До 10 лет без подзарядки. Как работает сеть, которая повысит эффективность вашего бизнеса?
«Когда-то понимание интернета с телефона имело такую же актуальность, как полет на Марс. Сейчас с вещей, подключенных к сети, можно снимать любые данные и хорошо экономить», — Андрей Елизаров, МТС.
Умные устройства постепенно проникают во все сферы нашей жизни. С помощью специальных датчиков сегодня можно получать практически любые данные — от состояния здоровья вашей любимой бабушки до расхода воды в доме или на предприятии и уровня наполненности мусорных контейнеров.
Директор МТС в Свердловской области Андрей Елизаров рассказал DK.RU, какие отрасли в регионе «умнеют» быстрее всего, как интернет вещей тестируется на коровах и зачем для этого нужна отдельная сеть.
МТС два года назад запустили сеть для интернета вещей на основе новой технологии NB-IoT (Narrow Band Internet of Things — энергоэффективная сеть интернета вещей). Расскажите простыми словами, зачем это было сделано?
— Сложились воедино несколько причин. Технологический процесс дошел до того, что появилась возможность снимать с вещей, подключенных к интернету, любые данные — от загрузки мусорных контейнеров и эффективности расхода воды, электричества до перемещения транспорта и т.д. Во-вторых, все, что касается бизнеса, связанного с оптимизацией расходов, всегда является двигателем прогресса. Мы, в свою очередь, можем собирать такие данные с высоким качеством с любого объекта и передавать их через сотовую сеть, имеющую высокую степень защиты. Появились специальные устройства, куда можно вставлять SIM-карты, и они уже связаны с тем же с водопроводом (чтобы вести учет воды) или могут стоять, к примеру, на корове, чтобы следить за тем, как животное себя чувствует.
Выяснилось, что в целом для таких датчиков важна автономность работы, надежность и долговечность. Возникла необходимость специфических SIM-карт. Кроме того, стало понятно, что для интернета вещей не нужны те суперскорости, к которым мы привыкли — достаточно минимальной. Так возникла история про сеть для интернета вещей NB-IoT — в рамках существующих частот выделяется определенный спектр, который защищен от использования другими устройствами. NB-IoT позволяет очень хорошо экономить и оптимизировать процессы — пользователи сети имеют возможность подключить к одной базовой станции десятки тысяч устройств, способных работать в сложных условиях прохождения сигнала (например, в подвале) до 10 лет без подзарядки. Такую сеть мы развернули уже во всех городах Свердловской области.
Не во всех областных городах сотовая сеть хорошо работает, нет ли таких проблем с сетью для интернета вещей? На корову датчик повесят, а он работать не будет.
— Если у клиента есть запрос на работу сети там, где покрытия нет, мы решаем этот вопрос и организуем инфраструктуру. Несколько лет назад в мире верили, что интернет вещей создаст целую отрасль внутри промышленности, но пока прогнозируемые цифры по количеству устройств не так велики. Но это не значит, что их не будет через два-три года. NB-IoT — это логичное использование. Развертывание сети NB-ioT — продолжение курса МТС на развитие интернета вещей в России. Мы собрали все плюсы и попытались избавиться от тех минусов, которые возникают при использовании интернета вещей в обычной сети. Сейчас все зависит от движения в этом направлении.
Сам оператор не может создать спрос на услугу, если она не нужна. Очень легко этот процесс сравнивать с облачными технологиями. Раньше у всех были серверные и свой сисадмин. А потом появилось облачное хранилище данных (англ. cloud storage). Сначала были фантомные страхи и сомнения, а потом «облака» стали всем нужны.
Все эти стадии мы проходим и сейчас. Начинаем работать с наиболее прорывными бизнесменами — «застрельщиками», которые готовы пробовать новые технологии. Когда они видят эффект, сразу же появляется экономическая конкретика, подключаются производители оборудования. Пару лет назад «облака» приносили нам ноль рублей, сейчас это десятки миллионов. Рынок растет на 20-30% в год.
С сетью для интернета вещей будет точно так же. Будет прорыв, к примеру, в беспилотном автотранспорте — это сразу миллионный рынок, его надо будет закрывать. Сейчас компании, нацеленные на цифровое развитие, сами выходят с такими предложениями. Есть сферы, формирующие запрос. Например, оптимизация движения транспорта на территории или контроль работы в шахтах. Можно даже снимать метрики, которые показывают состояние здоровья шахтеров. Конечно, пока это разовые проекты. Люди хотят посмотреть, как это работает. Но когда ведущая в отрасли компания увидела, что это эффективно, это повод для конкурентов задуматься.
Какие это отрасли в Свердловской области?
— Как я уже говорил, коровы — это не фантазия. У нас есть пример в сельском хозяйстве — эта технология позволяет отслеживать местонахождение животных, а также их состояние здоровья. Авиаотрасль всегда нуждается в «прорывных вещах». У аэропорта много задач, которые они пытаются решить через сбор информации: как распределять потоки людей, какие места сдавать в аренду. Интернет вещей — это в том числе и видеонаблюдение, видеоаналитика. В городе Лесной на предприятии РОСАТОМА Росатома «ЭлектроХимПрибор» в режиме реального времени датчики отслеживают работу электроприборов. Специалисты могут, не выезжая на место, следить за параметрами работы всей автоматики.
