Дмитрий Потапенко*: «Региональные сети клянут федералов, хотя главный их враг — они сами»
В этом году уральские ритейлеры понесли невосполнимые потери. Выжившие продолжают битву с федеральными сетями. Чтобы уцелеть, некоторым из них придется менять стратегию.
Аналитики компании Nielsen, изучающей поведение потребителей, пришли к выводу, что за последние два-три года рынок FMCG изменился — общих закономерностей, влияющих на динамику продаж, больше нет. Ритейлерам приходится учитывать тренды разной направленности. В продуктовой рознице основным форматом стали магазины у дома, число гипермаркетов почти не изменилось, на долю онлайн-торговли приходится около 1% продаж. Попутно эксперты отметили рост нишевых заведений.
В представлении Дмитрия Потапенко*, управляющего партнера компании Management Development Group, идеальная модель российского ритейла — это 40% дискаунтеров, 10% гипермаркетов, 10% супермаркетов, работающих в премиальном или субпремиальном сегменте, 10% магазинов, торгующих дешевой небрендованной продукцией, остальное — мелкая розница, включающая рынки, киоски и павильоны.
В условиях, когда 30 млн жителей в стране остаются за чертой бедности, а 12 млн едва сводят концы с концами, розница должна предлагать простейшие продукты для насыщения организмов калориями. Это не плохо и не хорошо, — рассуждает он. — Если экономика страны в заднице и не собирается оттуда выбираться, нужно множить товаропроводящие цепочки. Вместо этого государство продолжает бороться с малым бизнесом.
В 2017 г. главным испытанием для малого и среднего бизнеса в ритейле стало внедрение онлайн-касс, отправляющих электронные версии чеков в налоговую инспекцию. Участники рынка полагают, что затея себя не оправдала.
Мы уже слышим, что онлайн-кассы — офигительное благо для рынка: они позволяют накапливать статистику о потреблении и увеличивают собираемость налогов, — говорит г-н Потапенко. — Но вынужден вас огорчить: при новом порядке через кассы стали проходить и расчеты розницы с оптовыми структурами, из-за чего результаты удваиваются. При этом физического роста продаж не видно — они продолжают падать».
Данные статистики по Свердловской области это подтверждают. Оборот розничной торговли в регионе за январь-сентябрь 2017 г. составил 782,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 3,9% ниже уровня 2016 г. За это время с рынка ушли екатеринбургские торговые сети «Звездный», «Пикник» и «Семь ключей», а несколько раньше — сеть «А-Продукт» (ее собственник продолжает выставлять на продажу коммерческую недвижимость). По словам Александра Оглоблина, владельца торговой сети «Елисей», увеличившей в 2017 г. количество точек, главной тенденцией 2016-2017 гг. стал лавинообразный рост дискаунтеров, которые открывают федеральные ритейлеры. В основном речь идет о магазинах сети «Пятерочка» (X5 Retail Group) и «Магнит» (АО «Тандер»).
«Пятерочка» и «Магнит» будут развиваться — по объемам закупок они сегодня лидируют, — поясняет Дмитрий Потапенко*. — К сожалению, многие региональные сети не понимают этого и пытаются конкурировать с федералами вместо того, чтобы найти свою нишу. При таком подходе они будут и дальше умирать один за другим, кляня федералов, хотя главный их враг — они сами. Голову заменить невозможно.
По мнению г-на Потапенко, из трех екатеринбургских сетей — «Супермаркет «Кировский», «Монетка» и «Елисей» — в схватке с федеральными ритейлерами больше шансов выжить у компании Александра Оглоблина, если она скорректирует позиционирование, уменьшит площади магазинов и «сядет на трафик» «Магнитов» и «Пятерочек». В этом случае, считает эксперт, покупатели смогут приобретать в «Елисее» продукты, которых нет в экономичных супермаркетах. Прямая конкуренция «Супермаркета «Кировский» с магазинами у дома и «Монетки» с дискаунтерами никаких преимуществ местным сетям не дает.
Сила закупки есть сила закупки. Региональная сеть не готова дать сопоставимую цену, даже если встанет на уши. Это чистая математика, которая не подчиняется маркетинговым воплям, – говорит Дмитрий Потапенко*.
Когда во втором квартале экономика в России после двух лет рецессии выросла на 2,5% год к году, аналитики Nielsen заявили, что потребительский рынок начал восстанавливаться, хотя доходы населения не увеличились. Однако уже в июле рост замедлился. В ноябре экономисты констатировали: ускорение во II квартале объясняется краткосрочными факторами — ростом цен на нефть, укреплением рубля и государственными инвестициями в крупные инфраструктурные проекты. Их влияние уже закончилось.
Оптимисты, полагают, впрочем, что в 2018 г. экономику поддержат высокие цены на нефть.
* - выполняет функции иностранного агента