Чур меня! Уральские предприниматели — о своих приметах и суевериях в преддверии Хэллоуина
Встречи по гороскопу, счастливые ручки, календарь Майя и тайны нумерологии. Какие иррациональные методики ведения дел используют свердловские бизнесмены — в материале DK.RU.
Бизнес — штука весьма рациональная, и успех в нем зависит от трезвого расчета и знаний. Но даже у предпринимателей — холодных и логичных — есть свои приметы и суеверия. Например, бывший руководитель одного из уральских банков в свое время не стесняясь рассказывал, что носит в кошельке «на развод» банкноту из Зимбабве. Коммерческий директор одного из свердловских провайдеров признается, что старается быть начеку в пятницу 13-го: в этот день по неизведанным причинам всегда возникают проблемы с сетью. А зампредседатель Уральского банка Сбербанка России Сергей Попов смотрится в зеркало, если пришлось возвращаться за забытой вещью. Впрочем, он уверен, что приметы — приметами, но ни одна из них не поможет в сделке или переговорах, если к ним как следует не подготовиться.
DK.RU спросил у свердловских предпринимателей, как они относятся к иррациональному в бизнесе и жизни.
Антон Чурбанов, владелец чебуречной «Время Ч»:
— В ресторанном бизнесе немало суеверий, хотя я в них не верю и считаю предрассудками. В Москве, где я работал одно время, официанты были просто помешаны на суевериях и приметах. Например, считается, что если первым гостем в ресторане будет дама, то весь день отдыхающие будут оставлять мало чаевых. Особенно не повезет официанту, у которого дама оказалась первым гостем на позиции. Дальше: зачесалась ладонь — почеши ее о карман, в который складываешь чаевые. Если даешь в долг после полуночи, то передавай деньги только через какую-нибудь поверхность. Классическая примета: стол нельзя вытирать рукой или салфеткой — только тряпкой. Есть и совсем бредовые суеверия, вроде того, что зажигалку нельзя класть в пачку сигарет — «денег не будет».
Дмитрий Головин, директор компании по прокату строительных инструментов:
— Конечно, с суевериями сталкиваться приходилось. Например, один известный мне предприниматель вдруг уверовал в гороскоп и начал назначать встречи в соответствии с ним. К примеру, он был Лев, и гороскоп указывал, что ему не надо в этот день встречаться с Раком, потому что Рак в этот день будет доминировать надо Львом. И я видел, как он визжал и топал ногами на секретаршу, которая назначила встречу с каким-то Раком именно на этот день и не удосужилась даже заглянуть в гороскоп.
Что касается меня, то, поскольку я и так невротик, каких-либо ритуалов и примет, тем более, связанных с бизнесом, у меня нет. Как только в жизни обнаруживается какая-то закономерность, готовая вот-вот превратиться в некий ритуал, я сразу стараюсь эту закономерность сломать, с обреченной радостью подставляя лицо соленому ветру неизвестности. Если приходится вернуться за какой-то забытой вещью — для меня это сигнал того, что я сегодня несобран, и надо быть особенно внимательным. Иногда смотрюсь в зеркало, иногда стучу по дереву, но чаще этого не делаю. Трещинки на асфальте и между плитками стараюсь обходить, дабы не запнуться. На люки стараюсь не наступать — повелось со времен советского детства со страшилками про то, как в люки проваливались дети. Если черная кошка перебежала дорогу — все равно иду или еду. Если навстречу попалась баба с пустыми ведрами — понимаю, что я в деревне. В общем, стараюсь держать себя в руках. Иногда сам ужасаюсь тому, насколько я рационален. Все нерациональное (а суеверия и приметы относятся к области иррационального) — в топку!
— В школе у меня была одна примета: перед хорошей и важной дракой нужно обязательно добиться безупречного внешнего вида. Если не погладишь школьную форму — драка будет тяжелой. Я с уважением отношусь к суевериям, хотя сам атеист и материалист. А среди своих партнеров я сталкивался и с человеком, который руководствовался календарем Майя, и с последователем нумерологии, и с тем, кто увлекался соционикой.
