Дмитрий Потапенко*: «Обучать работников с привлечением бизнес-тренера — пустая трата денег
Почему коучи не должны отвечать за развитие ваших сотрудников и как уволить работника, чтобы потом не было мучительно больно? Ответы на эти вопросы дал Дмитрий Потапенко*.
Дмитрий Потапенко*, управляющий партнер компании Management Development Group Inc. считает, что в XXI веке судьбу бизнеса определяют не кадры, как это было ранее, а бизнес-технологии. Об этом он написал в своем блоге.
Как обучать сотрудников
Обучение сотрудников с привлечением бизнес-тренера — такая же пустая трата денег и/или времени, как и попытка научиться бизнесу в вузе.
Что бизнес-тренер понимает в бизнесе? Ответит ли он за то, что насоветовал? В консультанты, как правило, идут те, кто не умеет (и не хочет) ничего делать, кроме как работать языком.
Когда я слушаю, например, Женю Чичваркина, я знаю, что этот человек рисковал своими деньгами и своей головой. Да и он всегда говорит приблизительно: здесь и здесь я бы сделал так и так. Поэтому внутрикорпоративного обучения, как и тимбилдинга, я не понимаю. Обучение сотрудников должно проходить на рабочих местах.
В любой розничной и ресторанной сети есть свой микроучебный центр, через который «прокачивается» низший персонал. Срок обучения обычно 2 недели. Подготовка продавца (кассира, официанта) делается по комиксам. Одна фраза «Добрый день!» разбивается на несколько картинок — как кассир должен смотреть на клиента, где должны лежать покупки… Фраза «Спасибо за покупку!» разбивается, в зависимости от должностных обязанностей, на 50–68 картинок. Под комиксами я подразумеваю постановочную съемку. Одним словом, готовятся биороботы.
Эту фразу любят «перемывать» в интернете. А что в ней оскорбительного? Когда ты выходишь на конвейер, ты биоробот. Ты выполняешь жесткую функцию — собираешь машину.
Ритейл, общепит — это та же сборка машины. Работа тяжелая, поэтому текучка нижнего персонала достигает 140 % в год. Даже таджики не справляются. Но другого варианта нет. Надо выстраивать политику на жестких стандартах. В бизнесе не существует прилагательных. Существуют только глаголы и существительные.
Как обосновывать увольнение сотрудников
Я увольняю за нестабильность показателей — математических, прежде всего. Увольнять по другим причинам бессмысленно. Люди — это винтики в механизме. Каждый винтик выполняет свою функцию, свой бизнес-процесс. Если не выполняет — его нужно заменить.
В моем понимании работодатель и работник должны сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Работнику дали инструкцию. Если он ее выполняет — получает вознаграждение, не выполняет — уходит. Не должно быть, на мой взгляд, никакой эмоциональной привязки.
Вы не члены семьи, не близкие родственники, не друзья. Вы — человек, который создал рабочее место, и человек, который это место эксплуатирует. Не более того. А платит за это клиент. Если у человека на работе постоянная болтовня и перекуры, а клиента он не обслуживает, за что платить?
Недовольство уволенных подчас доходит до судебных дел. По закону уволить бездельника невозможно. Закон, суд, трудовая инспекция на стороне работника. Если возник официальный конфликт, вы работника не уволите, даже если очень постараетесь. В год 16—18 трудовых споров, разрешаемых в судебном порядке, — норма, и к этому надо быть готовым. Так же как и к проверкам и обыскам. Это такая система, а не мы плохие или хорошие.
Оформляйте каждый документ так, если бы он отправлялся прокурору, — и все будет замечательно.
* - выполняет функции иностранного агента