Дайте проехать!
Олег Хабибуллин депутат городской думы Сприходом лета в Екатеринбурге наступает транспортный коллапс — для ремонта перекрывают магистральные трассы. Автомобили часами стоят в пробках — передвижения
Олег Хабибуллин
депутат городской думы
Сприходом лета в Екатеринбурге наступает транспортный коллапс — для ремонта перекрывают магистральные трассы. Автомобили часами стоят в пробках — передвижения по городу съедают половину рабочего времени. Вы скажете, по-другому не получится — дороги нуждаются в ремонте. Но когда я вижу, как строители снимают уложенный год назад асфальт и заменяют его новым, возникают вопросы — и к тем, кто распоряжается бюджетными средствами, и к тем, кто эти средства осваивает. Если при советской власти деньги пускали на ветер по глупости («Под окном дорогу люди перерыли в пятый раз, никогда, друзья, не будет безработицы у нас», — писал сатирик Игорь Тарабукин), то сегодня из двух российских бед осталась только одна — дороги. Дураки поумнели.
Если полотно дороги сделать чуть уже, а асфальта положить на пару сантиметров меньше, чем требует строительная норма, на одном только километре трассы можно сэкономить миллионы рублей. И забрать себе. Дабы исключить злоупотребления, комиссия, подписывающая акт о приемке новой (или отремонтированной) дороги, должна проверить качество покрытия — сделать шурфы и убедиться, что глина, отсев, щебень и асфальт присутствуют в необходимых количествах. Но этого не делают практически никогда. И асфальт приходится перекладывать. Если прикинуть, сколько дорог строят у нас в городе, можно вычислить и масштаб убытков.
Весной 2007 г., когда в городской думе рассматривали ситуацию с дорожным строительством, к депутатам, у которых накопились вопросы, пришел замглавы Екатеринбурга Александр Ляшенко. Я поинтересовался, почему асфальт на отрезке объездной дороги между ул. Амундсена и Московская накатывали по первому снегу. Такого не может быть, ответил г-н Ляшенко, и мы договорились встретиться на следующий день на месте событий. Он приехал со строителями, посмотрел участок дороги, убедился, что покрытие неровное — трассу расширяли в ноябре 2006 г., и сказал: подрядчик выполнил работы бесплатно для города и так же бесплатно переделает. Я попросил акты приемки, чтобы можно было посмотреть сметы, и отправил соответствующий запрос. В начале 2008 г., когда я обратился за сведениями повторно, Александр Высокинский, замглавы города по стратегическому планированию, сообщил, что предоставить информацию они не могут.
Наверное, это такая политика — сдавать плохие дороги, чтобы коммерческие структуры, приближенные к администрации, всегда были при деле. Воруют ли на строительстве дорог? Думаю, да. Поумневшие чиновники увидели, что за счет налогоплательщиков можно делать хороший бизнес.
Выбирать из лучшего
За примером иного рода далеко ехать не придется. Мэр Челябинска Михаил Юревич (к которому жители города относятся по-разному) за три года привел дороги в порядок. Не только в центре, но и на окраинах вы не увидите вспученного асфальта и провалившихся колодцев. Вероятно, потому, что г-н Юревич — автолюбитель, плохие дороги ему досаждают. Говорят, придя к власти, он предупредил строителей и чиновников, что воровать на дорожном строительстве не позволит. И подкрепил свои слова покупкой передвижных станций, способных контролировать качество полотна без вскрытия. Теперь челябинские трассы разительно отличаются от екатеринбургских.
Найдите разницу. В свое время мэр Аркадий Чернецкий, объясняя депутатам городской думы, почему наши дороги в удручающем состоянии, посетовал на превратности климата и нехватку в Екатеринбурге хороших строительных фирм. Почему бы в таком случае не привлекать организации из областных городов? Они отказываются, сказал мэр. Но есть ведь еще компании из других областей — пригласите их, пусть сделают работу по высшему разряду. И давайте уже выбирать подрядчика на конкурсной основе. Мне непонятно, почему заказ на ремонт объездной дороги отдали фирме, которая работала на рынке меньше года.
Решить проблему можно быстро. Не придется даже просить миллиард у «Единой России», чтобы по обыкновению закопать его в землю. Нужно только грамотно выстраивать отношения со строительными компаниями, требуя, чтобы они соблюдали технологии. Кстати, технологий сейчас множество. В Омске я видел мини-заводы по производству асфальта, с помощью которых можно ремонтировать дороги, не останавливая движение. Есть и новые материалы для покрытий — на асфальте свет клином не сошелся. Поле для экспериментов — непаханое.
Если дураков не осталось, вопросов быть не должно.
консультант по проектам компьютерной фирмы «Бизнес ПК»:
— Согласен, что у власти дураков не бывает. Но способы извлечения нетрудовых доходов из дорожных ремонтно-строительных работ намного изощренней.
Зарабатывают чиновники на пресловутых откатах — вознаграждениях в процентах от согласованной суммы смет.
Зарабатывают руководители рангом повыше, в ассоциированной собственности которых находятся предприятия, участвующие в освоении этих средств. (Заметьте, по всему городу, кроме ремонта покрытий, массово меняются, где надо и не надо, бордюры и другие элементы из природного камня — от пешеходных дорожек до ступеней и набережных. Эта тенденция возникла внезапно, три года назад. Значит, в это время «кто-то кое-где» приобрел заводик по производству материала из гранита, и теперь его продукцию навязывают всем подрядчикам как обязательный атрибут освоения бюджета.)
Ну и «последнее звено» — это элементарное воровство на самих стройках. Купить КамАЗ щебня или асфальта у прораба — дело нехитрое, и сколько материала не доходит до стройки, никому не известно.
Что же касается иногородних подрядчиков, то сам мэр в телеинтервью заявлял, что «они у нас согласовывать не умеют». Двусмысленное высказывание. Утверждение же мэра, что «у нас не Калифорния», показывает либо бессилие и непрофессионализм, либо определенную заинтересованность власти. Не надо ездить в Норвегию или Финляндию, чтобы сравнить качество дорог, — достаточно посетить Тюмень или Челябинск, чтобы понять: и в России можно справиться с этой бедой, было бы желание.
заместитель председателя Комитета благоустройства администрации г. Екатеринбурга:
Качество дорог контролируют кураторы на каждом этапе ремонта или строительства. Есть и специальная дорожная лаборатория, которая берет пробы покрытия и проводит соответствующие эксперименты. Примеры, когда строителям приходилось переделывать дороги из-за плохого качества, конечно, есть, но их немного. Обычно все вопросы решают до введения участка в эксплуатацию.