Держи конверт шире
Конкурсная система госзакупок начала формироваться с выходом Указа президента от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при орган
Конкурсная система госзакупок начала формироваться с выходом Указа президента от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». После Федерального закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и еще десятка постановлений и ведомственных инструкций система закрепилась окончательно. На Среднем Урале эту сферу, помимо федеральных документов, регулирует еще и постановление правительства Свердловской области от 25.02.03 г. №97-ПП «Об организации исполнения действующего законодательства при проведении закупок продукции для государственных нужд Свердловской области».
Сегодня, в соответствии с Указом президента, любые закупки властей на сумму больше 2 тыс. МРОТ должны проходить на конкурсной основе. Однако в реальности все иначе. Так, по всей России за первое полугодие 2003 г. федеральные государственные заказчики провели всего 10 тыс. конкурсов, а для еще 142 тыс. закупок обошлись без этого. Из общего количества конкурсов и других способов закупок продукции открытые конкурсы составили лишь 6,2% (российское законодательство делит конкурсные торги на открытые – для всех желающих и закрытые – для участников, приглашаемых организаторами по своему усмотрению). В Свердловской области положение не лучше (см. диаграммы). На вопрос «ДК», какой процент товаров и услуг для нужд города закупается по конкурсу, начальник отдела планирования муниципального сектора экономики комитета по экономике мэрии владислав Кравченко уклончиво ответил – меньше половины. В правительстве области вообще затруднились ответить на этот вопрос.
Чиновники клянутся, что сделать сразу все закупки прозрачными и необременительными для налогоплательщиков физически невозможно. Законы эти для России относительно новые – всего каких-то 3-4 года прошло. Владислав Кравченко: Вы представляете, сколько это работы? Конкурс подразумевает сбор большого объема информации, подготовку необходимой документации, справочных данных по среднему уровню предложений на рынке. Вот вы бы пришли и посмотрели, как у нас проводят конкурсы. Когда идет тендер по медпрепаратам, там такое количество заявок… После того как представитель комиссии в течение нескольких часов зачитывает перечень участников и их предложения, он некоторое время вообще разговаривать не может.
Курс на вышибание
Сейчас в Екатеринбурге и области на конкурсной основе закупают ГСМ, продукты, медикаменты, выбирают подрядчиков для строительства и ремонта – прогресс, так сказать, налицо. Однако, если перефразировать известное выражение, количество российских законов усугубляется их противоречивостью. Чего стоит ельцинский указ: в одной статье говорится, что в конкурсную комиссию должны входить представители поставщиков, в другой – запрещается раскрывать информацию о предложениях для участников торгов. В документах нет четкого определения, кого следует считать победителем тендера, а чиновники освобождены от ответственности, даже если они разрешили бесконкурсные госзакупки на миллионы или миллиарды рублей. Понятно, что в таких условиях большинство российских бюрократов злоупотребляет своим положением.
Чаще всего бизнесмены жалуются на краткий текст объявления с приглашением участия в конкурсе: трудно понять, какие товары выставляются на торги, как и когда они будут проходить. Кирилл Кузнецов, руководитель Центра развития интернет-бизнеса, автор книги «Настольная книга поставщика и заказчика: торги, тендеры, конкурсы»: Недавно коллеги приносили документацию по закупкам МВД... Федеральное законодательство явно не для них писано. Порадовал раздел о критериях и порядке оценки предложений – его просто не оказалось. Вообще, документ примечательный – все инструкции участникам и т. п. занимают страниц 15-17, а остальные несколько десятков – таблица с перечнем того, что и в каких количествах закупается. Видимо, рассчитывают, что уж с МВД никто судиться не будет.
Случается и наоборот. В объявлении впрямую указывают марку и даже производителя желаемого товара, отметая таким образом других производителей и поставщиков. Это, естественно, нарушение антимонопольного законодательства. В октябре прошлого года «Областная газета» опубликовала объявление Управления по делам ГО и ЧС Свердловской области об открытом конкурсе на приобретение двух автомобилей для поисково-спасательной службы. Сотрудникам управления требовалась конкретная модель: УАЗ-3909, причем непременно определенного цвета с романтическим названием «белая ночь».
