Добровольные и вынужденные: кто и почему занимается предпринимательством в России
За 10 лет бизнесменов в России стало вдвое больше — им является каждый девятый в трудоспособном возрасте. Число предпринимателей резко выросло в кризис — из-за финансовой необходимости.
В 2016 г. предприниматели составляли более 11% населения России в возрасте 18-64 лет, говорится в исследовании по результатам проекта «Глобальный мониторинг Предпринимательства» 2006-2016 за подписью ученых Высшей школы менеджмента Ольги Верховской и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Екатерины Александровой. Бизнес-активность среди граждан растет — в 2006 г. среди россиян было всего 5,3% предпринимателей.
Среди бизнесменов преобладают начинающие: 6,3% предпринимателей владеют своим делом менее 3,5 лет, тогда как устоявшихся предпринимателей, получающих доходы от своих компаний более 3,5 лет, оказалось 5,3%. По сравнению с 2014 г. каждая группа прибавила по 30%, при этом за последние годы стало гораздо больше предпринимателей-женщин: их доля выросла на 54%, а мужчин — лишь на 19%. Женщины чаще начинали свое дело в кризис 2008-2009 гг. — иногда вынужденно, не имея других источников дохода.
Хотя среди начинающих предпринимателей преобладают молодые россияне, в возрасте 25-34 лет, растет доля людей в возрасте 45-54 лет. Их активность увеличивается в кризисы.
Столкнувшись с сокращением доходов или потерей работы, представители этих возрастных групп стали рассматривать карьеру предпринимателя как предпочтительную альтернативу занятости, — предполагают исследователи.
Они разделяют предпринимателей на добровольных, начавших свое дело по собственному желанию и призванию, и вынужденных — тех, кто ушел в бизнес из-за проблем с деньгами. Больше всего доля вторых выросла в 2014 г. из-за роста сокращений персонала, вызванных кризисом.
В секторе добровольных бизнесменов исследователи отмечают группу высокопритязательных, цель которых — независимость и более высокий доход. Их доля составляет от 30% до 42% в разные годы, и ее соотношение к доле вынужденных предпринимателей образует индекс мотивации, использующийся для оценки предпринимательства. В развитых странах он выше: так, в Швеции индекс составляет 11,8%, в Северной Америке — 4,9%, а по Европе в среднем — 3,4%.
Негативным фактором в России остается низкая готовность граждан создавать свой бизнес: лишь 5% взрослых трудоспособных россиян планировали открыть свое дело, тогда как в 2006 г. их было 8,4%, и половина из них уже являются предпринимателями. Одно из препятствий для запуска собственного бизнеса — низкая оценка людьми своих знаний, умений и навыков. Достаточными их считают 25% россиян. Не слишком хорошо граждане оценивают и внешние условия — положительными в своем регионе их считают только 18%, и это минимальный показатель за 10 лет.