Денис Пучков: «Лёгкая ошибка бухгалтера может довести бизнесмена до тюрьмы»
На «Ковалевских чтениях» обсуждают самые острые темы в сфере уголовного права и громкие дела. Управляющий партнер Группы правовых компаний «Пучков и Партнеры» — о том, каких дискуссий ждать в 2019 г.
Конференция «Ковалевские чтения» пройдет в Екатеринбурге 14-15 февраля. В этом году тема особенно острая — «Ошибка: право или ответственность?». Она будет рассматриваться с самых разных ракурсов: участники обсудят профессиональные ошибки — от врачебных до предпринимательских. Поговорят о балансе права и ответственности за такие ошибки, о роли уголовного права в ответственности за них. Также будут дискуссии о том, кто и как должен оценивать ошибки, и как отличить умышленное преступное деяние от ошибки. По словам управляющего партнера Группы правовых компаний «Пучков и Партнеры» Дениса Пучкова, тема ошибок стала сегодня крайне актуальной — к сожалению, и требует широкого философского осмысления.
Почему эту тему решено рассмотреть под разными углами именно сейчас? Ошибки были всегда.
— Сегодня, к сожалению, стало все больше случаев формального нарушения. Простой пример: предприниматель каждый день сталкивается с массой документов, которые готовят бухгалтеры. Они вполне могут допустить профессиональную ошибку, которую руководитель не заметит и подпишет неверный документ. И этот шаг станет для него роковым: подписал, к примеру, налоговую декларацию и пошел под суд — из-за предоставления тех или иных недостоверных данных. То есть легкая ошибка одного человека может потом стать основанием для привлечения к ответственности другого. И это совсем не редкость, не зря в бизнесе становится все больше рисковиков — комплаенс-менеджеров, чья задача — оценить готовящуюся сделку. И не только со стороны гражданского законодательства, а комплексно, учесть, в том числе, и уголовно-правовые риски.
Хотя лично я еще лет пять назад ужасался: «Как можно оценивать уголовно-правовые риски в ходе заключения бизнес-контракта? Что за бред? Ведь стороны же не собираются совершать преступление!». Но сегодня мнение мое изменилось. Вполне может статься, что стороны заключат контракт, а потом могут попасть под уголовное преследование — из-за частичного его неисполнения, например.
Также сейчас много говорят о врачебных ошибках, вследствие которых умирают пациенты. Фатальной может стать и пластическая операция, и любая другая врачебная манипуляция или — напротив — бездействие. И нужно разбираться, когда имела место ошибка, а где была халатность при исполнении обязанностей.
Судебные ошибки — тоже острая тема. Порой неясно: судья вынес неверный вердикт или это стороны неправильно представили доказательства. А может быть, экспертное заключение было порочным, и судья принял решение с его учетом. Кто-то спорит, имеет ли судья в принципе право на ошибку, или это исключено. Но в любом случае у нас есть апелляционная и кассационная инстанции, есть, в конце концов, Верховный суд, которые как раз и могут устранить ошибку судьи, если он ее совершил. Правда, в уголовных делах исправить ошибки не всегда возможно: если, например, невиновного человека приговорили к исключительной мере наказания и расстреляли. Или осужденный уже отсидел два года из назначенных ему пяти, а Верховный суд его отпустил.
И здесь встает вопрос: нужно ли жестоко наказывать судью, допустившего такую ошибку, — вплоть до лишения свободы? Ведь если начать сажать людей в тюрьму за каждое действие, все будут бояться что-либо предпринимать в принципе: судьи — судить, предприниматели — заниматься бизнесом, врачи — лечить и так далее. Поэтому нужно четко понять: когда заканчивается ошибка и начинается риск.
Адвокаты тоже, кстати, ошибаются. Эту тему вы будете поднимать?
— Да, в рамках первого дня конференции будет сессия, посвященная профессиональным ошибкам в адвокатской и нотариальной деятельности. И здесь мы уходим уже в мораль: когда адвокат может ошибиться? Когда он представитель — понятно, вопросов нет. Но бывают ситуации, в которых возникает «вилка»: клиент высказывает свою позицию, настаивает, чтобы адвокат поступал именно так, но защитник не видит в этом никакого здравого смысла. И будет ли ошибкой, если он настоит на своем видении ситуации и поступит по-своему? Просто адвокат может сказать клиенту: «Банкротьте предприятие! Я вам рекомендую», а это приведет к ужасающим последствиям, которых даже представить никто не мог. Окончательное решение, конечно, было за клиентом, ошибка ли это адвоката? Скорее всего, да.
К сожалению, много адвокатов сидит в тюрьме, потому что начинали принимать решения за клиента и действовать со своим умыслом. И я еще молчу о тех, кто становится стороной в процессе, забыв, что их дело — быть арбитрами.
Обо всем этом хочется поговорить, чтобы понять: где эта грань. Где ошибка, а где — уже нет. Ведь ошибка априори — не преступление, злого умысла у человека не было. Но где он эту грань переступил? И какие мы должны выработать механизмы, чтобы понять: как обезопасить себя от чужих ошибок.
В этом году деловая программа «Ковалевских чтений» состоит из двух полноценных дней. Что решено обсуждать 15 февраля?
