Для состоятельных россиян готовят невыгодный налоговый маневр
Рост НДС до 22% и снижение страховых взносов до такой же ставки выглядит выгодным для бюджета, и нейтральным для работодателей. В проигрыше окажутся россияне с доходом более 200 тыс. руб. в месяц.
Минфин подсчитал, как налоговый маневр «22/22» скажется на экономике в период с 2019 до 2025 гг., сообщает «Коммерсантъ». Согласно расчетам, без реализации реформы в 2019 г. рост ВВП должен был бы составить 2%, а по итогам первого года ее действия он снизится до 1,1% из-за превентивной реакции ЦБ на будущий инфляционный шок. Увеличение НДС принесет 2,52 процентных пункта к текущей инфляции, что будет выше эффекта от снижения ставок соцвзносов (минус 1,06 п.п.).
Налоговый маневр «22/22» приведет к некоторому укреплению рубля и росту взносов в Пенсионный фонд. Из отраслей больше всего выиграют сельское хозяйство, чуть меньше — образование, здравоохранение и госуправление, а немного проигрывают строительство и ЖКХ. Для остальных секторов нагрузка незначительно снизится.
Но рост НДС и снижение ставок соцвзносов с отказом от всех пороговых значений по их уплате повысит нагрузку на тех россиян, которые зарабатывают более 200 тыс. руб. в месяц — это примерно 1 млн человек. Но для 98% работающих нагрузка на ФОТ снизится. Минфин рассчитывает минимум на 10-процентное обеление рынка труда и сокращение теневого сектора экономики на четверть до 2025 г. — в противном случае смысл реформы не очень понятен, отмечает «Коммерсантъ».
Главной идеей маневра в Минфине считают прекращение работы порочного круга: работодатели уходят в тень из-за высоких ставок соцплатежей, база для соцвыплат сокращается, а затем ставки взносов снова растут. Вторичные цели — поддержка экспортеров и рост мобильности населения.
Сколько на самом деле составляет теневая занятость — основной спорный момент «маневра 22/22». По расчетам Минфина, в 2016 г. расходы и сбережения граждан составили 54,9 трлн руб., из которых 5,2 трлн — это «конвертная» часть доходов белого сектора, а 6,3 трлн — ФОТ теневого сектора. Но в этих показателях не учитываются коррупционные доходы, на которых обеление никак не скажется. Во ВШЭ считают, что правительство преувеличивает долю неформальной занятости, и велика вероятность, что из 11,5 трлн руб. теневых доходов велика коррупционная составляющая.
По данным издания, пока правительство не решило, как будет реализована схема налоговой реформы. Ясность может появиться в мае этого года.
Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что тяжелую и сложную нагрузку на зарплаты для предприятий необходимо снизить.
«Мы видим, что чем больше мы повышаем ставку по страховым взносам, тем больше мы видим рост теневого сектора. Поэтому мы считаем, что здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками», — отмечал министр.