Существенно ограничить круг участников, а заодно и заработать на конкурсе можно, требуя плату за конкурсную документацию. Указ № 305 определяет, что плата за получение конкурсной (квалификационной) документации проводится «в размере расходов, понесенных заказчиком на издание такой документации и доставку ее поставщикам». Однако некоторые чиновники трактуют закон весьма вольно. Стоимость пары десятков листов-ксерокопий доходит до нескольких сотен и даже тысяч рублей. Например, научно-практический реабилитационный центр «Бонум», проводящий в настоящий момент тендер на поставку ГСМ, оценивает необходимую документацию в 720 руб. – не иначе как золотом печатают на гербовой бумаге! Сколько комплектов программы нужно купить, чтобы гарантированно победить в конкурсе, не уточняется. Справедливости ради стоит отметить, что тендеры, организованные мэрией и структурами областного правительства,«денежного ценза» не содержат практически никогда.
Весьма часто чиновники прибегают к такому простому способу ограничения количества поставщиков, как дополнительные условия. Скажем, правительство Свердловской области недавно проводило открытый конкурс на поставку программно-аппаратных комплексов для нужд администрации губернатора, правительства, министерства промышленности. В требованиях подчеркивалось, что в конкурсе могут участвовать предприятия, образованные и зарегистрированные на территории Свердловской области не позднее 1997 г., они должны обладать опытом поставки аналогичной продукции не менее 5 лет и являться членом Ассоциации компаний сферы информационных технологий – АКСИТ. Территориальный ценз прямо конфликтует с основным нашим законом – Конституцией РФ, а необходимость членства в АКСИТ – с законом о конкуренции.
Порой встречаются и экзотические требования. На сайте одной из специализированных юридических консультаций корреспондент «ДК» прочитал такой диалог. Предпринимательница интересуется: Правда ли, что к тендерам на госзакупки с этого года допускаются только производители, имеющие сертификат ISO по системе менеджмента качества? Явно уставший от однотипных вопросов юрист выдает: Да! И только при условии, что на этом сертификате стоит подпись марсианина с равнины Элизий. Подписи марсиан с равнин Аргир и Исиды будут признаваться только с лета 2005 г.
Впрочем, как уверяет руководитель департамента государственного регулирования экономического развития комитета по экономике областного правительства Наталья Жужгова, комитет периодически производит мониторинг конкурсов как уполномоченный орган по госзакупкам. И если кто-то из организаторов, закупающих товары или услуги на государственные средства, выдвигает несправедливые требования, обратиться с жалобой можно непосредственно к г-же Жужговой. Правда, если «несправедливый конкурс» уже состоялся, опротестовывать его итоги придется в суде – комитет здесь бессилен.
Как не попасть под раздачу
Немалая часть рисков предпринимателей, участвующих в тендерах властей, приходится на коррумпированность чиновников. Увы, российская бюрократия редко забывает о своих меркантильных интересах. Один из самых распространенных способов отсева неугодных компаний и продвижения «своей» фирмы – вскрытие конвертов до официальной процедуры. Зная минимальную цену, можно перебить предложение конкурентов. Чтобы избежать этого, коммерсанты прибегают к самым разным ухищрениям. Некоторые заворачивают заявку в фольгу – чтобы ее нельзя было прочитать на свету. Другие пытаются подавать документы за 5-10 минут до окончания приема. Правда, при этом есть немалый риск застрять в автомобильной пробке или в здании администрации – в решающий момент может выясниться, что кто-то забыл выписать пропуск. Фольга тоже не самый действенный прием. Виктор Харин, специалист по конкурсным торгам компании «Арм-трейдинг»: Я участвую в тендерах с 1999 г. и могу с уверенностью утверждать: если организаторы захотят открыть конверт, они его откроют. На моей памяти был такой случай. В компанию пришло большое запломбированное письмо. В нем – отосланная когда-то заявка с конкурсной документацией и извинения: мол, «простите, наша новенькая секретарша такая, знаете, глупенькая, взяла вот и открыла конверт. Извините, пожалуйста!» Понятно, что все шито белыми нитками.
