Доклад Медведева об экономике России. ТЕЗИСЫ
Премьер-министр России Дмитрий Медведев опубликовал доклад о социально-экономическом развитии страны. Он обозначил основные направления дальнейшего движения и рассказал об антикризисном плане.
В своем докладе премьер подчеркнул, что Россия продолжит «продвигаться по пути внешнеэкономической открытости» и пообещал, что инфляция по итогам 2016 года не выйдет за пределы 6%. Важные тезисы доклада, касающиеся бизнеса, кризиса и планах по выходу из него – в нашем материале.
Дмитрий Медведев заявил, что российская экономика сейчас проходит период «глубокой трансформации» и в ближайшие годы эту систему страны ждет коренное обновление. Об этом пишет АН «Между строк». Экономическую нестабильность сегодня премьер связал с политикой. Именно она все больше вмешивается в глобальную экономику, что делает мировые рынки непредсказуемыми. При этом, считает премьер, если бы все эти факторы сложились в 90-е годы, это бы погубило Россию, но сейчас «испытание кризисом» доказало способность сформировавшихся за последние 15 лет экономических, политических и социальных институтов к адекватной реакции. При этом к резкому падению цен на «основные экспортные товары», считает Дмитрий Медведев, не может приспособиться ни одна страна.
«Вот уже на протяжении ряда лет мы живем в условиях повышенной турбулентности, которая проявляется во всех сферах социально-экономической жизни – в динамике производства и внешней торговли, уровне благосостояния и занятости, на финансовых и валютных рынках, – пишет Медведев. – Сформировался глобальный финансовый рынок, способный почти мгновенно перемещать по миру огромные суммы денег. Но не сформировалась адекватная ему система глобального регулирования… Рынки все больше подчиняются политическим законам в ущерб законам экономики… Разного рода санкции – лишь наиболее наглядное проявление этого тренда. Да и колебания цены на нефть в немалой мере оказываются результатом политических договорённостей, а не только соотношения спроса и предложения… В 2015 году нефть подешевела вдвое практически за полгода, что беспрецедентно в современной экономической истории… К такому резкому, стремительному снижению стоимости основных экспортных товаров не может быстро приспособиться ни одна страна – и для нашей экономики это был сильный шок».
Премьер подчеркивает, что «катастрофического сценария» (неуправляемый бюджетный кризис, срыв в инфляционную спираль и длительное падение рубля, продолжительный и глубокий спад производства, скачок безработицы) удалось избежать ценой игнорирования «популистских» решений, наподобие фиксации валютного курса, увеличения бюджетных расходов и введения госрегулирования цен. Это сохранило фундамент для обеспечения макроэкономической стабильности.
Главный фактор низких темпов развития российской экономики, однако признает премьер-министр, – ее структурные проблемы.
«Вместо реализации внешне популярных, но безответственных предложений мы занялись систематической работой по противодействию шокам и одновременно формированию условий для глубокого обновления экономической системы, – говорит премьер. – Результаты оказались лучше большинства прогнозов. И это вовсе не потому, что внешний фон стал мягче. Напротив, и международная ситуация усложнилась, и цены на нефть упали существенно ниже прогнозов. Мы выстояли потому, что удалось сформировать действенную систему антикризисных мер, позволившую не допустить неконтролируемого развития ситуации… Несмотря на колебания валютного курса и в отличие от всех предыдущих кризисов, на этот раз не произошло ни бегства вкладчиков из банков, ни конвертации средств в иностранную валюту… Банковская система проходит через трудный путь очищения, закрытия неэффективных банков. Но, несмотря на закрытие большого числа банков, Россия не столкнулась с банковской паникой».
Медведев рассуждает, что в дальнейшем нужно продолжать политику по оптимизации бюджета, определяя баланс между необходимостью эффективных трат и созданием стимулов для возобновления роста - «жить по средствам». Россия также будет идти по пути внешнеэкономической открытости, несмотря на «сложности геополитического характера». Но импортозамещение не просто лозунг дня, уверен Медведев, а часть долгосрочной стратегии и стержень структурной политики на предстоящий период.
