Дмитрий Панов: «Я провел уникальный эксперимент, который недоступен многим бизнесменам»
Его бизнес получил сокрушительный удар в 2017 году, и он вынужден был продать проект. Но именно неудачи помогли Дмитрию Панову получить неожиданный, но крайне важный для предпринимателя урок.
Дмитрий Панов, бывший владелец фазаньей фермы «Русское подворье»:
— В этом году я пережил испытание, которое выпадает на долю далеко не всем предпринимателям. После вполне успешного старта моего нового проекта, фазаньей фермы «Русское подворье», конфликт из-за отключения энергоснабжения сильно выбил меня из колеи. Очень трудное для меня было решение о продаже фермы, так как полтора года буквально жил этим делом. Ощущал всю его уникальность и близость мне. В последнее время стало очень много тех, кто хочет продавать, но мало тех, кто хочет производить.
Кругом коммерция, коммерция. Понятно, что «купи-продай» — это удобно: быстрая оборачиваемость, рисков немного. Но мне это было неинтересно, хотелось производить уникальный продукт, причем, тянуло в сельскохозяйственное направление и охоту.
Проекту был всего год, но я уже видел некоторую его перспективу, он уже начал давать прибыль. В ноябре-декабре 2016 г. выручки хватало, чтобы часть уже можно было забирать.
Но вот в конце января 2017 г. проект оказался в тяжелом положении из-за конфликта с моими соседями, загородным клубом «Стрелецкий двор», у которых я приобретал землю вместе с электроснабжением и электрокоммуникациями, и которые, по непонятной для меня до сих пор причине, отключили ферму от электричества.
Причины, наверное, на поверхности: зависть чужому успеху и откровенная наглость. Хотя многие прекрасно знают, какой ценой дался этот успех — мы всей семьей, и жена, и сын, каждый день почти круглосуточно работали на ферме. Не могли дождаться весны, чтобы услышать долгожданный писк первых фазанят, а там снова большая работа — следить за выводком птенцов, готовить ферму к приему гостей, оттачивать рецепты приготовления фазанов в печи и многое-многое другое, чего не опишешь даже на десяти страницах.
Какое-то время мы выживали, занимаясь не бизнесом, а бумажной волокитой: исками, жалобами в УФАС и т.п. выяснением отношений. Летом 2017 г. на ферму нашелся покупатель и приобрел наше детище. Новая владелица «Русского подворья» обещает восстановить поголовье фазанов, организовывать охотничьи туры и превратить «Русское подворье» в туристическую достопримечательность Екатеринбурга.
За время существования фермы многие наши гости стали для нас хорошими добрыми друзьями, с которыми продолжаем поддерживать отношения и по сей день. Не зря говорят, нет худа без добра — благодаря сложившейся неприятной ситуации я был приятно удивлен, сколько людей вокруг, даже незнакомых, оказали поддержку и участие! Кто-то просто звонил с теплыми словами, а уже приятно. Однажды был случай — на заправке девушка в очереди узнала меня и сказала «ой, я вас по телевизору в новостях видела, мы всей семьей переживаем за вашу ферму, пусть все у вас наладится, очень хотим приехать в гости»!
Возможно, это прозвучит излишне эмоционально, но я очень благодарен всем, кто меня поддержал в то непростое время! Кто-то ценным советом, а кто-то делами.
К сожалению, у нас в обществе не принятно публично благодарить чиновников. Когда предприниматель говорит госслужащему «спасибо», многие начинают косо смотреть на такую благодарность, подразумевая коррупцию.
Но все-таки, я хочу отдельно поблагодарить за искреннюю и безвозмездную помощь Дмитрия Нисковских, в то время министра инвестиций и развития области. Хочу сказать спасибо Наталье Деминой, главному инженеру «Сысерть-Электромонтаж», Александру Мотаеву, генеральному директору «Техноэксперт» и, конечно, Гункевичу Леониду, председателю отделения «Деловая Россия-Урал». Все они проявили неподдельный интерес к трудной для предпринимателя ситуации и неформально помогли.
Совместно с юристами мы добились в конце ноября 2017 г. признания своей правоты от УФАС. Компании Владислава Стеньки и Валерия Стеньки обязали выплатить штраф по 110 тыс. руб. и подключить хозяйство к обратно к электропитанию. Сейчас мы готовим иски в суд о получении компенсации за понесенные убытки. Но это все финансовая сторона вопроса, а есть куда более значимая — ценностная. И эта сторона, мне кажется, важна далеко не только для меня.
Безусловно, фермерством (или сельским хозяйством) надо жить, надо очень любить это дело, надо понимать, что не будет сразу (а может, и совсем не будет) заметной отдачи в финансовом плане.
Не совсем тот это бизнес, особенно если строить его предпринимателю среднего звена на собственные средства и «чистом энтузиазме», без господдержек. Как хобби или даже параллельный бизнес, имея при этом основной в другой сфере, сельское хозяйство само по себе очень интересно и при этом востребовано. Особенно при современной моде на экопродукты и экотуризм. Однако сельское хозяйство как единственный возможный вид заработка — точно не то.
Какие выводы я сделал, и почему это вообще важно для многих предпринимателей? Прежде всего я понял, что важно развивать и уделять достаточно внимания основному моему бизнесу (в моем случае — это промышленное проектирование).
Удовольствием удовольствием, но когда ты практически все свободное время и силы тратишь на кайф, дело, которое тебя кормит, реально страдает.
Но при всех трудных уроках фермерского дела осталось огромное желание спустя какое-то время снова сделать проект, связанный с тем, что мне близко — охота, рыбалка, производство экологически чистых продуктов и т.д. Уверен, что благодаря полученному от фермы опыту и учитывая предыдущие ошибки, получится такое дело, которое будет приносить пользу людям и радость мне.
Думаю, всем тем, кто занимается бизнесом и не планирует окончательно уходить на покой, жизненно важно найти такое «дело на пенсии». И я свой вариант нашел.
Когда вы уже взяли свой «Эверест», но силы еще есть, и за спиной уже не только дети, но и внуки, сельское хозяйство — это лучший бизнес, который только можно представить. А пока я лет 15 поддам жару здесь, в городской суете, ведь у меня есть абсолютная уверенность, что моя мечта никуда от меня не денется. Уж она-то точно умеет ждать!