Дмитрий Кечкин: Смысл бизнеса – деньги генерить
Основал свою мебельную фирму в 1997 году, когда переехал из Челябинска в Екатеринбург. До этого работал наемным сотрудником в мебельной фирме, выполняя обязанности продавца, монтажника и логиста од
Основал свою мебельную фирму в 1997 году, когда переехал из Челябинска в Екатеринбург. До этого работал наемным сотрудником в мебельной фирме, выполняя обязанности продавца, монтажника и логиста одновременно. В 99-м году получил эксклюзивное дилерство «Mr.Doors» по Уральскому региону.
Дмитрий Кечкин
генеральный директор компании
«Mr.Doors» в Уральском регионе
Я всегда ставлю себе максимально высокую планку целей. Потому что именно от амбициозности целей зависит, куда ты идешь и куда ты придешь. К примеру, многие предприниматели могли бы зарабатывать больше, они и сейчас могут зарабатывать больше, развивать свой бизнес, делать его более эффективным, но таких задач почему-то не ставят. Потому что «ну, не надо», потому что «это очень трудозатратно, неохота». Они неамбициозны и поэтому малоэффективны. А ведь истинный смысл создания каждой компании – генерить деньги. И никакого другого быть не может. При этом, конечно, человек самовыражается, реализуется, личные амбиции удовлетворяет и так далее – но ПРИ ЭТОМ… Нельзя подменять цель. Бизнес только для денег, больше ни для чего. А чем смелее задачи, тем больше результат.
Задумался о том, что вообще надо деньги зарабатывать, лишь когда женился. Рос в абсолютно благополучной, очень обеспеченной советской семье: папа работал на заводе, мама в торговле. Водил всех своих друзей по воскресеньям деликатесов поесть. И вот, в 21 год, на меня такой родительский взгляд: уважаемый, а ты вообще деньги-то собираешься зарабатывать? Я говорю: теоретически вроде как надо… А практически, может быть, я даже и не собирался. Рос, совершенно этим не заморачиваясь. Но переезд в Екатеринбург поменял меня целиком – совершенно один, никто к тебе не придет и не поможет. Переехал, потому что до этого работал в фирме, занимавшейся шкафами-купе в Челябинске, наемным работником, потом решил заняться региональными продажами. Открыл несколько точек и торговал готовой продукцией из Челябинска. В Екатеринбурге меня совсем скоро настиг кризис. Дело в том, что хозяин фирмы несколько неадекватно оценивал свои управленческие способности: посчитал, что стал очень серьезным предпринимателем, и пустился во все тяжкие – начал строить рестораны, вести одновременно еще несколько бизнесов. А бизнес-то еще неотстроенный, менеджмент слабенький… И после 98-го года он моментально сошел на нет – в Екатеринбурге я остался совершенно один, без внятных партнеров. Приходилось как-то выживать самостоятельно. В 99-ом году было то, что и компанией назвать сложно: маленький офис на ВИЗ-бульваре на пятом этаже, пять сотрудников, один распиловочный станок и какие-то колоссальные долги, которые мы сумели себе наделать, – минус 50 тысяч долларов. По тем временам деньги были нереальные, просто нереальные, и перспектива отдачи была очень туманная. А самое главное – не было идей – не было какой-то внятной идеи, куда мы должны прийти. Каждый день с утра первым делом смотрели список кредиторов – кому нужно отдать деньги, на всех в кармане – сто рублей. Но чем была хороша ситуация – некуда бежать. Никто нигде тебя не ждет – ну куда денешься? И кидать нечего, и бежать некуда. И нужно было из этой ситуации выходить. В то время мы даже еще не работали с какой-то торговой маркой – только делали корпусную мебель из комплектующих, купленных на местном рынке.
Но мы не унывали – и нам жутко повезло. Я порой думаю, что это было совершенно закономерно: плохо было до такой степени, что хоть как-то нам должно было повезти. Совершенно неожиданно поступило предложение от компании, занимающейся обустройством гостиничных корпусов Завьялихи – такой горнолыжный курорт в Трехгорном. Оделись с менеджером моим понаряднее, у кого-то машину иностранную взяли, поехали в Трехгорный. Надули щеки и сказали, что у нас фабрика большая, хотя на самом деле вся фабрика состояла из одного станка на арендуемой площади 80 квадратных метров. Это называется «Остап был голодный и красноречивый». Сейчас я на такое бы точно не сподобился. Встреча была ни больше ни меньше – с мэром города. Мы умудрились ему понравиться и получили-таки этот заказ, причем сделали его очень хорошо. И с этой сделки заработали 50 тысяч долларов – как сейчас помню, это были деньги какие-то невероятные! И теперь думаю, тот кризис, наверное, пошел мне на пользу. Пришлось развивать бизнес, выживать и так далее – другого варианта просто не было. Если было б все более-менее комфортно, я подвел бы под это какую-то свою философию, сказал бы себе: лучшее – враг хорошему, и относительно кого-то жил бы, наверное, прилично. А кризис дал толчок развитию. Следующим шагом стал дилерский договор с компанией «Mr.Doors» в 2000 году: сделали первую закупку, приобрели еще один станок. И у нас хватило ума не отдавать долги еще год. Конечно, до сих пор стыдно, что так сделали, но нужны были оборотные средства: на открытие салонов, развитие производства. Чуть позже отдали этим людям гораздо большие деньги. Зато компания начала развиваться бешеными темпами.
