Черный металлопрокат
эксперты Константин Кислых директор дивизиона «Свердловская область» Сталепромышленной компании Юрий Краев руководитель компании «СпецРЕЛЬСЫ» Виталий Попов коммерческий директор компании «КОМТЕХ
эксперты
Константин Кислых
директор дивизиона «Свердловская область» Сталепромышленной компании
Юрий Краев
руководитель компании «СпецРЕЛЬСЫ»
Виталий Попов
коммерческий директор компании «КОМТЕХ-Екатеринбург»
Владимир Сотонин
генеральный директор Уральской промышленной компании
Сергей Сотонин
генеральный директор компании «Стальной ТРЕСТ»
Александр Судницын
директор департамента маркетинга компании «ЕвразМеталл-Урал»
как небольшие компании конкурируют с крупными сетевыми трейдерами и торговыми домами комбинатов
зачем трейдеру нужна узкая специализация
Объем российского рынка металлоторговли, по словам Виталия Попова, коммерческого директора компании «КОМТЕХ-Екатеринбург», за прошлый год увеличился на 15% по отношению к 2005 г. и достиг 19 млн т.
Назвать емкость екатеринбургского рынка аналитики затрудняются, ссылаясь на отсутствие полной и достоверной информации о доходах всех игроков. «Кроме того, нет точных данных о том, какой объем проката местные трейдеры направляют на рынки других регионов, а какой продают здесь», — добавляет Константин Кислых, директор дивизиона «Свердловская область» Сталепромышленной компании (СПК) .
Эксперты предполагают, что в ближайшие три-пять лет существенного снижения темпов роста не предвидится. Владимир Сотонин, генеральный директор Уральской промышленной компании: «До 2010 г., как прогнозируют российские аналитики, потребление стали вырастет на внутреннем рынке в 1,5 раза. Поэтому можно ожидать, что ежегодно его емкость будет увеличиваться в среднем на 10%». Г-н Попов считает, что в 2007 г. рынок Свердловской области увеличится на 7-8%. Другие эксперты склонны называть еще более внушительные цифры прироста. По оценкам Александра Судницына, директора департамента маркетинга компании «ЕвразМеталл-Урал», и г-на Кислых, уральский рынок металлоторговли за 2006 г. вырос на 20-25% и ближайшие три-пять лет будет демонстрировать такие же темпы.
Положительная динамика увеличения объемов металлопроката, продаваемого трейдерами, продиктована прежде всего активным развитием строительной отрасли, считает г-н Судницын. Строителей он называет ключевыми потребителями металлопроката. Виталий Попов подтверждает эти выводы цифрами. По его словам, наиболее высокие темпы роста демонстрируют строительные сортаментные группы. По прогнозам «КОМТЕХ», в области за текущий год потребление профильных для строительной отрасли труб, сортового и фасонного проката возрастет на 10%, оцинкованного листа — на 8%. К списку ключевых потребителей металлопроката региона г-н Попов добавляет заводы металлоконструкций, машиностроительные и энергетические предприятия, ЖКХ.
Помимо позитивных изменений емкости рынка, эксперты отмечают нестабильность цен на металл и непредсказуемость соотношения импорт — экспорт. По общему мнению аналитиков, спрогнозировать изменения расценок и объемов, направляемых комбинатами на внутренний рынок, практически невозможно. Во многом из-за этого рентабельность металлотрейдеров не поднимается выше 10%, считает Владимир Сотонин.
Несмотря на то что спрос со стороны строительных организаций стабильно растет, предсказать объемы летних закупок не так просто, отмечает Александр Судницын: «К примеру, с началом этого строительного сезона мы отметили падение объемов закупаемого строителями проката по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. И главным фактором снижения спроса, по нашим оценкам, стало не общее сокращение строительства в регионе, а политика компаний-клиентов. В этом году многие из них заранее приобрели необходимый металлопрокат зимой, когда цены были ниже».
Цены ползут вверх в периоды, когда российские комбинаты увеличивают объемы продукции, поставляемой на экспорт. Политика производителей в этих вопросах зависит от мировых расценок, которые так же не поддаются долгосрочному прогнозированию, отмечают металлотрейдеры.
Распределение металлопроката российских производителей и в конечном счете уровень цен зависят также и от импорта стали. Г-н Судницын: «На уральский рынок импортная сталь почти не поступает. Но оказывает на него влияние: в южных, центральных регионах и на Дальнем Востоке она есть. Российские производители под давлением иностранных конкурентов сокращают свои поставки на этих территориях и перенаправляют прокат туда, где доля импорта минимальна. В том числе — на Урал. Увеличение объемов в итоге сказывается на ценах».
