ЧИТАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ - 03.07.2006
Мы созвали Читательский совет Мы созвали Читательский совет Состоялась первая встреча журналистов и редакторов «ДК» со своими читателями — первый Читательский совет. Для начала, зачем мы все
Мы созвали
Читательский совет
Состоялась первая встреча журналистов и редакторов «ДК» со своими читателями — первый Читательский совет. Для начала, зачем мы все это затеяли. По большому счету целей три. Во-первых, мы далеки от мысли, что можно, запершись в четырех стенах редакции, создать востребованный продукт даже с армией самых профессиональных экономических журналистов. Без живой обратной связи от аудитории невозможно понять, о том ли мы пишем, в том ли направлении двигаемся. Во-вторых, нам хочется, чтобы читатели были в курсе принципов и стандартов работы редакции, имели возможность увидеть журналистскую кухню изнутри: как мы собираем информацию, каких экспертов привлекаем, как пишем и как переупаковываем данные и т. д. И, наконец, третья цель — разрешать те немногочисленные конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают во взаимоотношениях журналистов и ньюсмейкеров.
Тема первого Читательского совета звучала так: «Идеальный пресс-секретарь. Как найти баланс между PR-задачами компании и интересами читателя». Не хочется писать, что «встреча прошла в теплой и дружественной обстановке», но это так. Честно говоря, мы ожидали более жесткого диалога — со взаимными обвинениями и претензиями. Пресс-секретари и руководители PR-служб екатеринбургских фирм совместно с журналистами пытались ответить на вопросы: «Почему одни компании и бизнесмены постоянно присутствуют в информационном поле журнала, а другие нет?», «Как найти компромисс между требованиями редакции и интересами фирмы во время сверки прямой речи экспертов?», «Как создать пресс-релиз, который привлечет внимание журналиста?» Оказалось, журналисты и пиарщики вполне могут найти точки соприкосновения.
Встречи Читательского совета будут проходить регулярно, раз в месяц. Если вы также желаете вживую пообщаться с редакцией, пишите на kazarin@ek.apress.ru
С уважением, главный редактор журнала «Деловой квартал» Антон
Казарин.
О том, почему журналисты пишут об одних компаниях и не замечают других
Ольга Благодатских (руководитель отдела продвижения консалтинговой компании «Активные Формы»): «Типичная ошибка, которую допускают пиарщики — выступают барьером между руководителями предприятия и журналистами. Если вы хотите, чтобы ваша компания появлялась на страницах журнала, необходимо, наоборот, налаживать коммуникации между журналистом и представителями вашей организации. Никто лучше меня не понимает, что творится в фирме. И я могу дать эту информацию журналисту. Правда, нужно отдавать себе отчет, что журналистам совсем не обязательно знать все, что происходит в компании».
Богдан Кульчицкий (ведущий рубрики «Менеджмент/Решение»): «Весь секрет хороших отношений журналистов «ДК» и «Активных Форм» в том, что Ольга всегда работает переводчиком в тех встречах, которые у нас случаются с консультантами компании. Из моего опыта: когда консультанта заносит в сторону излишнего теоретизирования или самолюбования, Ольга сама осаживает его по-свойски. Она была и остается незаменимым человеком. В дальнейшем мне достаточно было задать вопрос, и Ольга говорила либо да, мы сможем помочь, либо нет — мы этим не занимаемся».
Алексей Жданов (редактор разделов «Менеджмент», «Маркетинг»): «Эффективность взаимодействия компании и журналистов зависит от политики фирмы. Решения принимает не отдел по связям с общественностью, а руководство организации. Вот, к примеру, довелось мне делать интервью с владельцем IKEA Ингваром Кампрадом. Оказалось, что добиться интервью с ним гораздо проще, чем организовать встречу с некоторыми местными руководителями среднего уровня. Московский PR-менеджер сказала: «Я сейчас позвоню ему, скорей всего к вечеру что-нибудь будет». То есть в ее полномочиях было выйти напрямую на собственника компании».
О том, почему компании не отвечают на запросы журналистов
Евгений Владыкин (директор по связям с общественными организациями и рекламе Альфа-Банка): «Я уверен, что 90% случаев отказа на запросы издания — это не коммерческая тайна, а простые тривиальные вещи. Я их даже систематизировал:
1) отсутствие полномочий отвечать на тот или иной вопрос. Я не буду отвечать на вопросы о политике, о глобальной экономике в целом, решениях Госдумы и Центробанка;
2) сложность внутренних согласований. Если поступил запрос на тему, по которой я знаю недостаточно, я иду к отраслевому специалисту. Потом текст необходимо отправить руководителю специалиста, потом руководителю филиала и т. д.;
3) отсутствие специалистов, которые могут ответить. Вот «ДК» попросил недавно дать комментарий — прислали какой-то калькулятор… Даже смотреть страшно — 120 столбцов заполнить, пересчитать. Кто это будет делать? Экономисты? Им есть чем заняться;
4) отсутствие продукта, о котором спрашивает журналист, и невозможность об этом открыто заявить;
5) наличие продукта, но отсутствие конкурентного преимущества на рынке. Если наша позиция в конкретном сегменте рынка менее привлекательная, чем у конкурентов, бессмысленно и отвечать».