Сейчас вспоминаю, к примеру, 2002 год – как здорово было! Темпы роста 2,5-3 раза в год! В то время кто бы что ни делал – все давало впечатляющий результат. Покрасил салон в синий цвет – сразу наплыв посетителей. Открыл магазин – и были просто сверхпродажи! Сейчас за счет таких простых действий не отъехать. Рынок вышел на другой уровень. Когда всего на 20-25 процентов компания растет – и это очень хороший результат, потому что мебельный рынок растет на 11-12. То есть «Mr.Doors» развивается быстрее, чем растет рынок, – это здорово, но первоначального драйва, когда, что бы ты ни делал, получал быстрый, видимый результат, уже нет. Раньше, да и сейчас, многие считают: в бизнесе есть кнопка и задача твоя сводится к тому, чтобы найти ее, нажать и будет Результат – успех. Нет кнопки! Есть период, когда интересная идея выстрелила, и некоторое время все по инерции движется. Но когда бизнес выходит на какой-то качественный уровень, быстрого результата уже не даст ничто. Что делать, если уже не такие головокружительные результаты, как раньше? Неинтересно стало – бизнес развалился? Потом – очень тяжелый труд. Я, к счастью, очень хорошо устроен. Бывает, под вечер, из-за того, что что-то не получается, опускаются руки. И думаешь, бросить бы все к чертовой матери. Но когда просыпаюсь утром, таких депрессивных мыслей нет и в помине. И я снова как новенький бегу на работу. Интерес уже ищется не в первоначальном азарте, который быстро проходит, а, к примеру, в том, что какие-то вопросы стал решать более качественно.
На рынке будут лидировать только обученные компании, с обученным же персоналом. Такое понимание всегда было у Андрея Мудрого, директора по продажам компании «Mr.Doors». Именно он сформировал наш корпоративный дух – у компании появилась душа. Потому что средства вроде как бы есть – дело не в нехватке средств, – надо именно отстраивать менеджмент и маркетинг, и делать это только на собственных измышлениях невозможно. Нельзя наивно пытаться создать что-то самому. Делать своими мозгами – это прерогатива великих людей, Билла Гейтса, к примеру. Все остальные – люди обыкновенные, и должны особо не заморачиваться, а делать, как правильно. И Мудрый привлекал для сотрудничества лучших специалистов консалтинговых компаний. С 2001 по 2004 год мы активно обучались, и компания начала очень мощно развиваться.
Эффективному бизнесу можно научиться. Отказываются ленивые и те, которые считают, что их уже научить ничему не могут. У таких бизнес в стагнации, но пока работает. Вопрос в другом: владелец мог бы зарабатывать гораздо больше денег. Но не зарабатывает. При этом свои личные амбиции собственник наверняка удовлетворил: машину купил, в кругу родственников ахают: да, бизнесмен!
Многие предприниматели ведь стали предпринимателями просто потому, что они мало анализировали и много делали. Капиталы свои заработали на энергии, креативном подключении административного ресурса: бизнесмен бежал, договаривался, бутылку ставил. Тогда же за копейки, случайно, можно было купить турбазу. Сейчас уже таких турбаз нет. Рынок изменился – он совершенно другой. И российских «творцов» и «деятелей» – самоучек – тоже скоро не будет. Вымрут, если не перестроятся. Впрочем, многие уже вымерли, просто пока еще не все это заметили. Бизнесы их давно не прирастали в объемах продаж и прибыли. Много их: с огромными активами, но не развиваются. Менеджмент работает себе на карман, может, еще что-то делается – так, вялотекущие процессы. Просто у нас на самом деле еще рынок не очень конкурентный и позволяет многим какое-то время не вылетать. А будущее за теми, кто учится и развивается вместе со своей компанией. А завтра я поставлю перед собой еще более амбициозные цели.