Чему учить студента?
Если вузы нельзя реформировать, давайте откроем новые. Валерий Рогович профессор кафедры вычислительной техники УГТУ-УПИ Первыми с нехваткой подготовленных специалистов столкнулись ИТ-компании,
Если вузы нельзя реформировать, давайте откроем новые.
Валерий Рогович
профессор кафедры вычислительной техники УГТУ-УПИ
Первыми с нехваткой подготовленных специалистов столкнулись ИТ-компании, поскольку в этой отрасли период полураспада знаний самый короткий. Существующая система высшей школы не может удовлетворить нужды рынка. Образовательные программы, по которым работают вузы, отстают от реальной жизни. В лучшем случае они соответствуют потребностям бизнеса на 20-30%. И, похоже, государство не собирается решать эту проблему.
Классические вузы отстали от жизни
Даже если в рамках государственной высшей школы и начнут появляться точки роста нового инновационного образования, то произойдет это вопреки, а не благодаря действиям чиновников. То есть учить будут одному, а в бумажках писать другое. В области ИТ-образования так делают уже давно, потому что бороться с чиновниками бесполезно. Если бы подобного подвижничества не было, мы давно лишились бы специалистов в этой сфере. Можно возразить, что наши студенты регулярно побеждают на всемирных олимпиадах по программированию. Действительно, это движение активно развивается, но ребята, которые занимали призовые места, так и не смогли добиться серьезных успехов в бизнесе. Большинство работают на компании вроде Siemens и механически программируют микросхемы. Деятельность тупая, но оплачиваемая. Однако таких специалистов лучше готовят в Индии и Китае. Россия всегда была сильна в эксклюзивном программировании, и эту нишу мы можем потерять, если не обратим внимания на образование.
В подготовке наших студентов существуют значительные пробелы. Системное образование в фундаментальной области соседствует с дырами в практической сфере. Нет контакта образования с реальным бизнесом. Между тем индустриальное программирование подразумевает еще и умение работать в команде, коммуникабельность, что совсем отсутствует у наших выпускников. При оценке специалиста мировые компании ставят умение классно программировать на 8-9-е место. Да, у нас очень креативные студенты, но один в поле не воин. За серьезными вещами стоят крупные коллективы.
Кроме того, если ИТ-отрасль будет развиваться так, как планируют чиновники, кадров просто не хватит, и об этом никто даже не задумывается.
Решение должно быть радикальным
Выход мне видится только один: создавать образовательные структуры (пусть даже не университеты), которые могли бы самостоятельно выстраивать свои учебные планы так, чтобы и академическая база обучения не исчезала, и соблюдались интересы предприятий-заказчиков. Сами по себе такие организации не появятся — требуются существенные капиталовложения. Причем нужны не только здания, но также инфраструктура, литература, защита студентов от армии.
Подобные учреждения уже есть в Москве и Санкт-Петербурге. В обычных университетах учатся для вида, а настоящее образование получают в новых структурах. В столицах такие институты формируются при поддержке не российского, а западного бизнеса — Intel, Oracle, SAP, и они требуют учить тому, что им надо, а за другое они деньги платить не хотят. В итоге готовят узкозаточенных специалистов. Нормальный подход. Для западных фирм.
Наши ИТ-компании даже при сильном желании подобные образовательные проекты не потянут. Ресурсы есть у горнодобывающих и металлургических холдингов. Их здравомыслящие руководители, наверное, понимают, что пора действовать. Иначе через несколько лет дефицит инженеров, способных решать нерядовые задачи, настигнет машиностроение, металлургию, химическую промышленность и другие отрасли.
Для создания новых вузов не придется ничего изобретать. Структуру и функционал можно скопировать с классической высшей школы. При этом система обучения должна строиться по модульному принципу. Тогда кадров хватит — преподавателям уже не придется планировать время на учебный год вперед. Модульность позволит привлекать и специалистов успешных предприятий. Кроме того, при правильном управлении модулями в учебной программе студенты раньше начнут работать в компаниях. Главное — определить, какие направления необходимы региону в первую очередь. Тогда совместно с теми, кто заказывает специалистов, можно выстроить учебные и рабочие планы и согласовать перечень необходимых дисциплин (компетенций).
Все это нам по силам. В Екатеринбурге сложилась уникальная ситуация. Здесь много университетов с огромными традициями, здесь есть Уральское отделение Академии наук, которого нет в Челябинске, Перми или Тюмени. Это дает солидный образовательный потенциал. Кроме нас, подобными условиями обладают только Новосибирск и Питер. Но если мы сейчас не займемся образованием, то исчезнут традиции, прервется преемственность и потери будут невосполнимыми. На восстановление уйдут поколения.
МНЕНИЕ ЗА:
Игорь Грицаев
директор Уральского центра высоких технологий:
— Поддерживаю мнение Валерия Роговича. Радикальность предложенного им решения продиктована объективными причинами. Со своей стороны, хотел бы добавить, что есть еще один аспект проблемы. Это ИТ-образование специалистов технических дисциплин. Ведь что такое ИТ-технологии? По сути, те же рабочие инструменты. Но человек, виртуозно владеющий топором, вовсе не обязательно построит хороший дом, если не знает, как его строить. Так же и в реальной жизни: молодые специалисты по ИТ-технологиям (знатоки инструмента) не ориентируются в предметной области и, попав на завод, не могут предложить решений, позволяющих эффективно перестроить работу предприятия. В результате самые совершенные ИТ-решения накладываются на допотопные бизнес-процессы и никакой реальной отдачи от их внедрения не происходит. Уровень подготовки специалистов нужно поднимать.
На Западе уже давно действуют корпоративные университеты, где специалисты, работающие в крупных компаниях, дополняют свои знания, полученные в вузах, новыми, необходимыми для успешного ведения бизнеса. Думается, что именно по такому пути рано или поздно и пойдут наши крупнейшие компании. Во всяком случае, «Северсталь» уже работает в этом направлении. Некоторые ведущие вузы страны сегодня активно сотрудничают с Интернет-университетом информационных технологий (ИНТУИТ).
Корпоративные университеты не заменяют традиционное образование, но служат ему естественным дополнением, предоставляя возможность повышать квалификацию или получать новую. За такими формами обучения — будущее.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Гарольд Зборовский
декан социологического факультета Гуманитарного университета, профессор, доктор философских наук:
— Я не вполне согласен с рядом выводов профессора Роговича. Проблема отношений высшей школы и бизнеса действительно существует, и она очень актуальна, но решать ее можно и нужно в рамках существующих структур, а не путем создания новых. Причем в первую очередь в налаживании такого взаимодействия заинтересовано само образование. Бизнес же пока к систематическим отношениям с вузами не готов и все еще занят хаотическим латанием дыр в кадровом потенциале.
Вузы не то чтобы не могут обеспечить компании специалистами — пока они просто не проявляют заинтересованности во взаимодействии с бизнесом. И дело тут совсем не в образовательных стандартах. Хотя уже сейчас есть исключения, например сотрудничество УГМК и УГТУ-УПИ. Но подавляющее большинство вузов живут по старинке. Такая ситуация будет продолжаться, пока образовательные учреждения могут хоть как-то существовать на бюджетные средства.
Трудности, связанные с подготовкой кадров, проще устранить, реформируя высшую школу, разрабатывая новые пути сотрудничества вузов и бизнеса. Мы все равно к этому придем, когда для большинства вузов окончательно исчезнут государственные субсидии, а университеты начнут сами заниматься поиском денег и вынуждены будут чем-то заинтересовывать бизнес. Другого пути просто нет.