Дмитрий Калаев ушел из «Сбербанк-Технологий»
Дмитрий Калаев оставил пост руководителя екатеринбургского офиса «дочки» Сбербанка — «Сбербанк-Технологии» ради «амбициозного федерального проекта». Будет жить на два города — Москву и Екатеринбург.
В конце прошлой недели на job-сайтах появилась вакансия руководителя екатеринбургского офиса «СберТеха» — с пометкой «срочно». Сообщение о поиске нового руководителя в своем Facebook опубликовал и Дмитрий Калаев, занимавший эту должность с июля 2012 г. В интервью «ДК» он рассказал о причинах своей отставки.
Дмитрий, судя по сообщениям в Facebook, вы уже закончили свою работу в «СберТехе»?
— Да. Сейчас Сбербанк ищет нового руководителя. Я предлагал несколько кандидатов, но они или не подошли, или не приняли предложение. Я не без сожаления ушел из «СберТеха»: не успел сделать все, что планировал, только-только сформировалась хорошая команда как на региональном, так и на федеральном уровне… Но мой контракт выполнен — я уже приступаю к работе в новом проекте. Отсюда и срочность в поиске руководителя.
Что это за проект?
— Это новый очень амбициозный федеральный проект, к которому я мог или присоединиться прямо сейчас на капитанский мостик, или некоторое время спустя, но уже в качестве «пассажира». О деталях расскажу примерно через месяц. Пока идет период PR-подготовки — официальных заявлений я делать не могу.
Какие требования предъявляются к новому руководителю?
— Екатеринбургский «СберТех» за истекший год успел значительно вырасти с ноля сотрудников до более 40 человек в собственном штате и еще около 40 человек — в другой дочерней компании «Сбербанк-Технологии. Нойдорф» («Сбербанк-Технологии. Нойдорф» реализует стратегическую программу «Централизация платформ территориальных банков ОАО «Сбербанк России», а также аккумулирует и развивает компетенцию по созданию централизованной банковской платформы «Дуэт». Ведет свою деятельность с апреля 2012 г., имеет ряд обособленных подразделений в Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Перми, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Иркутске, Тюмени, Омске и др. — прим.ред.). Соответственно, у руководителя много именно управленческих и административных задач. Основное требование — способность возглавить коллектив, продолжить развитие и обеспечить решение операционных задач. Насколько кандидат способен это сделать, зависит не только от его послужного списка, но личностных качеств. И это не обязательно должен быть специалист из Екатеринбурга — переезд из других регионов приветствуется.
Вы сказали, что в «СберТехе» не успели сделать все, что планировали. А какие задачи были реализованы за год вашей работы?
— Поставленный самому себе KPI, который был больше, чем KPI, прописанный в контракте со «СберТехом», — я бы оценил как выполненный на 50%. Многое, действительно, просто не успел: часть запущенных задач оказались завершены буквально в первую неделю после моего ухода, какие-то будут реализованы до конца года.
Показательным я бы отметил выполненный в первом квартале 2013 г. проект внедрения во всех филиалах Уральского Банка Сбербанка России новой информационной системы, которую всего за три месяца совместными усилиями 30 сотрудников банка и «СберТеха» запустили более чем в 1600 офисах. Это основной программный продукт банка, на котором строится обслуживание клиентов. Задача, которая стояла перед нами на старте — сохранить качество обслуживания. В Сбербанке очень четко ведется хронометраж по каждой операции, времени ожидания в очереди и ряду других параметров. Естественно, при внедрении любой информационной системы, пока сотрудники привыкают к работе с новыми инструментами, происходит понижение скорости обслуживания. Однако уже через две недели после запуска качественные характеристики обслуживания клиентов вернулись в норму, а еще через две недели превысили уровень, который показывала предыдущая система. По масштабу выполненный проект — один из крупнейших в России.
В прошлом году вы говорили, что «СберТех» не содержится за счет средств головной организации, а выполняет проекты на основе контрактов для Сбербанка. В том числе, не исключали сотрудничества с другими банками. Эти принципы сохранились?
— Нет, концепция изменилась. Руководство Сбербанка более глубоко ощутило что ИТ для банка сегодня не просто сервисная функция, обслуживающая работу всего банка. ИТ для банка — это конкурентное преимущество. Глупо делиться своим конкурентным преимуществом и экспертизой с банками-конкурентами. В связи с этим планы по экспансии «СберТеха» на рынок потеряли актуальность.
С точки зрения выгоды для Сбербанка могу сказать, что по результатам 2012 г., даже на этапе становления компании, «СберТех» обеспечил экономию банку в несколько сотен миллионов рублей. Причина экономии достаточно простая — банк заказывает весьма специфические проекты, которые способны сделать на рынке России одна-две компании из конкретных ниш. Компании понимают свою уникальность и буквально «выкручивают руки» заказчику. Появление «СберТеха» позволило сформировать конкуренцию в таких нишах и значительно уменьшить стоимость услуг.
Создание екатеринбургского «СберТеха» некоторые айтишники восприняли в штыки. В неофициальных беседах мне, например, приходилось слышать о том, что региональная экспансия крупных госкомпаний обострила проблему дефицита кадров для местных ИТ-компаний…
— У меня на этот счет мнение противоположное. В Екатеринбурге точно не хватает крупных компаний и это сдерживает развитие ИТ-рынка, рынка ИТ-специалистов и многого другого. Как акционер NAUMEN я, конечно, понимаю опасения локальных игроков, но это ситуация которую надо преодолеть вместе. Пока в регионе не будет значительного количества крупных компаний — проблемы с наймом квалифицированных специалистов и миграцией кадров сохранятся. Очевидно, что чем больше ИТ-компаний у нас будет, тем более насыщенным будет кадровый рынок и больше перспектив личного роста будет у профессионалов. Таким образом, новые игроки создают временные трудности на рынке, но на долгосрочной перспективе работают на развитие этого рынка.
Кстати, сейчас в екатеринбургском офисе «СберТеха» работают специалисты, мигрировавшие в Екатеринбург из Магнитогорска, Ижевска, Астрахани. Есть сотрудники, вернувшиеся в Екатеринбург из Москвы. Так что для кадрового рынка Екатеринбурга присутствие «СберТеха» уже оказывает влияние, притягивая кадры и развивая экспертизу.
Новый федеральный проект, в котором вы сейчас работаете, предполагает переезд в Москву?
— Да, я как раз в процессе переезда. И хотя сам город мне не очень нравится (я уже жил здесь в течение лет шести и настоялся в пробках), но все же многие вопросы бизнеса без присутствия в столице у нас не решаются.
А как же работа в RedButton Capital и «Уральском ИТ-кластере»? Или будете жить на два города?
— В основном в Москве. В Екатеринбурге буду, скорее всего, наездами.
В понедельник стало известно, что федеральный «СберТех» покидает его основатель и гендиректор Денис Калинин. Ваш уход и отставка г-на Калинина — это совпадение?
— Про отставку Дениса я узнал еще на прошлой неделе. Да, очень интересное совпадение…
UPD. Вечером 2 июля 2013 г. появилась информация о том, что новым местом работы Дмитрия Калаева стал Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ), созданный по инициативе президента Владимира Путина в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ). Как сообщал «ДК», его возглавляет Кирилл Варламов, генеральный директор компании NAUMEN. Г-н Калаев свое назначение в Фонде подтвердил, однако подробности участия в проекте не озвучил.