Антон Казарин (главный редактор «ДК»): «Часто приходится слышать: «Не будем давать комментарии, потому что остальные эксперты нас недостойны» или «Мы не хотим стоять рядом с ними...» На мой взгляд, это ущербная позиция. Мало того что вы лишаете таким образом читателя права на получение объективной информации о рынке, вы еще и наказываете себя забвением. Рынок деловой прессы Екатеринбурга только развивается, позиции «ДК» для большинства изданий недостижимы. Что ж нам теперь — на всякое обращение журналистов за комментариями задирать нос и делать вид, что, кроме «ДК», на рынке никого нет? Не будете говорить вы, за вас будут говорить конкуренты. Причем чем дальше, тем громче».
О том, какие пресс-релизы не выбрасывают в корзину сразу по получении
Елена Коровина (менеджер по маркетингу и рекламе автоцентра Lucky Motors): «У нас появилась новая модель спортивного автомобиля, продавать которую имели право только мы. Я отправила пресс-релиз в «ДК». Но так и не дождалась ответа. Другой пример: проходило у нас заметное мероприятие — роуд-шоу Nissan в парке Маяковского. Там присутствовали все руководители Nissan, у них можно было взять эксклюзивное интервью. Но никто из «Делового квартала» не пришел, хотя представители всех других изданий были. Почему «ДК» не пишет об этом?»
Ольга Благодатских: «Следует искать пересечение интересов. Необходимо попытаться встать на место журналиста и понять, какая информация и в каком виде ему требуется. Например, у меня есть информационный повод. Я не буду тратить время на то, что потом пойдет в корзину. Я звоню журналистам и спрашиваю: «Ребята, вам это интересно?» Если ответ положительный, узнаю, какого рода информация по этому поводу нужна, пишу и отправляю пресс-релиз. Если информация неинтересна, можно выяснить почему».
Андрей Расторгуев (зам. директора филиала АНО «ИКР» группы компаний «Ренова» в Уральском регионе): «Я сознательно по возможности поддерживаю сильный поток релизов. Не всегда понимаю, почему «ДК» не публикует их, на мой взгляд, там есть вещи интересные, но особо не переживаю по этому поводу. Здесь не вышел, в другом месте появился. Общий поток создается, и нормально».
О том, как согласовать текст с «ДК» и не потерять работу
Галина Подовжняя (зам. регионального генерального директора по связям с общественностью Coca-Cola HBC Eurasia): «ДК» однажды брал интервью у директора компании, в которой я работала. По всем правилам журналистской этики специалист отправил материал на согласование. И тут директор говорит, что текст неверный, это нельзя пускать в печать, почему здесь такой уничижающий комментарий конкурентов, мне вообще стиль не нравится. Я как пиарщик всегда отстаиваю интересы фирмы, даже если понимаю, что она не права. Поэтому приходилось работать на два фронта. Внутри организации — объяснять, что мы не должны выступать в роли редактора, комментировать стиль, манеру изложения, редактор не должен объяснять, почему привлек комментарии других игроков. С другой стороны, приходилось защищать интересы компании перед изданием. При этом следует помнить об одной важной детали — максимально уважительно относиться к редакции, к конкретному журналисту».
Антон Казарин: «Вот уже два года мы принципиально не высылаем ньюсмейкерам для ознакомления полные тексты статей. Предоставляем лишь прямую речь в контексте абзаца или двух. Это вынужденный шаг, продиктованный горьким опытом. Когда мы давали возможность экспертам знакомиться со всей статьей до выхода, часто случались конфликты. Редкий ньюсмейкер удержится от того, чтобы не начать выкручивать руки редакции, увидев критический комментарий конкурента или контрагента. Тут же раздаются просьбы или даже приказы снять статью, убрать сторонний комментарий и т. д.».
Богдан Кульчицкий: «Иногда существующие проблемы согласования очень легко решаются при отсутствии пиарщиков в этих переговорах. Многие пиарщики просто стараются выслужиться перед начальством. Шеф сказал, что ему не нравится стилистика, — PR-менеджер берет под козырек и начинает давить на журналиста, стремясь переписать текст. Проблема легко решается, когда ты перестаешь общаться с ним и начинаешь общаться с руководителем. В следующий раз ты сто раз подумаешь, стоит ли обращаться к такому пресс-секретарю».
Даниил Силантьев (ведущий тематических страниц «ДК/Technology»): «На самом деле конфликты по поводу согласований возникают порой на пустом месте, вокруг совершенно прозрачной информации. Понятно, когда в запале человек выдал коммерческую тайну — просто оговорился. Например, раскрыл планы региональной экспансии. Здесь можно пойти навстречу и придержать новость. Но когда ты сам лично достаешь сведения из открытых источников, по доброте душевной показываешь свой авторский текст ньюсмейкеру, и начинается… «Да меня уволят, если вы это напечатаете, все не так. Мы вообще ваш материал снимаем!» Если вы начинаете убиваться из-за информации, которая валяется на дороге, — это самый верный знак, что больше журналисты к вам никогда не обратятся».
Андрей Расторгуев: «Не так чтобы очень часто, но время от времени приходится вспоминать справедливое высказывание одного из коллег: «PR-менеджер — клоун на канате между журналистом и руководством». Очень хочется, чтобы журналист понимал: пиарщик получает пинки с обоих краев каната. Только в этом случае — представляя положение друг друга — можно найти разумный компромисс между интересами фирмы и задачами редакции».