Порой чиновники и вовсе не утруждают себя сколько-нибудь разумными объяснениями. Несколько недель назад разгорелся скандал вокруг тендеров ГУВД Свердловской области на поставку спецпродукции. Конкурсная комиссия, подводившая итоги очередного конкурса, вновь отдала предпочтение фирме «Вариант», предложившей за свои услуги цену почти в два раза выше, чем ближайший конкурент – столичная компания «Первый печатный двор». В частности, стоимость талона техосмотра у москвичей составляла 14 руб., в то время как у «Варианта» – 27 руб. Николай Ганин, заместитель генерального директора по спецпродукции компании «Первый печатный двор»: По закону, в день завершения конкурса мы должны были получить на руки протокол с ценами других участников. А мы его с горем пополам выцарапали лишь через месяц – два письма на имя г-на Воротникова отослали. Формулировка в протоколе совершенно дикая: «Мы проанализировали вашу цену и поняли, что такой цены не может быть. Поэтому победу мы вам не присудили и отдаем заказ фирме, которую знаем». Это не их дело – может быть такая цена или не может. Мы отвечаем за свои слова. Я обосновал комиссии, откуда такая цена – фирмы, принимавшие участие в тендере, голографическую продукцию закупают, а мы ее сами делаем.
Особую пикантность сложившейся ситуации придает тот факт, что компания «Вариант» весьма близка к структурам МВД. Как выяснил корреспондент «ДК», 14 марта 1997 г. в Москве учреждена и зарегистрирована Промышленно-коммерческая корпорация «ГЕРОН» при Благотворительном фонде «Ветеран МВД России». Одно из направлений деятельности — производство и реализация полиграфической продукции, защищенной спецпродукции, сувенирных изделий и т. д. В корпорацию вошли также типография МВД России и фирма «Вариант».
В настоящий момент «Первый печатный двор» готовит исковое заявление. Причем это уже вторая по счету фирма, которая намерена опротестовать итоги тендера свердловских милиционеров. Аналогичное заявление сделала другая столичная фирма – «Ротак», – принимавшая участие в конкурсе на поставку госномеров. По одному из главных критериев тендера – цене на продукцию – москвичи стали безоговорочными лидерами, предложив за один комплект госномеров 178 руб. Но, по информации агентства «Новый регион», комиссия отдала предпочтение екатеринбургским производителям, заявившим цену в 354 руб. за один комплект.
Конкурсное преимущество
Впрочем, бизнесменам не стоит обижаться – отсутствие четких правил играет порой им на руку. Далеко не всегда организаторы добиваются главной цели конкурса – экономии бюджетных средств. В форуме на www.uralfirm.ru, где «ДК» инициировал обсуждение темы госзакупок, представитель одной весьма известной и уважаемой екатеринбургской фирмы, торгующей оргтехникой, рассказал, как его компания участвовала в тендере областной администрации: Наши чиновники, к сожалению, понимают слово «экономия» буквально – только как бросовая цена закупки. А то, что у оборудования есть стоимость владения, кто будет думать? Ну вот недавно победили мы в тендере на поставку оборудования в областную администрацию. Сэкономили они минимум 50% (если сравнить с первоначальным предложением). Но! Купили они в итоге такое... Как бы это сказать... Ненадежное оборудование. Через три месяца начнутся ремонты. Оборудование, мягко говоря, не соответствует требованиям, которые были изначально, – в процессе торга о них успешно забыли. Руководитель администрации, конечно, отрапортует: сэкономлено 50%, премию получит (плюсом к нашему «подарку»), а потом что? Пока в нашей стране часты ситуации, когда совладелец фирмы при покупке оборудования для собственной компании просит откат, то есть сам у себя крадет, говорить не о чем...
