«Даже если вам немного за 40». Кто и как сможет найти работу «после молодости»?
«Женщины за 40 нередко начинают новую карьеру после развода с мужем». Почему критерий возраста продолжает оставаться одним из главных у работодателей всех мастей и как обойти эти странные «правила».
Эйджизм при приеме на работу продолжает быть обычным явлением в самых разных компаниях. Галина Спасенова, партнер хедхантинговой компании «Контакт», InterSearch Russia, рассказала Forbes, с чем это связано и чего ждать дальше. DK.RU выбрал из колонки главное.
— Согласно исследованию компании Kontakt InterSearch Russia, только 44% работодателей говорят об отсутствии трудностей в работе с сотрудниками старше 50 лет. Почти 30% жалуются на консерватизм, 28% — отсутствие гибкости, 26% — отсутствие мотивации развиваться дальше. Так ли это на самом деле и почему так происходит?
В американском сериале «Юная» главная героиня, которой за 40, выдает себя за 26-летнюю, чтобы получить работу. История очень жизненная. Моя знакомая 45-ти лет, руководитель отдела маркетинга в девелоперской компании, как-то провела эксперимент — убрала возраст и первые годы опыта из резюме в LinkedIn. Итог — рост числа звонков с интересными вакансиями и первичных собеседований.
Молодые у руля
По моим наблюдениям, эйджизм в трудовых отношениях за последние пять лет стал проявляться гораздо отчетливее. То же самое мы наблюдали в начале 1990-х годов: тогда многие компании категорически не хотели брать людей с опытом работы на советских предприятиях.
Люди, получившие основной профессиональный опыт в советское время, вызывали опасения: считалось, что переучить их будет крайне сложно. Поэтому акцент делался на молодежь с базовым образованием и иностранными языками. В нулевые годы, когда бизнес активно развивался и рос, наоборот, возник дефицит профессиональных кадров, и границы, связанные с возрастом, стали стираться. И вот в десятых происходит стремительная цифровая трансформация, и мир несется с удвоенной скоростью в совершенно новом направлении.
Приоритет диджитализации становится первым препятствием для зрелых людей. Стартапы на базе технологий появляются почти каждый день, и в 90% случаев их создают молодые ребята. Очевидно, что акционеры или стремительно сделавшие карьеру топ-менеджеры, которые фактически в 30 лет оказались у руля бизнеса, стали брать себе людей в команду, опираясь на собственные представления. Они хотят работать с людьми своего поколения.
Женщинам в этой ситуации еще сложнее по нескольким причинам. Во-первых, социальные нормы. Какой деструктив в отношении женщины 45+ нам нередко навязывает общество? Климакс, гормональные изменения, истерики, а если она еще и не замужем, то «точно с ней что-то не так».
Но давайте вспомним, что пятидесятилетний человек сегодня и в 1920 году (и справедливости ради, в России даже в 1980 году) — две совершенно разных личности с точки зрения социальных ролей и физических возможностей. Растет средняя продолжительность жизни, улучшается качество медицинской помощи. Человек внутри и снаружи становится моложе, но возраст по-прежнему стигматизируется, находясь под властью социальных ярлыков и стереотипов.
По мнению общества, люди в 50 лет готовятся к пенсии, они по определению должны стареть, испытывать боли и проблемы со здоровьем. Ранее, в то же позднесоветское время, у 50-летних женщин уже были внуки, и они брали на себя социальную роль бабушки. Возможно, они бы и хотели вести себя по-другому, но кто их спрашивал?
Другая важная проблема заключается в том, что не так много женщин к 45 годам достигают карьерных вершин, когда с ними уже считаются, и возраст перестает быть значимым ограничением на фоне профессиональных достижений.
Любопытно, что женщины за 40 нередко начинают новую карьеру после развода с мужем.
Слом социальных ролей
Благодаря медицине и возросшему качеству жизни, люди, родившиеся сегодня, доживут до 2100 года. Каждое следующее поколение продлит себе молодость и продолжительность жизни, и социуму придется перестраиваться и учитывать их потребности. Эйджизм если не исчезнет, то, по крайней мере, станет менее очевидным.
Людям придется и уже приходится как можно раньше задумываться о своей востребованности. Нынешние 30-летние должны заранее быть готовы к тому, что с ними случится через 20—30 лет.
И государству, и бизнесу пора подумать о политике в отношении будущих зрелых граждан и сотрудников. Многие организации декларируют социальную ответственность — почему бы не начать исполнять ее в отношении зрелых людей? Компаниям стоит перестать искать способы омоложения команды, а начать выстраивать системы развития и адаптации для сотрудников всех возрастов и придумывать инструменты взаимодействия разных поколений.
Главный плюс сотрудника в возрасте — несравнимый жизненный и профессиональный опыт, экспертиза, которую обязательно нужно использовать в обучении и наставничестве более молодых работников.
Другой вариант рационального и эффективного сотрудничества со старшими поколениями — привлечение их в качестве консультантов или interim-менеджеров. Interim management подразумевает, что топ-менеджер приходит в компанию на срок до одного года для решения конкретной бизнес-задачи, с которой работодатель не может справиться своими силами: обычно это кризисные ситуации, внедрение изменений, планирование преемственности бизнеса и не только. В России данная практика только начинает развиваться, а в Европе давно известна и широко распространена.