«DИКСИС» закрыли за долги
Задолженность федерального сотового ритейлера «DИКСИС» копилась постепенно. «Вся розничная торговля телефонами и электроникой развивалась в основном на заемные деньги и по принципу максимального ра
Задолженность федерального сотового ритейлера «DИКСИС» копилась постепенно. «Вся розничная торговля телефонами и электроникой развивалась в основном на заемные деньги и по принципу максимального расширения», — объясняет ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ, коммерческий директор обособленного подразделения «DИКСИС Маркет». Причем число точек порой наращивали в ущерб доходности: арендодатели, видя борьбу ритейлеров за площади, завышали стоимость помещений, и продажи салонов едва покрывали расходы на их содержание.
В середине 2008 г. долг всей компании перед поставщиками превышал уже $70 млн. И тогда руководство решило рассматривать каждый магазин как отдельную бизнес-единицу и от всех нерентабельных избавляться. «В результате около 20% салонов Уральского региона мы закрыли (в Екатеринбурге — 5-7%). Но у этого шага были последствия: снизился товарооборот, соответственно выросла удельная долговая нагрузка на каждую отдельную точку. Тогда компания начала сокращать персонал», — рассказал г-н Григорьев.
Долг «DИКСИС» перед поставщиками удалось снизить до $38 млн, но компания еще задолжала $247 млн банкам. И осенью ритейлер перешел под контроль одного из своих кредиторов. Источники «ДК» считают, что это могло произойти по двум причинам. Вероятно, управляющая компания «DИКСИС», оценив невозможность выплаты долга всем кредиторам, по своей инициативе решила рассчитаться с самым крупным из них — Альфа-Банком. Хотя есть вероятность и того, что Альфа-Банк сам понял, что его заемщик испытывает трудности и не может выплатить долг ($30 млн), и успел первым из кредитных учреждений предъявить иск. В результате он провел аудит сети «DИКСИС» и, выяснив, что компания действительно не может погасить транш, получил контроль над всем бизнесом, выкупив контрольный пакет акций. Позже иски подали и другие кредиторы, среди них банк «УРАЛСИБ», НОМОС-Банк и пр. (всего, по данным федеральных источников, в Московский арбитражный суд на «DИКСИС» подали 58 исков).
Вначале руководство Альфа-Банка рассматривало вариант продажи компании (среди возможных покупателей называли, например, «МегаФон»), но, видимо, стороны не сошлись в цене, и тогда новые владельцы решили попытаться реанимировать бизнес, полагают эксперты. Во-первых, компания сменила команду топ-менеджеров, в частности, в уральском филиале место ВАЛЕРИЯ МИХАЙЛИЧЕНКО, руководителя обособленного подразделения, занял СЕРГЕЙ ЛУКАНИХИН, экс-руководитель сектора ООО «Ашан» (и г-н Михайличенко, и г-н Луканихин от комментариев отказались. — Прим. ред.). Во-вторых, 26 ноября закрыли все точки на «инвентаризацию», настоящей целью которой было отвезти товар на собственный склад и вернуть, таким образом, хотя бы часть денег (в Екатеринбурге — 21 магазин общей площадью 1 061 кв. м). В конце года «DИКСИС» продал «Гаджет Сервис» (специализирующийся в области гарантийного и сервисного обслуживания мобильных телефонов и цифровой техники) компании «Легенда». Сервисный центр сохранил оборудование и персонал, но сейчас не работает, и потребителям, которые покупали телефоны в «DИКСИС», придется обращаться напрямую к производителям, пояснил Дмитрий Григорьев.
Также на федеральном уровне топ-менеджеры создали новое юридическое лицо — «Диксис Дистрибьюшн». Изначально ожидалось, что новая компания сохранит бренд, перезаключит договоры с поставщиками и арендодателями и начнет все с чистого листа. Пять магазинов (уже с новым юридическим лицом) в Екатеринбурге действительно открылись в конце декабря. Но новых договоров с вендорами не заключили или не смогли заключить — сложности расчета с поставщиками усугубила девальвация, автоматически увеличившая долг на 30%, а производители не захотели отгружать товар тем же должникам, хотя и представленным новым юрлицом. Поэтому в конце января и эти точки закрыли вместе с офисом уральского обособленного подразделения. Большую часть сотрудников или уволили, или они ушли по своему желанию. К слову, екатеринбургские арендодатели, перезаключившие договор с новым юрлицом, денег за последние месяцы не получили, рассказывают источники «ДК» (многие площади уже сданы другим компаниям).
Ни сотрудники «DИКСИС», ни сторонние эксперты не могут точно сказать, что ждет компанию (в частности, попытается ли владелец продать ее по частям), но все сходятся во мнении, что шансов восстановить бизнес уже нет. «DИКСИС» — банкрот. Новое юрлицо «Диксис Дистрибьюшн» быть банкротом не может, так как у него изначально ничего не было, но сети больше не существует — это факт. И остальные кредиторы свои деньги назад, видимо, уже никогда не получат», — оценил ситуацию ЭЛЬДАР МУРТАЗИН, ведущий аналитик Mobile Research Group.
КОНСТАНТИН ШЕПТУН, представитель группы компаний «DИКСИС» по Уральскому региону, который поднимал в Екатеринбурге этот бизнес с нуля (с 2002 г. в качестве франчайзи, с 2004 г., после присоединения филиала к компании, — топ-менеджером), сообщил, что теперь намерен сосредоточить силы на управлении собственной сетью «Радиомаркет» (три магазина), сервисными центрами «ТелеDоктор» и центром «Телесервис», которые сейчас должны быть особенно востребованы. «Люди в обозримом будущем предпочтут ремонтировать технику, нежели покупать новую», — уточнил г-н Шептун.
В течение всего времени своего существования в Екатеринбурге сеть «DИКСИС» входила в пятерку крупнейших сотовых ритейлеров города, поэтому, несмотря на ухудшение конъюнктуры и сокращение емкости рынка, другие участники допускают, что исчезновение одного из конкурентов позитивно повлияет на их бизнес. «Возможно, теперь мы ощутим положительную динамику продаж в наших точках в крупных ТРЦ, где ранее располагались и магазины «DИКСИС», — предположил МАКСИМ КУКОРЕНКО, управляющий регионом «Урал» компании «М.видео».
Впрочем, многие игроки рынка и сами находятся в похожей ситуации. Уже ушел «Беталинк», закрыт проект «Точка» компании «ТС-Ритейл», сеть «Эльдорадо» сменила собственника, другие ведут переговоры о продаже. Учитывая, что рынок в текущем году ожидает падение продаж на 30-40%, состав участников и их доли изменятся, прогнозирует СЕРГЕЙ БАЛАКИРЕВ, начальник отдела маркетинга филиала «Урал» компании «ТС-Ритейл».