«До денег нужно дорасти». Почему продажа бизнеса за огромную сумму не приносит счастья?
«Много денег и времени не приносит людям счастья. Прежде чем продать бизнес, «окешиться», нужно понять, чем вы займетесь дальше. Часто всего бизнесмены просто впадают в грусть и безнадегу». МНЕНИЕ.
Цель бизнеса — заработать много денег? Может ли весьма приличная сумма, вырученная при продаже своего дела, ухудшить жизнь экс-бизнесмена? Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», описывает три ситуации, когда счастье, как оказалось, совсем не в деньгах.
— Рассмотрим ситуацию. Жил-был человек, вполне обычный. Ему подфартило, он оказался в нужное время в нужном месте. Что-то приватизировалось, и нужен был управляющий активами. Сам он, этот человек, отродясь ничем не управлял, работал в ящике. Но лучший друг из общаги предложил, ну как тут отказать? И вот, значит, начал он управлять. То да се, за десять лет стал крупным бизнесменом.
Как-то вылавировал и его не хлопнули в криминальных разборках, как-то выкрутился и его не закрыли оппоненты этого самого криминала. Коммуникабельный оказался человек, и еще везучий, и еще расчетливый. Плюс как-то умудрился не замазаться в известности, никто о нем ничего и не знает. И вот лет через десять наш человек выходит из бизнеса. Отдает управление за символическую сотню миллионов долларов и садится размышлять. Что делать-то?
Это даже не гамлетовский, это сократовский вопрос. Куча бабок и времени. Ни дома, ни друзей, ни врагов. Ни профессии, ни занятия, ни известности. Даже хобби нет. И что?
Или другой кейс. Жил-был человек, очень даже простой. Приехал, скажем, из Дзержинска (Нижегородская губерния), поступил в технический вуз. Начал работать в найме, а потом создал свое дело. Натурально упахивался. Год за годом растил его, как цветочек. Вопросы решал разные, иногда — неприятные. Вырастил в крупную такую ИТ-компанию. Ну госзаказы, понятно, но есть и коммерция. Даже начал покупать другие компании, вышел в смежные страны. В кабаках с приятелями начал намекать на IPO и многозначительно поднимать палец вверх.
Сын у него растет, надежда. Но мальчик что-то гуманитарный, да и не нужно ему ничего. Знаете, это новое поколение, странное. Уехал волонтером в Африку, нашел там какую-то девочку из Австралии, и они вместе укатили путешествовать в США. Такой вот космополитизм. А бизнес растет, а здоровье не то. Плюнул этот человек на все и продал компанию. Не очень за дорого, зато без последствий. Получил символическую сотню миллионов долларов от корпорации и сел размышлять.
Делать-то что? Вроде не очень старый, а ничего, кроме как строить ИТ-бизнес не умеет. Сын вот где-то мотается, хоть здоровый. А что дальше? Что?
А еще прекрасный случай. Жил-был человек, помоложе двух предыдущих. Такой, знаете, борзый представитель 30-ти леток. Тоже бизнесмен, все дела. Сделал одну компанию, другую. Прям без зазрения совести масштабирует бизнесы. И цель у него такая — сделать единорога. То есть компанию за ярд долларов. Ну не мне судить о важности такой цели, имеет право на существование. А человек упорный, строит, строит, мотается. По всему миру, без остановки. Какие-то команды, презентации, уже пошли офисы крупных инвестбанков.
И тут у него прихватывает сердечко. У борзых 30-ти леток такое бывает. Инфаркт молодеет. Он сереет лицом, едет чекапиться в Германию, где известный кардиолог, крутя пальцем у него перед лицом, объясняет, что слова «нервничать» и «смерть» отныне для него синонимичны. И надо срочно менять стиль жизни либо заказывать место на кладбище. И практично интересуется, какое кладбище предпочитает херр. Человек от описанной перспективы скучнеет и продает все активы. Получает символичную сотню миллионов долларов.
Садится и думает. Что делать-то? Отдыхать не умеет, хобби нет, семьи — тоже. И что?
Мне довелось лично наблюдать всех трех описанных человеков. Даже в одном месте. Они производили впечатление вполне потерянных людей. Много денег и много времени вовсе не принесли им счастья. Я много об этом думаю, и у меня пока нет в голове какой-то мысли умнее той, что до денег надо дорасти. Банально, но факт. Однажды мой партнер сказал очень мудрую вещь. Мы хотели продать бизнес, как говорится, окешиться. И он сказал, что его не интересуют деньги, и он готов поменять долю в нашем бизнесе на сопоставимую долю в том, который хотел нас купить. Я удивился и спросил, означает ли это, что он так верит в тот, другой бизнес. Он сказал, что нет.
Просто он не знает, что сейчас делать с этими деньгами и боится, что их наличие ухудшит качество его жизни. Я сначала не понял. Но чем больше об этом думаю и наблюдаю, тем больше убеждаюсь в его мудрости. До денег надо дорасти. И это правда.
Читайте также: «Бизнес — скучное занятие для скучных людей. Его часто перекармливают деньгами»