DK.RU провел свои выборы среди предпринимателей — получилось не как у ЦИК
Судя по явке, 18 сентября можно смело назвать днем «мимо урны». Ожидая этого, DK.RU заранее провел альтернативные выборы партий. Какую Госдуму выбрали уральские бизнесмены — делимся результатами.
Сухие цифры на протяжении 19 сентября обновляются каждые 3-4 часа, сейчас они выглядят так: по итогам обработки более 94% бюллетеней «Единая Россия» укрепила свои позиции в ГД, получив 343 места. КПРФ и ЛДПР делят второе место, «Справедливая Россия» едва набрала нужное число голосов, а «Яблоко», «Парнас» и другие либеральные партии в парламент не прошли. На выборах в Заксобрание Свердловской области побеждает «Единая Россия» — результат 40%. На втором месте ЛДПР — 17%, на третьем — «Справедливая Россия» — 16,5%, у КПРФ — 14%. При этом в 23 из 25 одномандатных округов партия власти также одерживает победу.
Что же изменилось за последние 5 лет? Изменился настрой деловой аудитории. Интересоваться политикой стало модно. Неприятное послевкусие законодательной активности депутатов всех уровней вызвало резко отрицательные эмоции у многих представителей бизнеса. И так как пока нам никто не запрещает играть в своей песочнице политических свобод, DK.RU решил провести небольшой политический эксперимент.
Оставив в стороне ассоциации, которые вызывают большинство нынешних партий, мы коротко проанализировали содержание «экономического блока» их программ. А затем предложили 20 предпринимателям поставить оценку тезисам основных партий, без указания того, кому они принадлежат, и оценить, за кого реально готовы проголосовать эти типичные представители уральского бизнеса с очень различными взглядами.
В опросе приняли участие 6 собственников и 14 топ-менеджеров. Из них 6 — из торговли, 12 — из сферы услуг, 2 — из производства.
Квартет «На галерах»
Четыре партии, дольше и стабильнее всего находящиеся без изменений на политическом олимпе хорошо известны избирателям, и, вероятно, поэтому их программы кажутся людям менее интересными. Даже продвинутая деловая аудитория преимущественно реагирует на бренд и историю партии, а не на актуальные ее предложения в экономике. Однако здесь есть что почитать.
Наиболее объемной стоит признать программу партии «Единая Россия» (ЕР). Официально составлением этого документа занималась комиссия, руководил которой Андрей Исаев, вице-спикер Госдумы, а экономический раздел программы составлял главы налогового комитета Думы, адвокат Андрей Макаров.
Однако объем — это чуть ли ни единственное заметное преимущество программы в ее экономическом блоке: в целом она наполнена огромным количеством лозунгов и популистских рассуждений. Типичны фразы вроде «Необходимо предотвратить повышение не только налогов, но и иных обязательных платежей, с помощью которых на граждан и предпринимательское сообщество подчас перекладываются издержки, связанные с недостаточной эффективностью государственного управления» и совсем ничего не значащие лозунги «Наши дальнейшие действия: обеспечить лидерство нашей страны на ключевых направлениях современного технологического развития».
Типичным предметом экономических рассуждений становится такое явление как «новая индустриализация». Партия, безусловно, поддерживает мощный госсектор, ее программа в части промышленности явно построена на ностальгических воспоминаниях о промышленной мощи СССР и игнорирует последние 20 лет постиндустриального развития.
Интересно, что будучи партией власти, в экономическом блоке ЕР периодически оппонирует правительству этой же власти, заявляя, к примеру, «мы категорически возражаем против осуществления бюджетной политики за счет непродуманного тотального урезания расходов. Необходимо строго придерживаться установки президента: сокращение расходов должно осуществляться исключительно за счет сокращения издержек и неэффективных расходов».
