Давайте сравнивать себя с похожими
Ученые и чиновники для анализа ситуации в Свердловской области всегда сравнивают ее с другими регионами. Ежегодно составляются независимые рейтинги, где мы, например, на пятом месте по торговле.
И это хорошо. Но в России больше 80 субъектов Федерации! С разными структурами экономики, разным потенциалом развития и т.д. Некорректно сравнивать себя с регионами, чье социальное и экономическое положение совершенно не сопоставимо с нашим, даже с ближайшими соседями по УрФО – Курганской областью или ЯНАО. Нельзя равнять нас на ХМАО хотя бы потому, что там основой экономики является нефтегазовый комплекс, а у нас нефти нет.
Что скрывать, Свердловская область - недоинвестированный регион. Изо дня в день нам в пример ставят Калужскую область как лидера по привлечению инвестиций. Вот с ней нас точно не нужно сравнивать! У центральных регионов России иной доступ к внешним ресурсам, компактное территориальное размещение, развитая инфраструктура, близость к Европе, тогда как в территории севернее Нижнего Тагила затащить инвесторов объективно сложно. Привлеченные в прошлом году в Свердловскую область 370 млрд руб. инвестиций – это большое достижение. В 2010 г. инвестиции были гораздо скромнее.
Мы должны пересмотреть подходы к тому, как и с кем себя сравнивать. Это важно не только для оценки конкурентоспособности региона, - насколько мы хуже или лучше развиваемся. Но и помогает понять, что можно сделать, чтобы стать лучше, принимать в будущем более правильные управленческие решения. Например, нам есть чему поучиться у Челябинской области. И у нас, и у них есть программа по ликвидации очередей в детские сады. В прошлом году в обеих областях было создано около 8 тыс. новых мест для детей дошкольного возраста. Но мы на это потратили в четыре раза больше бюджетных средств, то есть они сработали в четыре раза эффективнее нас! Нужно разобраться, почему так происходит, и устранить недостатки. По крайней мере, мы не стесняемся себе в них признаться: если видим, что при прочих равных условиях какой-то регион в чем-то лидирует, опережает нас, то воспринимаем это как сигнал, что нужно усилить свою работу в этом направлении.
Но важен опыт регионов, находящихся со Свердловской областью в схожих экономических условиях, со схожим потенциалом развития, чтобы понять, что у нас хорошо, а что плохо. Вот 160 млрд руб. налоговых поступлений в бюджет – это много или мало? И можем ли мы увеличить эту сумму, используя опыт, в том числе, других регионов?
Наша задача – опередить похожие на нас регионы, которые конкурируют с нами за общие ресурсы. Не только за инвестиции, но и за нематериальные ресурсы. Непросто признавать, но трудоспособное население в нашем регионе, по расчетам ученых, вскоре пойдет на убыль. И хотя по данным статистики, в 2011 г. в Свердловской области был прирост в несколько тысяч человек трудоспособного возраста, этого недостаточно и ситуация может измениться в обратную сторону. Москва притягивает большой миграционный поток, в том числе и из нашей области. Свердловской области нужна действенная программа по трудовым ресурсам. А чтобы ее создать, нужно изучить причины миграции в другие регионы, и в дальнейшем менять ситуацию в лучшую для нас сторону.
Поэтому первый вопрос – выделить несколько регионов схожих с нашей областью: на анализ всех регионов РФ усилий точно не хватит. Начало уже положено. На сегодняшний день, совместно с учеными Центра экономических исследований Высшей школы экономики и маркетинга УрФУ мы сделали выборку, куда вошло десять субъектов: Новосибирская, Челябинская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская, Московская области, Пермский и Красноярский края, Республики Башкортостан и Татарстан. Скорей всего, этот список будет меняться с учетом дальнейших предложений ученых. Но это маленький кирпичик большого здания, которое нам предстоит выстроить. Вопрос поважнее: что делать, чтобы перевести эти сведения из теоретического поля в практическое, в конкретные действия, которые приведут к изменениям в региональные областные программы, нормативно-правовые документы, законы.
Таким образом, мы понимаем, что в Свердловской области есть множество направлений по которым можно и нужно повышать эффективность работы. И мы готовы их обсуждать и работать над ними. Мы будем перенимать чужой передовой опыт, принимать необходимые законы, чтобы область развивалась динамично, и уровень жизни людей постоянно повышался.