Cybertime System запустил бизнес в виртуальном мире
Компания Cybertime разрабатывает онлайн-игру «Виртуальный Екатеринбург». Если замысел удастся воплотить, столица Урала станет первым мегаполисом, создавшим виртуального двойника, в котором можн
Виртуальные миры активно завоевывают на Западе жизненное пространство: число пользователей самого популярного сервиса Second Life1 растет на 10-15% ежемесячно. На нем проводятся пресс-конференции, открываются филиалы и посольства, проходят деловые переговоры и заключаются сделки. Россия оказалась за пределами этого процесса. Русский сегмент Second Life почти пуст, а собственной альтернативы нет. Но интерес к виртуальным мирам большой, и именно на него решил сделать ставку в своем бизнесе Владислав Ницак, директор компании Cybertime System.
— Сначала мы хотели просто сделать игру, привязанную к Екатеринбургу. Чтобы можно было, сидя за компьютером, побегать и пострелять в привычных условиях. А компаньон по бизнесу хотел сделать поисковик — решили объединить направления. Уже потом знакомые из МУП «Столица Урала», которые как раз были заняты созданием справочника и поисковика, натолкнули на мысль делать именно виртуальный город, а не просто очередную игрушку.
— Людям свойственно переоценивать сложность задач в этой сфере. Сначала процесс шел вообще на чистом энтузиазме. О серьезных инвестициях стали задумываться, только когда потребовался программный движок для проекта. Первое время планировали все сделать на базе бесплатного софта, затем хотели купить его у местного разработчика игр — компании «Таргем», но он нам не подошел по техническим параметрам. В итоге выбрали коммерческий движок от компании Epic Games — Unreal 2. Это один из самых популярных и совершенных продуктов в своей сфере. Он стоит около $350 тыс. Частично мы готовы вложить свои деньги, остальное рассчитываем получить у инвесторов. Желающие уже есть. Мы рассматриваем несколько предложений, в том числе от московского венчурного фонда ABRT, который активно инвестирует в российские софтверные стартапы. Может быть, договоримся о рассрочке при покупке лицензии и не будем никого приглашать в свой бизнес.
— Конечно, не все. Движок — это, наверное, около 80% затрат. То есть общий бюджет у нас примерно $500 тыс. На Западе в игровые проекты вкладывают по $40 млн.
— Продумываем и игровой момент. Пользователь сам будет создавать себе персонажа и присоединяться к одной из трех фракций в игре. Дальше можно будет выполнять разные миссии, копить виртуальные деньги. Если человек не хочет, можно вообще не участвовать в игре, а просто общаться, пользоваться справочниками, строить в игре дома, ходить в гости и т. д. Такая виртуальная среда обитания.
— Во-первых, доходы от рекламы. Вывеска (копия натуральной) в игре будет стоить 7 тыс. руб. — места под них много. На заказ можно создавать виртуальные магазины, банковские офисы, копии ресторанов — все, что есть в городе и чего нет. Например, «МегаФон» заинтересовала возможность запустить в виртуальности аэростат с логотипом. Во-вторых, плата с игроков. В-третьих, мы будем зарабатывать на создании виртуальных офисов разных компаний как на отдельном бизнесе. Звучит фантастично, но заказчики уже есть. Активно интересуются банки, операторы сотовой связи, а для компании «Автоленд» мы уже моделируем их автосалон на Блюхера. Правда, он будет использоваться не только в игре, но и в их презентациях. Есть интерес к созданию виртуальных туров по уральским отелям. Строим небольшие локации для турфирм, чтобы посетители их сайтов, например, могли посмотреть объемные изображения курортов, а не просто фотографии. Мы собираемся делать такие вещи массово.
— Пессимистичный прогноз — до 10 тыс. участников, но мы стремимся к тому, чтобы движок обрабатывал до 300 тыс. посетителей. Мы рассматриваем столицу Урала как тестовую площадку. В ближайшее время займемся Питером, одновременно формируется команда в Лондоне и идет поиск моделлеров в Москве.
— В ближайшее время выходит полноценная демоверсия, которая позволит пяти-шести десяткам игроков протестировать возможности движка, погулять по центру города, собрать в виртуальности конференцию.
— Мы решили не брать спальные районы. Сейчас есть модели всех зданий от Челюскинцев до Восточной. Вообще, планируем ограничиться зоной УПИ — Вокзал — Щорса — Московская и закончить ее моделирование уже к концу года.
Опытный моделлер (человек, делающий виртуальные модели реальных объектов. — Прим. ред.) в день может создавать четыре дома. Модель дома обходится нам примерно в 300-400 руб., ну, конечно, если это не Храм на Крови.
В спальных районах у нас будет «зона частной застройки». (Смеется.) Пользователи по согласованию с администрацией игры смогут возводить там свои здания.
— Он же не держит в памяти сразу весь город, а подгружает данные по необходимости. Уже вышла новая версия этой программной платформы — Unreal 3, но она стоит на порядок дороже ($40 млн) и на многих компьютерах просто не запустится — высокие системные требования. А наш движок будет работать даже на офисных машинках.
— На нас вышла команда, которая хочет делать виртуальную модель города и даже нашла деньги за границей, причем у проекта должна быть социальная направленность — пропаганда межнациональной терпимости. Вероятно, мы с ними объединимся. Есть проект в «Уралаэрогеодезии», они по заказу администрации делают модель города для презентации — готовятся к саммиту Шанхайской организации сотрудничества. С ними мы как раз сейчас прорабатываем возможности обмена наработками: у них есть самые точные карты и справочники, у нас — технологии моделирования. Распространяться программа будет на диске стоимостью примерно 150 руб., причем без защиты от копирования, чтобы максимально расширить аудиторию.
1 Second Life — самая популярная в мире онлайн-игра, имитирующая реальность.