Дилеры отечественных автозаводов - 29.01.2007
экспертыАнна Землина директор по развитию группы компаний «Ландо» Андрей Карпов директор по продажам ОАО «Екатеринбург-Лада» Виктор Контеев вице-мэр Екатеринбурга Наталья Седова руководитель направ
эксперты
Анна Землина
директор по развитию группы компаний «Ландо»
Андрей Карпов
директор по продажам ОАО «Екатеринбург-Лада»
Виктор Контеев
вице-мэр Екатеринбурга
Наталья Седова
руководитель направления кредитования и страхования автосалона «Автоном»
Мария Стратечук
генеральный директор ООО «Автоспецмаш»
Сергей Тарасов
директор автосалона «Уральские автомобили»
Татьяна Убакова
руководитель отдела продаж автоцентра «Июль»
Российские автопроизводители сдают свои позиции. В 2006 г., по оценке компании «Автомобильная статистика», объем рынка легковых автомобилей в стране вырос на 44% и составил $34 млрд. Вместе с тем доля отечественных производителей уменьшается. Если в 2005 г. на продукцию ВАЗ приходилось 19,8%, то в прошлом году — 14,4% ($4,9 млрд). Остальные российские заводы вкупе также сократили свою долю — с 3,2 до 2,2%. На этом фоне продажи иномарок за последний год выросли с 57 до 69%.
По уровню автомобилизации (239 машин на 1 тыс. жителей) Екатеринбург находится на втором месте после Москвы. Сегодня в уральской столице 48 автосалонов, из них 13 продают отечественные марки. «Мы думаем, что в городе через несколько лет будет работать 50-60 салонов, из которых лишь 25-30% будет приходиться на отечественные. Однако если наши заводы не выпустят на рынок новые конкурентоспособные модели, то дилерам станет сложнее эффективно работать на рынке, и, как следствие, их количество будет уменьшаться», — считает ВИКТОР КОНТЕЕВ, вице-мэр Екатеринбурга.
АвтоВАЗ — лидер по продажам в Екатеринбурге. Сейчас в Свердловской области работает 13 дилеров завода (семь из них в Екатеринбурге) и шесть кандидатов в дилеры. СЕРГЕЙ ОРИШИЧ, генеральный директор автоцентра «Июль», убежден, что в уральской столице для такого объема продаж дилеров слишком много: «АвтоВАЗ знает об этом. И жестко следит за выполнением дилерских обязательств. Например, салоны, которые продают машины без сервисного обслуживания, он старается отсечь от поставок». По оценкам АНДРЕЯ КАРПОВА, директора по продажам ОАО «Екатеринбург-Лада», 40% от числа проданных в Екатеринбурге легковушек — отечественные: «Емкость рынка, скажем, по автомобилям LADA в Свердловской области — 20 тыс. авто в год. Сейчас продается около 1,8 тыс. в месяц. Однако год от года продажи падают примерно на 15%».
Эксперты сходятся во мнении, что спрос на отечественные автомобили удается удерживать благодаря развитию автомобильного кредитования. ТАТЬЯНА УБАКОВА, руководитель отдела продаж автоцентра «Июль»: «Появилось очень много людей, которые раньше и вовсе не могли позволить себе автомобиль. Именно они покупают вазовскую классику, которая в Екатеринбурге пользуется куда большим спросом, чем в Москве». Усредненно, по признанию экспертов, портрет покупателя отечественного автомобиля таков: либо молодежь 22-29 лет (предпочитают ВАЗ-2114), либо люди в возрасте старше 50 (ВАЗ-2105-07) — выбор, как правило, основан на том, что российские машины недороги и просты в обслуживании. Продавцы также признаются, что многие покупатели попросту привыкли к отечественным автомобилям и боятся пересаживаться на иномарки.
К числу объективных причин выбора СЕРГЕЙ ТАРАСОВ, директор автосалона «Уральские автомобили», относит тот факт, что российскую машину, в отличие от большинства иномарок, можно купить сразу, а не по записи: «Зайдите практически в любой нормальный салон, и дилер предложит несколько комплектаций и цветовых решений. Получается, что очереди на иномарки играют на руку российским производителям».
Каждый год с рынка уходят отечественные автомобили. Напомним, что в прошлом году остановили производство автомобиля Иж. «Спрос на ижевские автомобили был очень низким, именно потому уход с рынка остался незамеченным. Их спрашивали буквально еще полгода после прекращения производства», — рассказывает НАТАЛЬЯ СЕДОВА, руководитель направления кредитования и страхования автосалона «Автоном». В 2006 г. прекратился выпуск автомобиля «Ока» с отечественным двигателем, поскольку в России вступили в действие экологические нормы «Евро 2». Сейчас «Ока» производится с китайским двигателем. Но ее рекомендованная цена около 150 тыс. руб., а потому многие покупатели выбирают вазовскую классику. «Мы считаем, что цена завышена, поэтому с октября наш салон перестал продавать этот автомобиль. Когда «Ока» стоила до 100 тыс. руб., она пользовалась спросом (продавали от 30 до 50 штук в месяц), а сейчас нет», — говорит г-н Тарасов.
