До 80 тысяч на один магазин. Ритейлеров ждут новые траты из-за системы маркировки сигарет
Запуск системы может привести к закрытию небольших магазинов и лишит производителей крупного канала продаж, считает третий продавец сигарет в России.
Такое мнение высказал Аттила Кундрак, управляющий директор «БАТ Россия» — «дочки» British American Tobacco, пишет РБК. Эта компания занимает третье место по продаже сигарет в России после Japan Tobacco и Philip Morris International.
Эксперимент по маркировке сигарет идет в России с 15 января 2018 г.: производители наносят на пачки код, позволяющий отследить всю цепочку ее перемещений, от производства до продажи потребителю. Чтобы внедрить систему учета, магазины должны установить интернет и ввести систему электронного документооборота с поставщиками. Эксперимент продлится до конца года, затем будут определены сроки обязательного внедрения программы.
По подсчетам «БАТ Россия», расходы одного мазагина составят 50–80 тыс. руб. в год. В России насчитывается 210 тыс. независимых розничных точек, то есть их затраты могут составить 10,5–16,8 млрд руб. в год. Мелкие продавцы не смогут сэкономить за счет масштаба, и их части придется уйти с рынка.
Если ретейлерам будет невыгодно продавать табак легально, мы лишимся крупного канала сбыта и можем получить всплеск нелегальной торговли, — прогнозирует г-н Кундрак.
Оператор системы, «дочка» «Центра развития перспективных технологий» (принадлежит «Ростеху», Алишеру Усманову и партнеру фонда Almaz Capital Александру Галицкому), считает доводы табачной компании надуманными. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что количество точек продаж из-за запуска программы маркировки не снизится.
Напомним, в ноябре 2017 г. правительство обсуждало идею сплошной маркировки товаров. Его предварительная стоимость оценивалась в десятки миллиардов рублей. Система может быть развернута до 2024 г. Она позволит правительству анализировать большую часть товарных сделок в режиме онлайн. Бизнес такая система может подтолкнуть к автоматизации, но игрокам с теневыми схемами придется или полностью уходить в тень, или обелять все продажи, либо закрывать бизнес, если он окажется нерентабельным при новой схеме.