Дело не в лени, дело в самоконтроле. Какие стратегии реально помогают работать на полную
Оказалось, что для решения сложных задач людям нужно просто следить за собой. Не хочется браться за сложный проект? Постоянно думайте о премии. Лень бежать 10 км? Представьте, как вы прокачаете ноги.
Для выполнения сложных задач человеку необходимо контролировать себя. Срочный проект, пробежка на 10 км или тяжелый разговор с клиентом — в любой из этих ситуаций нужно применять правильную стратегию. Можно напоминать себе о бонусах, которые последуют после завершения дела, или думать о том плохом, которое настигнет вас, если вы опустите руки.
В статье European Journal of Personality рассказали о новых исследованиях в этой отрасли. Команда под руководством Мари Хеннеке из Цюрихского университета провела, как они говорят, первое в истории исследование стратегий, которые люди спонтанно используют в повседневной жизни, чтобы «регулировать стойкость во время неприятной деятельности».
Исследователи хотели установить, отличаются ли люди с сильным самоконтролем от остальных тем, что используют более эффективные стратегии самомотивации. Оказалось, все не так просто. Да, некоторые стратегии на самом деле более эффективны, но только ими невозможно объяснить упорство отдельных людей. Исследователи предполагают, что «склонность к самоконтролю и стратегии саморегуляции — это разные пути к эффективному управлению собой».
Во время пилотного исследования несколько сотен участников столкнулись со сложными вызовами (например, длительный бег на тренажере). Людей при этом попросили перечислить стратегии, которые они используют для достижения цели.
Всего ученые выделили 19 стратегий, большинство из которых подпадали под одну из двух категорий: стратегии изменения ситуации (например, пить кофе, слушать музыку во время работы) и стратегии перераспределения внимания (например, мотивационный разговор с самим собой или размышление о том, что финиш близок).
После этого команда ученых провела еще одно исследование. Его участников попросили оценить степень самоконтроля, а затем указать, как часто они использовали упоминаемые 19 стратегий. Участники, кроме того, записывали все проблемы, с которыми недавно сталкивались (например, самостоятельные занятия, лекции, поездки на работу и работа по дому), какие стратегии они использовали для их решения и было ли это успешным.
В итоге оказалось, что с успехом на фоне различных проблем связаны следующие стратегии:
- думать о положительных последствиях достижения цели (это была также самая популярная стратегия);
- отслеживать прогресс в достижении цели;
- думать, что финиш близок (вторая по популярности стратегия);
- регулировать эмоции (например, попытка оставаться в хорошем настроении).
Попытка отвлечься от проблемы при этом приводила к меньшему успеху. Возможно, потому что эта стратегия побуждает сдаться и заняться чем-то более приятным.
Интересно то, что ранее исследователи утверждали, что на самом деле у нас больше шансов достичь целей, если удается найти удовольствие в процессе (внутренняя мотивация). Хеннеке и ее коллеги считают, что, возможно, ключевой фактор в том, приятны ли сложности по своей сути или нет. При втором варианте, возможно, концентрация на положительных результатах может быть эффективной стратегией.
При этом отслеживание прогресса хорошо зарекомендовало себя как эффективная стратегия самоконтроля. В то же время, говорят исследователи, стратегия раздумий о том, что финиш близок, хотя и очень популярна, на самом деле ранее не изучалась.
Ученые также сделали вывод, что люди с большим самоконтролем используют на самом деле более эффективные стратегии. Чаще всего они применяют две хитрости: фокус на положительных последствиях и регуляция эмоций. На третьем месте оказалась стратегия постановки целей, но она приносит горазд меньшие результаты.
Стоит отметить, что использование стратегий все же не объясняет, почему люди с высоким уровнем самоконтроля чаще добиваются успеха и легче справляются со сложными задачами.
Вполне возможно, что более автоматические процессы, о которых люди не могут явным образом сообщить, лучше объяснят индивидуальные различия в самоконтроле, — говорят исследователи.