Резкое падение цен на нефть и газ, считает Дмитрий Медведев, привело к изменению структуры бюджета: доля в этом секторе теперь составляет 60%, а это «совсем другая экономическая модель, которая демонстрирует, что она может быть стабильной без рентных сверхдоходов». Именно это, по мнению премьера, - главный урок кризиса. Россия сократила отток капитала, после чего не смог устоять и реальный сектор экономики. При том «не столько благодаря "терапии" бюджетного правила, сколько из-за "хирургического отсечения" рентных доходов».
«Результатом стал рост конкурентоспособности и соответственно производства в ряде отраслей. В их числе металлургия, нефтедобыча, химическая промышленность, отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевые продукты, одежда и обувь), сельское хозяйство, отдельные подотрасли машиностроительного комплекса и фармацевтика… В кризисных условиях многие российские компании сумели снизить свои издержки. Вместе с эффектом девальвации это привело к повышению эффективности отдельных предприятий и отраслей. Российские металлургические компании сегодня одни из лучших в мире по показателям себестоимости».
Медведев отмечает, что для экономического роста страны необходимы устойчивость при сопровождении структурной, технологической и социальной модернизации. Кроме того, темп роста в среднесрочной перспективе должен ориентироваться на среднемировой. При этом недопустимы популизм и жесткость советской модели.
«В самый сложный период 2014-2015 годов мы не давали пустых обещаний и не совершали опасных действий, – заявляет премьер-министр. – Мы не будем идти по пути включения “печатного станка” и разбалансировки экономики – мер, за катастрофические последствия которых всегда расплачиваются люди. Неприемлемы и предложения ввести в текущих условиях очень жёсткое регулирование экономики, вернуться к образцам советского планирования. Не стоит забывать, что именно жёсткость советской модели привела к её краху в условиях современного общества… Простые решения очень сложны для исправления ситуации в будущем, когда “ошибки простоты” станут очевидны. Все эти предложения удобны для агитации, однако к реальной работе, к реальному улучшению социальной и экономической ситуации отношения не имеют».
В докладе Дмитрий Медведев признал, что пока антикризисная политика правительства не способна компенсировать падение уровня жизни россиян. A именно это, по словам премьера, главная задача, как и экономический рост, ведь именно это гарантирует политическую стабильность.
«Снизились реальные располагаемые доходы, сократилась реальная зарплата. Особенно пострадали бедные слои, понёс серьёзные потери средний класс. Можно, конечно, говорить об объективных трудностях. Однако это не означает, что органы власти не должны искать и внедрять механизмы, помогающие и в условиях кризиса поддерживать благосостояние людей, – пишет Дмитрий Медведев. – Экономический рост создаёт основу для роста благосостояния, а благосостояние служит источником спроса, без чего невозможен экономический рост. И обязательным, ключевым условием выполнения этой задачи является сохранение политической стабильности в стране. У нас только что прошли выборы. И очень важно, чтобы новая Государственная дума обеспечивала законодательную платформу для ответа на экономические вызовы, которые стоят перед страной».
Приоритетом экономической политики Медведев называет стимулирование предпринимательства. Главные направления – обеспечение полноценной свободы ведения бизнеса, минимизация рисков и угроз, а также упорядочивание контрольно-надзорной деятельности, защита частной собственности и развитие конкуренции. Важное внимание при этом уделяется рейтингу инвестиционной привлекательности регионов, ведь именно здесь «закладываются основы доверия между властью и бизнесом».
«Прежде всего, необходимо переломить негативные ожидания бизнеса… Всем людям надо дать возможность свободно работать, и они заработают – и для себя, и для всей страны… Предприниматели должны быть уверены, что завтра к ним никто не придёт и не отберёт их бизнес, не заведёт необоснованно уголовное дело. И даже если преступление совершено, наказание за него должно быть не только неизбежным, но и адекватным тяжести поступка, а не инструментом вымогательства и нечестной конкуренции… Надо бороться с административным монополизмом и монополизмом крупных корпораций, а не с теми небольшими фирмами, которые благодаря своей эффективности способны занять доминирующие позиции на локальном рынке».