На местном рынке, отмечает Константин Кислых, работают около 50 металлотрейдеров. К числу лидеров эксперты относят не более десяти компаний, которые, по разным оценкам, в совокупности контролируют от 60 до 80% всего рынка.
По словам аналитиков, пул местных лидеров сложился давно и принципиальных изменений в этом списке пока не происходит. Г-н Кислых подчеркнул, что ведущие позиции занимают три группы металлотрейдеров: старожилы регионального рынка, проработавшие на нем не менее десяти лет («Атомпромкомплекс», «Металлинвест», СПК и др.), филиалы крупных федеральных сетей («КОМТЕХ», ТМК и др.) и торговые дома меткомбинатов («Мечел», «Евраз» и др.).
Первые (крупные компании регионального масштаба) удерживают свои позиции за счет устоявшихся связей с поставщиками. «Они успели укрепить свои отношения с комбинатами. Производитель заинтересован в том, чтобы фирма могла гарантировать ему четкое соблюдение графика поставок. Те, кто работает с производителем давно и не нарушает договоренностей, могут рассчитывать на привилегии (гарантированные отгрузки в то время, когда у комбината ограниченные запасы проката, или снижение закупочных цен)», — поясняет Константин Кислых.
Вторые — представители крупных федеральных компаний — занимают солидную долю рынка за счет развитого сервиса и больших объемов закупок (а следовательно, более низких цен на металлопрокат у производителя).
Аффилированные с предприятиями-производителями структуры по определению имеют преференции при поставках проката, отмечают эксперты. Помимо относительно низких цен, они, в частности, получают от комбинатов возможность рассрочки платежа, на которую остальные игроки рынка рассчитывать не могут.
Несмотря на жесткую конкуренцию и высокий порог вхождения (по оценкам Владимира Сотонина, не менее 150 млн руб.), ежегодно на рынке появляется около десяти новых компаний, отмечают эксперты.
Такие трейдеры, констатирует Александр Судницын, обычно лишены достаточных складских площадей, не претендуют на большие объемы прямых закупок у производителя (перекупают прокат у крупных игроков) и держатся на рынке, как правило, не больше года. Г-н Судницын: «Логика очень простая: цены на рынке стабильно падают в зимние месяцы (темпы строительства снижаются) и растут летом. Выходя на этот рынок зимой, инвестор может рассчитывать на то, что летом, в условиях резкого увеличения спроса, продав весь закупленный прокат, он получит в качестве прибыли до 40% от вложений. Так и делают. Зимой закупают, летом продают и закрываются».
Сергей Сотонин, генеральный директор компании «Стальной ТРЕСТ», полагает, что малые и средние региональные трейдеры (объем продаж — до 5-7 тыс. т проката в месяц) все-таки способны конкурировать с гигантами российского рынка и торговыми домами комбинатов. Чтобы соперничать с ними по ценам, относительно небольшие фирмы должны гарантировать производителю крупные объемы закупок, сложив свои усилия, добавляет г-н Сотонин.
Объединения трейдеров в закупочные корпорации носят временный характер, считает Константин Кислых. По его оценкам, подобные структуры успешно работают во время стабильных поставок и рушатся в периоды дефицита металлопроката на рынке. «Пока проката хватает всем, объединяться на закуп можно. Как только комбинаты вводят квоты на поставки, внутри таких корпораций начинаются проблемы — нет единого менеджмента. Поделить ограниченный объем продукции между собой трейдеры обычно не могут, из-за чего альянсы рушатся», — поясняет г-н Кислых.
Сергей Сотонин уверен: проблема разваливающихся союзов состоит не столько в отсутствии единого руководства, сколько в желании сотрудничать со всеми комбинатами, продукция которых интересна участникам объединения. Г-н Сотонин: «Ошибка нескольких первых закупочных корпораций — желание охватить вниманием все комбинаты. Время показало, что это невозможно. Некоторые акционеры хотят покупать продукцию одного производителя, другие — второго. В итоге не набираются достаточные объемы для получения преференций ни на одном из комбинатов. Развитие корпораций идет по спирали: новые объединения трейдеров учитывают недостатки предшественников».