— Этот день будет посвящен ошибкам арбитров — пройдет большая арбитражная конференция «Альтернативное разрешение споров: последствия и цена ошибки». Ведь в арбитраже судьи тоже ошибаются, а ответственности за это у них нет. Никакой. Потому что кодексов как таковых не существует, а все арбитражные процедуры прописаны соответствующими соглашениями: либо между компаниями, либо соглашениями этих самых судов — это некая самоуправляемая организация, получается. Поговорим, обсудим разные аспекты, в том числе и что нужно сделать, чтобы избежать ошибок при заключении арбитражного соглашения.
Также на второй день намечена дискуссия о современном юридическом образовании. Много говорится о том, что новые технологии в праве претендуют на то, чтобы заменить собой классические юридические профессии и классическое образование. Эта тема, скорее, футуристическая, или изменения уже происходят?
— Происходят, и довольно быстрыми темпами. Я сам, как преподаватель кафедры уголовного права, заполняю все отчеты в общих системах Legal tech, и не за горами тот день, когда юридическое образование можно будет получить в режиме онлайн. Не говоря уже о предоставлении юридических услуг и т.д. Тема весьма актуальная и насущная, от перемен не убежать.
В программе также заявлен воркшоп «100 вопросов по уголовному праву и процессу». Я так понимаю, любой желающий может оставить свой вопрос интересующему его спикеру и получить ответ в ходе конференции?
— Именно так, и я призываю участников «Ковалевских чтений» быть активнее. Мы зададим вопрос каждому спикеру, а оставшиеся тщательно разберем в ходе воркшопа. Будет интересно.
В программе конференции анонсированы выступления десятков авторитетных экспертов из России и из-за рубежа. Вы лично кого рекомендуете послушать?
— Интереснейших экспертов, звезд, немало. Будет, например, Андрей Клишас, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, автор нашумевшего законопроекта о фейковых новостях и оскорблении госсимволов. Приедет Роман Бевзенко, партнер юридической компании «Пепеляев Групп», чье имя хорошо известно в юридических кругах — его выступления обычно стараются не пропускать.
Из зарубежных спикеров отмечу заместителя прокурора Манилы Самсона Бенджамина Ребайя — он приезжал на конференцию в прошлом году и рассказывал о мерах, с помощью которых можно противостоять угрозе наркотрафика. Не секрет, что на Филиппинах проводится антинаркотическая кампания, в ходе которой проводятся казни драгдилеров. В этот раз он снова будет выступать, кроме того, с ним приедут еще семь филиппинских прокуроров, скорее всего, состоится совместное совещание с представителями свердловской прокуратуры.
Также выделю Кендалла Коффи — этот человек был прокурором Майами и возбудил дело против наркобарона Пабло Эскобара, вел расследование. По слухам, господин Коффи, кстати, совершил ошибку: его сотрудники не засекретили свидетелей по делу Эскобара, и их начали убивать.
Помимо деловой программы «Ковалевские чтения» отличаются интересной культурной составляющей. В этот раз чем будете удивлять участников?
— Мы давно мечтали создать творческий спектакль о жизни профессора, основателя уральской уголовно-правовой школы Митрофана Ивановича Ковалева, чьи имя и носит конференция. Нам помог режиссер Свердловского академического театра драмы и Свердловской государственной детской филармонии Андрей Русинов — он поставил невероятно вдохновляющую историю страны как историю одного человека и наоборот, по мемуарам Митрофана Ивановича. Накануне конференции будет премьера, получилось невероятно мощно и здорово. Подробностей раскрывать не буду, это нужно видеть.
Также по традиции состоится вечеринка Puchkov AfterParty, где можно будет комфортно и с удовольствием провести время «без галстука» после насыщенного первого дня конференции. Главным хедлайнером вечера станет певица с мировым именем Нино Катамадзе и ее группа Insight, работающая на стыке джаза, фанка и этно.
Стоит ли перед организаторами задача увеличить число участников конференции в этом году, или погони за количеством нет?
— Проблемы с тем, чтобы нарастить число участников, нет на любом мероприятии — позвал студентов, и дело сделано. Но нам этого не нужно. В этом году выросло качество конференции: теперь у нас два полноценных дня деловой программы, плюс к числу организаторов «Ковалевских чтений» присоединилась Федеральная нотариальная палата, и мы уже обсуждаем, как будем вместе работать в следующем году — партнерство получилось крепкое. Другие партнеры мероприятия поддержали его финансово, несмотря на то что в деньгах «Ковалевские чтения» в этом году выросли серьезно. Мы все выкладываемся по всем фронтам, чтобы получилось здорово. И нет оснований полагать, что число участников при этом не вырастет. В прошлом году их было 450, в этом мы рассчитываем выйти на отметку в 500 человек.
Может ли человек не из юридического мира, бизнесмен, почерпнуть что-то полезное для себя на «Ковалевских чтениях»? Или все же это мероприятие со своей аудиторией?
— Многим бизнесменам сегодня нужны практикумы — условно говоря, чтобы юрист научил их сотрудников, как правильно заполнить документы. «Ковалевские чтения» существенно отличаются от таких мероприятий тем, что на них разговаривают на философские темы. За границей такие конференции называют hi level, они нужны, чтобы люди сели и подумали о смысле жизни, посмотрели на свою предпринимательскую деятельность под другим углом. Это высокий уровень. Поэтому наверняка «Ковалевские чтения» будут интересны не каждому. Но сочетание деловой и культурной программы не дает участникам совсем уж уйти в философию, и в итоге мероприятие оказывается полезным, запоминается и оставляет след в душе. Наверное, именно это заставляет спикеров и участников возвращаться.
СПРАВКА