Есть большой интерес и со стороны застройщиков. Мы обеспечили услугами связи управляющую компанию «Академический». Они пришли к нам с тем, что жители жаловались на большое количество объявлений в подъезде, а доска для рекламы очищалась три раза в сутки. На первом этапе жители подписались на смс-рассылку для каждого из подъездов, на следующем этапе люди стали отправлять показания счетчиков в УК.
Программу можно обучить считывать номера и автоматически открывать шлагбаум для жителей, чтобы не нужно было на морозе звонить охраннику. Мы планируем запустить умную домофонию, чтобы домофоном можно было управлять с телефона. Или, к примеру, был запрос от представителей жилого комплекса, который находится неподалеку от лесополосы — сделать так, чтобы можно было определять, не зашло ли во двор дикое животное. Это все находится в начале пути. В скором времени каждая отрасль будет делать конкретный запрос, исходя из собственных потребностей.
Как можно оценить востребованность сети для интернета вещей у нас в регионе?
— Сейчас в каждой отрасли у нас есть отдельные проекты в разной степени готовности. Кто-то пробует простые вещи, кто-то решает глобальные задачи.
Отрасль только формируется. Когда мы говорим об интернете или продаже SIM-карт, всем понятно, для чего это нужно. С сетью для интернета вещей не все пока видят для себя точки применения и осознают экономию. Когда мы работаем с крупными федеральными компаниями, у них есть департаменты эффективности, которые говорят: у вас здесь процесс построен не лучшим образом, его можно оптимизировать. Конечно, не во всех компаниях есть такая функция.
Могли бы вы привести простой пример, что надо сделать, чтобы запустить у себя такой технологический прогресс. К примеру, с теми же коровами. На каждую датчик прикрепить?
— Самое главное, необходимо понять, для чего это нужно. К примеру, владелец фермы понимает, что сбор данных о состоянии крупного рогатого скота влияет на удои. Есть конкретная задача — надо снимать определенные параметры, чтобы правильно выстраивать график кормежки. Каждой корове в ухо помещается датчик, и эти данные собираются.
Обычные люди для своей квартиры сеть для интернета вещей могут использовать?
— Да, конечно. Мы пока не видим интересных коробочных решений, которые стимулировали бы все устройства объединять в одну сеть.
Возьмем для примера кофеварку — это то оборудование, которое сегодня уже можно подключить к интернету. Когда это перейдет из категории узкого предложения в более глобальное, люди начнут более уверенно пользоваться.
Я в отрасли работаю очень давно. И когда-то понимание интернета с телефона имело примерно такую же актуальность, как полет на Марс. Люди, выбирая телефон, смотрели, у кого ярче экран и круче полифония. Сейчас основное требование к смартфону — качество работы в интернете, потому что там вся жизнь. Человек может сегодня жить в смартфоне — узнавать новости, заказывать еду, оплачивать услуги, вызывать такси.
Есть модное слово «экосистема» — когда люди действительно поймут, что можно со смартфона управлять холодильником, утюгом и прочими вещами, сеть для интернета вещей будет востребована и в квартирах.
С этим как раз связан страх, что холодильники и кофеварки станут неуправляемыми.
— Представьте, что вы со смартфона управляете холодильником и существенно экономите. За счет того, что не покупаете продукты по привычке, понимая, что половину из них вы выбросите, а закупаете их в нужном количестве в нужное время. Я утрирую, но когда мы говорим о рисках, которые может принести внедрение цифровых продуктов, надо на другую чашу весов помещать риски, что вы в результате исключите или оптимизируете. Пока все, что бы мы ни запускали в плане цифровизации, однозначно дает положительный эффект.
Еще один вопрос — это безопасность передачи информации. Нужна ли особая система защиты?
— Сеть для интернета вещей работает в рамках нашей стандартной сети, к которой предъявляются очень жесткие регуляторные требования по безопасности, причем мировые. И они автоматически распространяются на сеть для интернета вещей. Мы также берем на себя часть вопросов, связанных с безопасностью. Например, обычно задача аутентификации IoT-устройств лежит на разработчике. Мы запустили узел SCEF, который и дает разработчикам единый интерфейс вместо 20 протоколов, и перекладывает на нас эту функцию.
По вашим оценкам, каковы перспективы роста этого рынка?
— Сейчас, скорее, речь идет о десятках процентов. Но мы находимся на очень раннем этапе. Темпы будут больше — до 100-200%. Я ссылаюсь не столько на собственные ощущения, сколько на то, что было раньше. Когда только появилась возможность передачи данных, стали активно использовать USB-модемы — все сайты стали создавать облегченные мобильные версии, и когда мы построили скоростные, очень много было скепсиса, очень мало продукта.
Любая новая отрасль — это направление, которое неожиданно начинает разрастаться: появляются компании-разработчики сервисов, оборудования, это новые рабочие места, требования к вузам по подготовке специалистов, которые будут этим заниматься.
Актуальная тема — искусственный интеллект, но попробуйте найти профильных людей и ВУЗ, который таких специалистов готовит. А эта отрасль уже не просто стартует, она имеет конкретные продукты, есть даже консорциум из крупнейших компаний, в котором мы тоже принимаем участие, в это направление вкладываются огромные деньги. А мы видим, что готовой системы еще не хватает, нет таких компетенций в вузах, да и опыта как такового нет. NB-IoT движется эволюционным путем. Скоро он полетит.