилась ситуация, когда старые элиты отодвинуты от рычагов власти, а новые элиты пока совершенно не понимают, какие рычаги, когда и как можно использовать».
Систему управления губернатор скопировал с полувоенной организации РЖД. По словам Михаила Виноградова, главы фонда «Петербургская политика», г-н Мишарин, которого федеральный центр не снабдил точными инструкциями, как вести себя с региональной политической элитой, первый год своего правления занимался зачистками старой управленческой команды. По оценкам, он обновил 95% чиновников верхнего уровня, способствовал замене руководителей в местных партийных органах и в Законодательном собрании Свердловской области. Большая часть проектов, начатых или реализованных губернатором в первый год, относятся к политической сфере: новый Устав Свердловской области, переход к однопалатному парламенту, утверждение в Екатеринбурге института сити-менеджера, раскрутка УрФУ.
Своими действиями Александр Мишарин активизировал протестные настроения, в том числе повлиял на консолидацию оппозиции, считают эксперты. Политические силы, сплотившись против действующего губернатора, задались целью создать вокруг его имени негативный информационный фон, чтобы не допустить назначения на второй срок. Отчасти им это удалось — СМИ часто связывали имя г-на Мишарина с конфликтами (проект «Большой Екатеринбург» и борьба за отставку мэра). По мнению г-на Виноградова, с приближением федеральных выборов Кремль начал оценивать глав регионов по критерию «популярность у населения», который многие политики до сих пор не учитывали. Непопулярных глав регионов Москва намерена снимать, как, например, губернатора Иркутской области Александра Тишанина, в прошлом — тоже железнодорожника.
Сам Александр Мишарин, подводя итоги первого года у власти, признал, что губернатор, как публичная фигура, должен объяснять жителям региона свои действия. Поначалу он об этом не задумывался, а теперь готов общаться с народом — лично и через Интернет.
Топ-5 номинантов премии «Человек года в политике»
Вячеслав Брозовский зампредседателя правительства Свердловской области
Леонид Волков* депутат Екатеринбургской городской думы
Михаил Максимов министр экономики Свердловской области
Александр Мишарин губернатор Свердловской области
Аркадий Чернецкий экс-глава администрации Екатеринбурга
Вячеслав Брозовский зампредседателя правительства Свердловской области
Леонид Волков* депутат Екатеринбургской городской думы
Михаил Максимов министр экономики Свердловской области
Александр Мишарин губернатор Свердловской области
Аркадий Чернецкий экс-глава администрации Екатеринбурга
Михаил Старков
* - выполняет функции иностранного агента