Вложения в открытие салона велики, по оценке Андрея Карпова, они достигают 30-50 млн руб. «Сейчас начинать такой бизнес не стоит, поскольку конкурентов слишком много, в том числе и серых дилеров (около десяти салонов). Последним не надо соблюдать условия, выдвигаемые заводом, а значит, и расходы меньше. Завод знает о них и постепенно сокращает их количество, запрещая, например, официальным дилерам продавать автомобили таким салонам», — считает Татьяна Убакова. При этом рентабельность автобизнеса, по оценкам г-на Карпова, минимальна — 7-8%. АННА ЗЕМЛИНА, директор по развитию группы компаний «Ландо», отмечает, что рентабельность продаж автомобилей ВАЗ в последние годы неуклонно снижается: «Прежде всего из-за конкуренции с недорогими иностранными автобрендами. Для рынка в целом это хорошо, так как для поддержания прибыли дилеры отечественных автомобилей вынуждены внедрять новые продукты и услуги». По мнению МАРИИ СТРАТЕЧУК, генерального директора ООО «Автоспецмаш», салон зарабатывает не на продаже автомобилей, а на их дальнейшем обслуживании и тюнинге.
Жесткая конкуренция с иномарками заставляет отечественных автопроизводителей четче выстраивать работу с дилерами. Подходы приблизительно одинаковы. Например, АвтоВАЗ и УАЗ регламентируют размеры и оформление шоу-рум, предъявляют четкие требования к сервисной зоне и ее оборудованию, следят за складскими запасами автомобилей и запчастей. Оба завода установили дилерам фиксированные цены, по которым должны продаваться автомобили, а УАЗ даже обязал проводить сервисное обслуживание по единой ставке. Участники рынка говорят, что введение единых цен не очень выгодно для них. «Мы небольшой салон, и в условиях жесткой конкуренции нам бы хотелось большей ценовой свободы — продавать автомобили дешевле. Так проще привлекать покупателей и наращивать продажи»,— объясняет Наталья Седова.
Как считает Татьяна Убакова, стратегия крупных автосалонов несколько иная, чем малых, поэтому их смущает ограничение по ценовому максимуму: «Может быть, небольшие автосалоны устраивает 7% наценки, которую позволяет делать завод к своей отпускной цене, но для нас этого недостаточно, так как затраты на содержание больше. Поэтому наша стратегия направлена на предоставление комплекса дополнительных услуг: технического обслуживания, ремонта, трейд-ин, установки дополнительного оборудования».
Впрочем, участники рынка признают, что положительные моменты все-таки есть. В частности, для потребителя: сейчас он может выбирать салон не по стоимости машины, а по качеству обслуживания. «Когда на рынке нельзя конкурировать по цене, в дело идут услуги гарантийного и технического обслуживания авто, развитие инфраструктуры, постоянно поддерживаемый ассортимент и т. д. Сегодня дилеры стремятся приблизить уровень сервиса к стандартам иностранных брендов», — комментирует Анна Землина.
Эксперты сходятся во мнении, что отечественным производителям будет все сложнее конкурировать с иностранцами. ГАЙРАТ САЛИМОВ, аналитик автомобильного рынка ИК «Тройка Диалог»: «С 2008 г. конкуренция еще сильнее ужесточится: в России начнут работать сразу несколько заводов, выпускающих иномарки. Думаю, что ситуация в отечественном автопроме критическая — на создание и ввод новых моделей времени уже не осталось. Правильная стратегия в такой ситуации — сотрудничать с иностранцами». За последний год о своих планах создать на территории России СП или собственные сборочные заводы объявили General Motors, Nissan, Toyota, концерн Volkswagen и несколько китайских производителей. Таким образом, к 2010 г. в нашей стране будет минимум 14 полноценных сборочных производств. НАТАЛЬЯ КОЧЕШКОВА, аналитик автомобильного рынка ИК «ФИНАМ», также считает, что российским производителям может помочь сотрудничество с западными партнерами: «Шансы остаться на плаву есть у всех крупных производителей, если они совместно с иностранцами разработают новые модели, заменят устаревшее оборудование, технологии современными и договорятся с поставщиками комплектующих».
Отечественные заводы, как отмечают эксперты, осознают нависшую над ними угрозу и ищут точки соприкосновения с иностранцами. К примеру, АвтоВАЗ отказался от планов по выводу на рынок двенадцати моделей легковушек и одного внедорожника, разрабатываемых самостоятельно. Вместо этого в 2006 г. завод договорился с канадским производителем автокомпонентов Magna совместно разработать модель класса С и построить новый сборочный завод (производительность — 250 тыс. авто, инвестиции — $800 млн). Новую модель должны пустить в тираж в 2009 г. По слухам, руководство АвтоВАЗа ведет переговоры с компанией Renault: вероятно, завод будет собирать и Renault Logan.
Другой крупный производитель, Горьковский автомобильный завод, в 2006 г. заключил соглашение с DaimlerChrysler о выпуске легковых автомобилей, в рамках которого в США приобретены активы сборочного предприятия «Стерлинг-Хиллз». Оборудование перевезут на ГАЗ, где создадут выделенное сборочное предприятие. Это позволит нижегородскому заводу с 2008 г. выпускать легковые автомобили на базе моделей Chrysler Sebring и Dodge Stratus под собственным брендом (65 тыс. шт. в год).
Екатеринбургские игроки выразили уверенность, что, несмотря на падение продаж, российским производителям удастся сохранить существенную долю. «Отечественный автомобильный рынок ждут годы бурного роста. Прогнозы таковы, что даже если все сборочные заводы России выйдут на заявленные мощности, то все равно места хватит всем», — убеждена Анна Землина.