Действительно важные вопросы экономики в программе также поднимаются, но они только проговариваются и не понятно, что именно партия хочет делать. Текст пестрит от безличных «необходимо». Например, действительно сверхважный для регионов вопрос бюджетных трансфертов: «необходимо кардинально изменить положение, когда увеличение регионом своего налогового потенциала приводит к сокращению трансфертов из федерального бюджета». Так и напрашивается продолжение «изменить положение за счет…», но за чей счет, мы так и не узнаем.
На вопрос, видят ли предприниматели смысл голосовать за перечисленные экономические предложения, в случае с ЕР ответили 10 человек.
Партия-напарница ЕР — Справедливая Россия (СР) — соревнуется с коллегами в популизме, но их экономические предложения отличаются относительной емкостью, и теперь мы уже видим конкретные цифры. Речь идет о предвыборном манифесте «Справедливой России», в котором все свои идеи сторонники Сергея Миронова ужали в 25 ключевых законопроектов.
СР обещает ввести прогрессивное налогообложение, отменить льготы по НДС при экспорте сырья, освободить граждан от земельного налога с восьми соток. В части бизнес-предложений СР предлагает «освободить производителей от налога на прибыль, если прибыль потрачена на покупку оборудования и модернизацию». Однако тут же становится понятно, что полезность этой идеи будет убита законопроектом, который «предусматривает повышение отплаты труда путем установления минимального почасового размера оплаты труда — 100 рублей в час». И, конечно, бросается в глаза наличие абсурдного предложения партии по уменьшению безработицы — «установить пособие по безработице не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ».
Есть и свои противоречивые пункты в отношении макроэкономики. Например, партия предлагает «увеличить долю инвестиций в инновационные и высокотехнологичные отрасли экономики до 50% от общего объема инвестиций». Но как же быть с тем моментом, что в условиях нахождения России в ВТО возможность инвестирования государства в отечественное производство сильно ограничена соглашениями «наибольшего благоприятствования», прописанными в ВТО?
Из 20-ти предпринимателей тезисы этой программы положительно оценили 7 человек.
Для анализа экономического блока КПРФ мы использовали данные сайта самой партии, а также текст предвыборной программы под названием «Десять шагов к достойной жизни».
Среди конкретных предложений: вывод золотовалютных резервов из иностранных активов, резкое увеличение в ВВП доли промышленности, выход из ВТО, возрождение в деревне крупного сельхозпроизводства. Кстати, в сельском хозяйстве у КПФР есть очень даже конкретная инициатива: законопроект №594724-6 «Об ограничении торговых наценок на продукты». В нем партия предлагает установить уровень предельных значений торговых наценок, которые не могут превышать: для переработчиков — 15% от отпускной цены производителя сырья; для организаций оптовой торговли — 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров.
Традиционно уже предлагается «национализировать нефтяную и газовую отрасли, ключевых банков, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, предприятий ВПК». И что вполне ожидаемо — отменить НДС и резко снизить налоги на имущество и землю. Взамен «ввести прогрессивную шкалу налогообложения, вместо транспортного налога «Платон» и налога на недвижимое имущество от кадастровой стоимости». Основной парадокс в том, что коммунисты предлагают одновременно и наращивать госрасходы, и снижать налоги.
Стоит добавить, что предвыборная программа КПРФ также не менялась все эти годы. Как под копирку написаны программы компартии и в 2003 г., и в 2007-м, и в 2011-м и в 2016-м. Хотя почему «как».
Как это ни странно, оценка слепого текста — 3 из 20-ти.
Либерально-демократическая партия России формулирует очень большое количество конкретных предложений. В отличие, например, от ЕР. Но их содержание кажется самым странным. ЛДПР одновременно требует понизить налоги для бизнеса и повысить социальные выплаты для населения. Далее буквально тезисно: ограничить максимальную разницу в зарплатах в 10 раз, установить двухлетние налоговые каникулы для всех начинающих предпринимателей, стимулировать развитие Сибири и Дальнего Востока: отменить там все налоги на пять лет и даже интересное — «распределять бюджет по регионам пропорционально размерам населения».
