Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Для хорошего менеджера ежедневно сокращать издержки — все равно, что дышать»

«Для хорошего менеджера ежедневно сокращать издержки — все равно, что дышать»
Иллюстрация: Личный архив Ирины Екимовских

Самый очевидный способ увеличить прибыль — сократить расходы бизнеса. О том, как выбрать затраты, которые можно безболезненно «принести в жертву», рассказывает Ирина Екимовских в колонке для DK.RU.

Рубрика: Математика для бизнеса

Ирина Екимовских, генеральный директор аутсорсингового центра «Основа Капитал»:

 Если составить рейтинг вопросов, занимающих умы бизнесменов, на первом месте окажется сакраментальное «Как увеличить прибыль?». Рассуждать об этом можно долго и нудно, но, если привести все найденные решения к общему знаменателю, останется ровно три варианта.  

Первый — самый очевидный — продавать больше. 

Второй — продавать то же количество товара, но дороже.

И третий — сократить расходы. 

Первые два варианта — увеличение выручки за счет количества или цены — прекрасная возможность получить дополнительную прибыль за счет роста маржинальной доходности. Но нужно учитывать, что рынок не всегда и не всем предоставляет такую возможность. 

А вот поиск дополнительной прибыли в сокращении расходов может дать результат практически при любом рыночном раскладе. Не зря же Уорен Баффет, которого по праву можно считать  заслуженным финансистом столетия, говорил: «Действительно хороший менеджер — это не тот, кто просыпается утром и говорит:  «Сегодня я начну сокращать издержки». Это то же самое, что проснуться утром и принять решение дышать».

Расходы необходимо контролировать, иначе они начнут контролировать вашу прибыль.

На чем теряем 

Давайте разберемся, что означает «управление затратами» и какие инструменты для этого существуют в финансовом менеджменте. Процесс управления затратами состоит из четырех действий — планирование, организация (производство), мотивация и контроль (анализ). Как известно, контролировать можно только то, что вы измерили или учли. Поэтому первым делом вам необходимо получить регулярно обновляемый отчет, в котором можно ежемесячно отслеживать динамику (изменение) затрат. 

Этот отчет следует анализировать двумя способами.

Анализ «по горизонтали» подразумевает отслеживание изменений суммы затрат от месяца к месяцу: сколько и на что потратили, какие факторы повлияли на изменение этой цифры. 

Анализ «по вертикали» — это учет того, какую долю занимает та или иная статья затрат и их совокупность в ежемесячной выручке. Это позволяет отсекать лишние траты и не позволять расходам превышать определенный процент от выручки. 

«Для хорошего менеджера ежедневно сокращать издержки — все равно, что дышать» 1

Когда затрат много, довольно сложно сконцентрировать свое внимание на одной и выбрать в  этом случае хорошо подходит метод, который в классическом менеджменте носит название «Важные-Управляемые». Как его использовать? 

  1. Все затраты поделить на важные и неважные. Традиционно, к важным относятся те расходы, которые занимают в структуре выручке более 5%, но этот показатель можно определить для себя самостоятельно исходя из специфики бизнеса.
  2. Сгруппировать затраты по принципу «управляемые» и «не управляемые». Те расходы, на размер которых вы можете влиять, отнести в первую группу, а расходы типа, «аренда офиса», «коммунальные расходы» – во вторую.
  3. Основное внимание направить на те затраты, которое образовались на пересечении Важные и Управляемые и следить за ними в первую очередь, сокращая по мере возможности. Как мы помним, даже за счет незначительного сокращения расходов и небольшой оптимизации бизнес-процессов можно повысить эффективность бизнеса и увеличить прибыль. 

«Для хорошего менеджера ежедневно сокращать издержки — все равно, что дышать» 2

Как управляем 

После того, как стало понятна структура затрат, можно перейти к планированию или бюджетированию затрат. Бюджет — это финансовый план компании, в котором обозначены ответственные за выполнение каждого показателя.  Кто-то должен выполнить план доходов, а кто-то не должен допустить превышение расходов. Можно сказать, что бюджет — это фарватер бизнеса, показывающий как компании получить желаемую прибыль.

Для того, чтобы определиться, какие установить лимиты затрат, в идеале стоило бы воспользоваться распространенным в западном менеджменте  методом бенчмаркетинга — это анализ финансовых показателей конкурентов. К сожалению, в нашей стране правдивые цифры для бенчмаркетинга раздобыть сложно. Данные, которые сдаются в госстатистику, далеки от реальности, а бухгалтерская отчетность не позволяет анализировать структуру затрат. 

Поэтому лучшим информационным полем для планирования является отчетность собственного бизнеса за прошлые периоды работы. И здесь уместно вспомнить золотое правило планирования «1:3». Чтобы спланировать один период вперед, надо проанализировать три периода назад. По статистике, внедрение бюджетирования позволяет сократить расходы бизнеса до 15%.

Для контроля качества работы управления затратами на предприятии достаточно сравнить рост выручки и рост чистой прибыли за два отчетных периода. Если рост чистой прибыли обгоняет рост выручки, значит качество управление затратами хорошее. Если наоборот, значит часть прибыли потеряна на «ненужных расходах».

«Для хорошего менеджера ежедневно сокращать издержки — все равно, что дышать» 3

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.