«Депрессия часто лишь подстегивает гнев начальства». Как справиться с эмоциями сотрудников
«Хорошим детонатором служат танцы, вино и игры». Работодателей в России мало волнуют эмоциональные проблемы сотрудников, но их стрессы обходятся дорого. Что компании делают с этой проблемой?
Лишь 6% работодателей реально обращают внимание на эмоциональное состояние сотрудников и принимают меры по борьбе с их депрессией, говорится в исследовании «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» для аналитического центра «АльфаСтрахование». В 64% случаях, если подчиненные подавлены, начальство лишь советует им взять несколько дней отдыха, чаще всего за свой счет. Остальные 30% не обращают внимания, если сотрудник находится в депрессии: по их мнению, она никак не должна отражаться на его работоспособности.
По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия стала главной причиной нетрудоспособности во всем мире. Она дорого обходится работодателям: в Европе компании теряют из-за депрессии сотрудников $130 млрд ежегодно. Наиболее подвержены эмоциональной подавленности менеджеры среднего звена, выяснили специалисты Колумбийского университета США.
Среди причин стресса и, в конечном итоге, депрессии — хроническая усталость, переработки, работа допоздна, сложности в нахождении общего языка с начальством или коллегами, высокие нагрузки вкупе со страхом за будущее.
Когда на первом месте стоит повышение эффективности бизнеса, психическое состояние сотрудников отходит на второй план. Отдача от такого работника падает в разы, но снижение работоспособности чаще всего только подстегивает гнев начальства, говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» группы «АльфаСтрахование».
Причин профессионального выгорания много, но самый распространенный фактор стресса — монотонный труд, сказала «Ведомостям» Татьяна Синицына, старший научный сотрудник лаборатории экстремальной психологии ФГБУ «Государственный научный центр РФ –
Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна».
Согласно исследованию, внимание российских компаний к здоровью сотрудников последние годы растет. Профилактические программы помогают работодателю снизить затраты на производство, улучшить имидж организации и повысить лояльность сотрудников.
Что делать, если сотрудник испытывает депрессию
По просьбе DK.RU представители нескольких компаний рассказали, какие способы практикуют, чтобы разрядить обстановку в коллективе и вывести работников из состояния эмоциональной подавленности. Чаще всего в организациях устраивают пятиминутные зарядки и различные корпоративы — от выездных мероприятий до совместных квестов и походов на каток.
В Coca-Cola HBC Россия мотивируют сотрудников заниматься спортом — благодаря этому человек более устойчив к стрессам и может поддерживать высокий уровень продуктивности, говорит руководитель направления коммуникаций региона Урал, Сибирь и Дальний Восток компании Марина Мокина. Работодатель обеспечивает сотрудникам скидки на абонементы в фитнес-центры и самостоятельно организовывает спортивные активности в соответствии с их предпочтениями. Так, в Екатеринбурге работникам дают возможность посещать бассейн, а для мужчин еще арендуют футбольный зал.
В СКБ Контур стараются, чтобы сотрудники могли восстановить силы прямо в офисе, говорит Мария Орлова, руководитель группы HR-брендинга компании. Собраться командой проекта можно за большим столом на кухне или в рабочем уголке, а поработать одному — в комнате тишины. В новом офисе СКБ Контура оборудованы четыре спортзала и две уличные площадки — для футбола и баскетбола, а также музыкальная комната для репетиций групп и вокалистов. Помогают и большие корпоративные праздники, которые организуют сами сотрудники.
Системный интегратор ГК ХОСТ «разрядные» мероприятия условно делит на четыре типа. Первый — разовые: «дружеские похлопывания по плечу, возможность поплакаться в жилетку и запить горе пустырником или чем покрепче. Применяются руководителями дозировано и строго с глазу на глаз». Второй тип — корпоративы:
«Накопившийся стресс иногда надо «поджигать». Хорошим детонатором служат танцы, вино и игры. Пусть лучше люди поют непристойные песни на спор в фанты, побьют посуду и за тостами решат межличностные конфликты с позиции «ты меня уважаешь», чем срываются и бьют клавиатурой по лицу, как в фильме «Особо опасен» — приводит пример представитель компании.
Третий тип — спортивные мероприятия. Последние пять лет выросло число сотрудников, ведущих здоровый образ жизни, и для них организовывают сплавы, велопрогулки и футбольные матчи, где можно выпустить адреналин. Четвертый тип — семейные праздники, например, конкурсы, выставки рисунков или утренники: улыбки, достижения и успехи детей порой заряжают на работу лучше, чем похвала руководителя, отмечают в «ХОСТ».
Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) проводит конкурсы и творческие мастерские для сотрудников, говорит Вероника Мкртумян, руководитель центра привлечения персонала и карьерного развития банка. Для работников также проводят психологические тренинги по решению конфликтных ситуаций, а для людей, работающих в офисах непосредственно с клиентами, действуют учебные программы, которые призваны помочь вести диалог с любыми по темпераменту людьми.
Генеральный директор агентства PR Partner Инна Алексеева говорит, что для работников организуют разные корпоративные мероприятия, но если человека совсем ничего не радует, она старается разобраться в причинах при личной беседе и, как правило, предлагает отпуск.
«У нас был случай, когда специалист вместо повышения выбрала долговременный отпуск, а потом вернулась в компанию и стала развиваться в новом направлении», — приводит она пример.
В IBC Human Resources систематически организуют «летучки» длительностью до 15 минут, на которых просто рассуждают с коллегами о будущем и строят планы, рассказывает исполнительный директор компании, президент Ассоциации рекрутинговых агентств Урала Ксения Проценко. Справляться с эмоциональной подавленностью помогают неформальные совместные походы примерно раз в квартал: катание на бубликах, коньках, посещение бани, караоке-клуба и так далее. В крупных глобальных и федеральных компаниях все чаще наблюдаются релакс-комнаты с огромными аквариумами, музыкой природы, тренажерные или игровые залы, мини-кофейни — все это хорошо подходит для представителей профессий с высокой динамикой общения, резюмирует г-жа Проценко.