Ольга Новогородова, основатель детского развивающего центра HarvardKids:
— Все приметы в бизнесе математически просчитаны и основаны на здравом смысле и логике. Можно, конечно, верить в то, что «как лодку назовешь, так она и поплывет». Можно тратить огромные бюджеты на логотип и разработку концепции бренда. Можно верить в «удачливых» топ-менеджеров с МВА и не жалеть на них денег. Но в реальной жизни, давайте посмотрим правде в глаза, работают три вещи: ориентирование в бизнесе, трудолюбие и ум. Вот это и есть самые работающие бизнес-приметы.
Хотя я однажды работала с человеком, который верил в гороскопы. Это был взрослый, состоявшийся и состоятельный мужчина. При этом он даже персонал себе подбирал, основываясь на гороскопической совместимости. Однажды его помощник пришел с сообщением, что один из менеджеров загубил сделку, выложил провокационный ролик о компании в Youtube, а потом уволился. На что шеф спокойно ответил: «Ничего странного, он же Овен!». И посмотрел так, что всем стало понятно: Овны всегда себя именно так и ведут, и ничего неожиданного в этой ситуации нет.
Евгений Иванов, директор по развитию корпоративного бизнеса компании «МегаФон» на Урале:
— В 2002 г., когда я работал в «МегаФоне» только второй месяц, на один из праздников коллеги подарили мне авторучку. Спустя какое-то время она стала важным атрибутом моих удачных проектов и сделок. С тех пор уже 14 лет самые важные документы подписываю только ей. И, надо заметить, эта традиция ни разу меня не подводила!
Еще один обычай. Есть примета — «не говори «гоп», пока не прыгнешь» — полностью согласен. Поэтому в работе предпочитаю вести как можно меньше разговоров, пока не свершилось дело. На личном опыте проверено неоднократно, поэтому придерживаюсь правила — не распространяться о чем-то важном, что должно произойти в ближайшем будущем. Вот когда случится — тогда и можно радоваться и обсуждать.
Дмитрий Любин, гендиректор ООО «Авиационные Сервисные Технологии»:
— Суеверия и приметы сопровождают меня всю жизнь, и в целом сбываются. Это, конечно, язычество, но тем не менее. Так как мой бизнес связан с авиацией, то в обиход плотно вошли многие авиационные суеверия. Во-первых, ни в коем случае не употреблять слово «последний» — что угодно, но только не его. Во-вторых, никогда не загадывать и не говорить в определенном тоне о будущем. Например, «прилетим в Москву в 16:00» заменяется обтекаемым «по расписанию должны прилететь в 16:00», или «если все будет нормально, то прилетим в 16:00». И в-третьих, никогда не ругать самолет, на котором летишь, и не свистеть в полете. Впрочем, вообще свистеть в закрытом пространстве считается плохой приметой — «высвистишь все деньги». Кроме того, для меня лично очень важен первый звонок или смс-сообщение с утра. От его характера — позитивного или негативного — зависит весь день.
Когда мы с женой были совсем молодыми, зарабатывали на том, что шили пальто и продавали их на Центральном рынке. В то время и мы, и наши «коллеги по рынку» первыми вырученными деньгами в торговый день касались остального товара. Как бы «мазали» его удачей.
Иван Шкиря, собственник колл-трекинговой компании Callibri:
— Весь вопрос в том, что такое суеверия. В моем понимании суеверия — это простое объяснение непростых вещей. Например, религия — это те же суеверия, но задокументированные и легализованные в большом пласте общественности. И мне забавно видеть, как «религиозный» человек сторонится черных кошек, надевает «счастливый галстук», не бреется и занимается другими вещами, которые явно противоречат его официальным убеждениям (религии). Но озвучивать конкретные примеры не буду — это личное дело каждого.
Все мои приметы объективны в той системе ценностей, в которой я их придумал. Иррационального в них нет. Я считаю, что если ключевые метрики растут, значит, я становлюсь богаче. Если 30-е число на календаре — пора платить зарплату. Если количество тикетов в техподдержке превышает допустимый процент — мы работаем фигово. Может это и скучно, но как уж есть.