«Через сто лет это будет центр города». Градсовет выбрал проект набережной пруда на ВИЗе
«Мы не ждем единого инвестора, который спустится к нам на золотом парашюте». Городские власти рассчитывают, что в реализацию проекта вложатся федеральные власти и бизнес.
Спецпроект: Forum 100+ Russia 2017
В финальный день форума высотного строительства Forum 100+ Russia прошел открытый градостроительный совет, на котором представили лучшие проекты по обустройству набережной Верх-Исетского пруда от Малого конного полуострова до ул. Папанина. Участники градсовета подчеркивают: грамотно разработать эту территорию будет непросто, и это очень ответственная задача. Во-первых, участок довольно велик — четыре км протяженностью. Во-вторых, на нем расположено большое количество памятников культуры федерального значения, в том числе уникальное для России явление — промышленный архитектурный ансамбль, выстроенный по проектам одного автора — архитектора Михаила Малахова. В-третьих, эта часть города в случае победы Екатеринбурга в конкурсе на право проведения ЭКСПО-2025 будет застраиваться объектами для проведения всемирной выставки.
У нас сегодня впечатление, что это окраина города, но это не так. Если рассматривать перспективу не 10-20, а 100-200 лет, центр Екатеринбурга будет сосредоточен именно здесь, на большой воде, поэтому подходить к его обустройству нужно крайне осторожно. А если в Екатеринбурге будет проходить ЭКСПО-2025, то на другом берегу будет вестись очень интересная и современная застройка, и этот участок будет смотреться совсем по-другому, — заявил сенатор Аркадий Чернецкий.
На конкурс были представлены восемь проектов, в финал вышли пять, из которых жюри выбрало тройку победителей. Как отметили на градсовете, ни один из предложенных вариантов не будет реализован в том виде, в каком его предложили авторы: из концепций выберут лучшие идеи и элементы и воплотят в объединенной версии. «И это нормально. Я провел десятки и сотни конкурсов, и единственный проект, который мы взяли «с листа» и реализовали практически в том виде, в котором он был предложен автором, — это проект стелы на границе Европа-Азия. Все остальные проходили доработку», — отметил г-н Чернецкий.
Все участники проекта предлагали свои варианты связки разрабатываемой территории с сетью городских транспортных маршрутов и каждый прописал свое смысловое и событийное наполнение этих участков.
1 место. Консорциум «Проект Река» (разработчики — ООО «Архитектурная мастерская Молокова» и ГК Aleka Group)
Предлагается реконструировать здания заводского архитектурного комплекса и создать на их основе музей Верх-Исетского завода и металлургии Урала, в здании заводоуправления разместить музей архитектора Малахова, сувенирные лавки, офисы. Авторы проекта предлагают создать бизнес-парк и водный каскад, а также раскрыть старинный водный канал, куда старый завод сбрасывал воду, проложить пешеходную зону вдоль набережной и облагородить пляж.
2 место. «Острова» (автор проекта — московский архитектор Александр Незнамов)
Согласно этому проекту, набережную Верх-Исетского пруда планируется разбить на семь обособленных зон, связанных единым маршрутом. Тематическое наполнение этих зон-«островов» должно соответствовать названиям — «детство», «спорт», «культура», «искусство» и т.д. Пространства между «островами» автор проекта предложил наполнить, например, холмами с заливными лугами и водными каналами, которые могут продолжить городские автодороги.
3 место «Зеленый берег» (разработчики — архитектурное бюро «Пиар»).
Авторы проекта видят на территории старинного завода культурный кластер и хотят проложить вдоль берега маршрут, «эволюционирующий» от городского пространства (территория завода) через пляж к зеленой территории экопарка.
Замглавы администрации по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Белышев рассказал, что о какой-то конкретике по этому проекту можно будет говорить уже в следующем году. Пока ни временные рамки реализации основных этапов проекта, ни сумма инвестиций не называется. Единственное, о чем с уверенностью говорят представители градсовета — проект будет реализовываться на условиях государственно-частного партнерства и с привлечением средств по федеральной целевой программе.
Не будет одного инвестора, который спустится к нам на золотом парашюте. Это будет комплексное решение, в том числе и в вопросах инвестиций, — отметил представитель мэрии.
Участники градсовета, видимо, вспоминая о судьбе непринятой транспортной реформы, подчеркнули, что каждый шаг реализации этого проекта будет освещаться в СМИ и проходить при необходимости публичное обсуждение.
Иллюстрации: конкурсная документация