Как уже отмечали многие эксперты, самым оригинальным и профессиональным в программе ЛДПР является раздел, посвященный развитию туризма. Там, например, можно прочесть предложение трудоустраивать в профильные туристические ведомства только профессионалов индустрии. Или еще — ввести ID-номер для каждой путевки, проданной в России, чтобы на сайте Ростуризма можно было ее проверить. Предложения про туризм в свое время на федеральном уровне вызвали интерес и неплохие оценки специалистов туротрасли.
Оценка «слепого теста» — 4 из 20-ти.
Деловые близнецы
Отдельного анализа требует «либеральный блок», традиционно считающийся прибежищем оппозиционно настроенной деловой аудитории. В этом пункте мы совершенно волюнтаристски отбросили некоторые «проекты» и оставили для анализа лишь два, между которым и развернулась борьба за деловой электорат: старая добрая партия «Яблоко» и молодая, но с известными корнями — «Партия Роста».
Начнем с «Яблока», чья программа также не отличается особенной конкретикой. С точки зрения общей экономической политики все ясно. Сторонники г-на Явлинского поднимают вопросы, которые очень редко поднимают другие: например, их волнует «защита прав массового собственника — миноритарных акционеров, владельцев квартир, сельских домов, земельных участков и т.д.». Они затрагивают тему прозрачности в деятельности госструктур: прозрачной процедуры утверждения тарифов монополий и открытости информации обо всех затратах естественных монополий.
Программа «Яблока» с точки зрения общей оценки получила у нашей аудитории 15 положительных оценок из 20, но большинство отметили, что степень проработанности предложений все равно очень низкая.
В новоиспеченной «Партии Роста» есть и «Политики роста», в которой лидеры партии, к примеру, предлагают «ежегодно выдавать реальному сектору экономики 1,5 трлн рублей долгосрочных и дешевых кредитов. Ставка для предприятий не выше 5,5%, по потребительским кредитам — не выше 10%». И это опять напоминает «все сестрам по серьгам».
Предлагают «вывести бесплатные патенты для самозанятых, налоговые каникулы на три года для всех предприятий МСП», «привести кадастровую стоимость к рыночной. Требуется кардинальное изменение порядка расчета кадастровой стоимости».
Не обошли, конечно же, и тему налогов. Цитата:
«...должна быть пересмотрена система распределения налогов между бюджетами различных уровней.• Налоги от малого и среднего бизнеса должны оставаться муниципалитетам.• Налоги от крупных холдингов — тем регионам, где располагается производство.• НДФЛ должен платиться по месту жительства человека, а не по месту работы».
Все красиво в этих предложениях, проблема только в административных мерах, которыми они должны реализовываться. Преобразования должны начаться с учреждения Администрации роста — особого, наделенного чрезвычайными полномочиями органа. В частности, эта «Администрация» должна прекратить проверки бизнеса, резко сократить количество уголовных дел против предпринимателей и т.п. То есть программа мер в экономике ставится в зависимость от создания этакого «Министерства спасения», а как создаются в нашей стране новые ведомства, мы все знаем.
Но при этом положительная оценка по «слепому» тесту — 18 из 20.
Подводя итоги, стоит отметить, что, конечно, высокая степень популизма была очевидна и до чтения эти многостраничных документов. И что тоже понятно — традиционное отторжение, которое вызывают у делового сообщества левые партии. Но даже при таком раскладе условный 5% барьер в нашем случае преодолели все перечисленные партии. В этом плане предприниматели оказались куда разнообразнее по взглядам, чем та примерно треть граждан, которая все-таки проголосовала.
И дело тут не только в отдельных партийных результатах. Уже не первый год главная и самая важная интрига процесса — это именно электоральная активность. Поражение, которое нынешние партии совместно получили в тяжелой борьбе с «кандидатом против всех» и его соратником «у меня есть дела важнее этого фарса» показывает — мы не верим не в результат, мы не верим в процесс. Это куда страшнее.