На Урале появились корпорации, сосредоточенные на закупке продукции определенного комбината. В 2006-2007 гг. образовались объединения «МАГМЕТ» (специализируется на продукции ММК) и «ЕврАзияСТАЛЬ» (продукция предприятий «ЕвразХолдинга»). Как говорит Сергей Сотонин, об успешной работе этих альянсов свидетельствуют отчеты финансовой деятельности. По его словам, обороты у «ЕврАзияСТАЛЬ» за время существования объединения (образовано в марте текущего года) достигли 80 млн руб., у «МАГМЕТ» (работает с сентября 2006 г.) — 120 млн руб.
Участники каждой корпорации — 10-15 металлотрейдеров со всей России, это позволит набирать объемы по комбинатам от 10 до 15 тыс. т в месяц в каждом объединении, прогнозирует Сергей Сотонин.
Другой способ выживания на рынке для малых фирм — уход в узкие ниши, считает Юрий Краев, руководитель компании «СпецРЕЛЬСЫ». Эта организация появилась на местном рынке в 2006 г., она специализируется на поставках рельсов (крановые рельсы, рельсы узкой колеи и др.).
Главное конкурентное преимущество узкоспециализированных игроков перед гигантами отрасли, по мнению г-на Краева, — сервис и стабильные поставки проката конечному потребителю: «Обратившись к обычным металлотрейдерам, клиент может не найти металл редких позиций. Держать его на складе для таких компаний нерентабельно. При звонке в специализированную фирму шансы потребителя получить необходимый ему товар резко повышаются. Менеджеры этих организаций, занимаясь только одним видом металлопродукции, накапливают эксклюзивные знания».
Узкоспециализированные компании и объединения трейдеров не влияют и не будут серьезно влиять на конъюнктуру, полагает Виталий Попов. Он отмечает, что рынок идет по пути укрупнения: «Мелких и средних трейдеров станут постепенно поглощать или вытеснять. Ориентировочно через пять-десять лет на рынке будут преобладать крупные сетевые компании и аффилированные с производителями структуры».
Только иностранные интервенты могут потеснить крепкие позиции компаний федерального масштаба, добавляет г-н Попов. По его словам, высокие темпы роста рынка металлопотребления привлекают зарубежный капитал. «Вероятно, методом экспансии будут служить либо поглощения и слияния с уже существующей сетью, либо поглощение разрозненных средних и мелких металлотрейдеров», — прогнозирует он.
В качестве одного из первых примеров экспансии иностранного капитала Сергей Сотонин приводит продажу сбытовых подразделений «ЕвразХолдинга». По данным газеты «Коммерсантъ», сейчас проходит сделка по приобретению сети торгово-сервисных центров «ЕвразМеталл»1, принадлежащей акционерам «ЕвразГруп». Покупателем выступает швейцарская компания Carbofer General Trading S.A. В местном представительстве сбытового подразделения «Евраза» — «ЕвразМеталл-Урал» — информацию подтверждают, но не комментируют, ссылаясь на то, что официальная позиция холдинга по этому вопросу еще не сформулирована.
Отказ комбинатов от собственных торговых домов перерастет в массовую тенденцию, и такие организации могут остаться без товарной поддержки со стороны производителей, поясняет Сергей Сотонин. В качестве аргумента он приводит опыт западных компаний: «В странах развитого капитализма металлургические заводы отдают продажи своей продукции на аутсорсинг. Российский рынок, вероятно, пойдет по тому же пути».
Константин Кислых считает, что однозначно прогнозировать грядущий массовый отказ комбинатов от собственных сбытовых структур нельзя: «В продажах металла конечному потребителю через торговые дома для производителя есть как плюсы, так и минусы. Безусловное преимущество — добавочная стоимость, которую получает сам комбинат, а не трейдер-посредник. Минус — производитель вынужден привлекать дополнительные ресурсы для развития инфраструктуры. По сути, это диверсификация бизнеса».
1 «ЕвразМеталл» объединяет специализированные сбытовые подразделения — официальных дистрибьюторов ООО «Торговый Дом «ЕвразХолдинг». В структуру «ЕвразМеталл» входят «ЕвразМеталл-Поволжье», «ЕвразМеталл-Северо-Запад», «ЕвразМеталл-Сибирь», «ЕвразМеталл-Урал», «ЕвразМеталл-Центр» и «ЕвразМеталл-Черноземье».
Уточнение. В «ДК» № 28 от 23 июля 2007 г. на стр. 30 была допущена неточность. Правильный вариант: информация предоставлена «ТНТ-Урал». Редакция приносит свои извинения.