Кстати, недавно Институт профессиональных аудиторов (ИПАР) направил в Минимущество письмо с требованием пересмотреть практику проведения министерством тендеров на аудит госпредприятий, в которых львиная доля всех заказов доставалась малоизвестным компаниям. Причина – демпинговые цены последних. Крупные предприятия считают ниже своего достоинства действовать подобным образом. Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства: Практика проведения тендеров на аудит госпредприятий уже давно дискредитировала себя. Честная борьба ума и таланта превращается в номинальное событие. Вопреки всем рыночным правилам в тендерах побеждают слабейшие – малоизвестные, мелкие компании, припасшие самый лучший козырь – низкую цену. 100 тыс. руб. – лимит, отводимый Минимуществом на аудит ГУПа. Если взять самую усредненную оплату аудитора – $200 в день, – нетрудно подсчитать, что бригада из пяти человек будет работать за эти деньги всего 3 дня. А на качественный аудит даже небольшого завода необходимо потратить недели 2-3 – очевидно откровенное разбазаривание денег государства.
Бывает, что участники тендера заранее договариваются между собой. Как рассказал корреспонденту «ДК» местный чиновник на условиях анонимности, так было во время одного из первых городских конкурсов на поставку ГСМ. Председатель комитета по экономике мэрии Александр Высокинский, по словам источника «ДК», пригласил немногочисленных представителей нефтяных компаний к себе и показал вскрытые конверты – во всех заявках стояла одна и та же, отнюдь не низкая цена. Чиновник предложил два варианта: отменить конкурс или снизить цену. Далее председатель комитета без всяких на то законных оснований провел самый настоящий аукцион, но зато сбил цены нефтяников почти втрое и сэкономил для городского бюджета существенную сумму.
Впрочем, документально ни разу еще факт сговора поставщиков доказан не был. А организаторов беспокоит не только и не столько это. Наталья Жужгова: Со сговором поставщиков я не встречалась. Зато частенько бывает, что количество поставщиков ограничено и выбрать действительно лучшее предложение невозможно. Не все компании готовы раскрыть информацию о хозяйственной деятельности – ведь для участия в конкурсе нужно показать свой баланс, доказать свою состоятельность. А бывает, проводим конкурс, и в течение 45 дней не поступает ни одной заявки. Начинаем проверять, выясняется, что в регионе всего два поставщика такого товара. Один отказался от участия, а второй говорит: «Куда вы денетесь, все равно ко мне придете».
Победа по чести
И все же, несмотря на суровые российские реалии, тендер можно выиграть честно. А такая победа обычно несет увеличение продаж, выход на новые рынки и уровни развития.
Для начала нужно вовремя узнать о конкурсе. По закону подлости, объявление о размещении миллионного заказа будет спрятано на последней странице и набрано микроскопическим кеглем. Хорошо, например, когда в компании в обязанности одного-двух специалистов входит мониторинг федеральной, городской и ведомственной периодики. Из «Вечернего Екатеринбурга» и «Товарного рынка» можно узнать о муниципальных тендерах, объявления об областных и федеральных конкурсах печатаются в «Областной газете». Из газеты «Гудок» иногда удается почерпнуть сведения о тендерах МПС, а из «Красной звезды» – Министерства обороны.
Далее важно правильно оформить заявку – как утверждают юристы, до 90% компаний заворачивают именно на подаче документов. Не так написали пару слов, не в том месте поставили печать, и – педантичные чиновники будут иметь полное право не допустить вас до конкурса.
Наконец, главное условие – контролировать весь процесс, начиная от подачи документов и заканчивая отгрузкой товара после победы. Виктор Харин: Мало просто отправить документы. Нужно поддерживать контакт со всеми исполнителями, знать, как движется ваше предложение. Когда я работаю над тендером, меня сотрудники администраций по голосу узнают. Установив с ними неформальные, доверительные отношения, я получаю информацию о количестве поданных заявок, о том, какие регионы решили участвовать. А использовать эти сведения можно очень эффективно.
Как уверяют бывалые «конкурсанты», чем чаще вы участвуете в тендерах, тем больше возможность победы. Первый раз выиграть практически нереально. Во второй – шансы существенно увеличиваются – если конкурсы по этому товару уже проводились, вы знаете, кто в них участвовал и какие цены они заявляли. Следовательно, перебить предложения конкурентов будет значительно легче.
Обратная связь: kazarin@apress.ru