ДОННА КОРДНЕР: Долга нет, спим спокойно
Бизнес-модель сотового дискаунтера ТЕLЕ2 в докризисной России выглядела странновато. В то время как операторы, входящие в «большую тройку», соревновались по объемам многомиллиардных инвестиций в
Бизнес-модель сотового дискаунтера ТЕLЕ2 в докризисной России выглядела странновато. В то время как операторы, входящие в «большую тройку», соревновались по объемам многомиллиардных инвестиций в суперсовременные технологии, ТЕLЕ2 подчеркнуто не торопилась с технологическими и маркетинговыми новинками. «Сеть для пенсионеров», — язвительно заметил как-то в разговоре со мной один из челябинских сотовых топ-менеджеров.
Сотовый дискаунтер и не может себе позволить быть первым во всем — это слишком затратно и чересчур рискованно, разводит руками Донна Корднер: «У ТЕLЕ2 никогда не было столько ресурсов, сколько у прямых конкурентов». Зато сейчас, когда закредитованные под завязку сотовые операторы спешно ищут возможности для снижения издержек и деньги на выплату взлетевших процентов по привлеченным кредитам, ТЕLЕ2 продолжает работать в штатном режиме. Бизнес-план компании предусматривает запуск в 2009 г. до двенадцати новых региональных филиалов, открытие еще одного call-центра, развертывание услуги высокоскоростной передачи данных на базе EDGE и многое другое. Абонентская база ТЕLЕ2 растет в 1,5 раза быстрее рынка, а выручка в кризисном I квартале 2009 г. увеличилась на 20%. Похоже, настала очередь ТЕLЕ2 язвить над конкурентами.
Клиенты, позарившиеся на низкие цены на ваш продукт, никогда не будут к вам лояльны и обязательно перебегут к конкуренту, если тот предложит цену пониже, говорят авторы учебников по маркетингу. Неправда, качает головой г-жа Корднер, — практика показывает, что абоненты, которые придают большое значение экономии, с особой осторожностью относятся к смене оператора.
Секрет сотового дискаунтера прост: значительной части абонентов не нужны многие из тех технологических фишек, которые так активно рекламируют другие сотовые операторы и внедрение которых требует сотен миллионов долларов. Причем такие абоненты необязательно люди со сверхнизкими доходами. Донна Корднер предпочитает называть своих клиентов не бедными, а умными. Кстати, в России таких становится все больше — прирост абонентской базы ТЕLЕ2 в I квартале 2009 г. составил 20% (в целом по рынку — всего 14%).
Принято считать, что низкие цены привлекают наименее устойчивую, непостоянную часть аудитории, которая перебегает от оператора к оператору в поисках еще более низкой цены. Как укрепить лояльность таких абонентов?
— Люди с низкими доходами очень осторожно относятся к выбору оператора и редко его меняют. Общероссийское исследование, которое проводила компания EPSI Russia (его результаты были опубликованы в феврале 2009 г.), показало, что у нас самые лояльные и самые удовлетворенные абоненты среди операторов мобильной связи России.
Я думаю, что нелояльность абонентов— это предубеждение, возникшее из-за того, что в России в отличие от Европы принято относиться плохо к тому, что стоит недорого. Когда абоненты начинают пользоваться нашими услугами, они получают хорошую службу поддержки, интересную линейку продуктов, высокое качество связи. Кроме того, будет неправильным говорить, что мы ориентируемся на малообеспеченные слои населения или на абонентов с низким доходом. Я всегда говорю, что наши клиенты — это не бедные, а умные люди, которые выбирают своего сотового оператора по принципу «зачем платить больше?».
Около года назад «ДК» писал о запуске вашей компанией на Южном Урале линейки корпоративных тарифов. TELE2 начала работать с юридическими лицами последней среди сотовых операторов, представленных в регионе. Почему так поздно?
— Когда что-то делаешь, нужно быть уверенным, что ты это делаешь хорошо. Корпоративные пользователи предъявляют повышенные требования к качеству услуг и сервиса, нежели обычные абоненты. Изначально мы в России ориентировались на массовый рынок, однако сейчас фокусируем усилия на среднем и малом бизнесе. Они наиболее жестко следят за своими расходами.
Риск — дело благородное но неприбыльное
Двойка в названии ТЕLЕ2 появилась оттого, что 15 лет назад, когда компания впервые вышла на рынок Швеции, она была второй после государственного телекоммуникационного холдинга. С тех пор ТЕLЕ2 на всех рынках своего присутствия внешне выглядит догоняющим игроком. На деле такая стратегия оказывается весьма выигрышной в экономическом плане— ТЕLЕ2 берется только за такие новинки, которые доказали свою бесспорную востребованность, сводя тем самым риск неудачных вложений к минимуму. Кроме того, техническое оборудование, необходимое для запуска новой услуги (баснословно дорогое вначале), со временем дешевеет, а на рынке появляется множество недорогих трубок, поддерживающих новую технологию.
Практически все российские сотовые операторы некоторое время назад заявили о своем интересе к рынкам сотового доступа в Интернет и фиксированной телефонии и сейчас активно осваивают платформу triple-play. Есть ли аналогичные планы у TELE2?
— Как вы знаете, у TELE2, в том числе за рубежом, существуют различные направления бизнеса. Это и фиксированная связь, и мобильная, и широкополосный доступ. Наш подход заключается в том, чтобы не разделять все эти направления, не выделять что-то одно.
Проводная телефония — не цель в России. Сейчас мы сфокусированы на мобильной связи, на предоставлении доступа в Интернет в рамках технологии EDGE. В дальнейшем будем рассматривать возможность вывода новых услуг. Например, сейчас у нас нет лицензии на 3G, но мы ее получим. В Швеции мы объявили о начале строительства первой в Европе сети 4G, которая будет доступна на всей территории страны. Надеюсь, в скором будущем этот стандарт придет и в Россию.
Ваш прогноз — когда 4G будет востребован в нашей стране?
— Здесь очень многое зависит от доступности частот. Порядок распределения частот для сотовой связи в Европе и в России очень сильно отличается, все зависит от того, как быстро будет найдено решение министерства связи по этим частотам.
Есть и еще один интересный момент. В Европе стандарт 3G развивается уже 5-7 лет. В России 3G пока экзотика. И может так случиться, что в России массовая доступность стандарта 4G наступит раньше, чем 3G. Например, когда я работала в странах Латинской Америки, местные сотовые операторы от стандарта D-AMPS перешли сразу на цифровой формат.
О каких сроках может идти речь?
— Я не знаю. (Разводит руками.) Ваш вопрос, скорее, надо адресовать производителям и поставщикам трубок. На данный момент даже 3G-трубки достаточно дорогие. А какими будут цены на трубки, поддерживающие 4G, пока никто не знает. Могу лишь сказать, что технологии быстро развиваются, поэтому появление 4G в России может произойти достаточно быстро.
Когда мы рассматриваем успешность, коммерческую привлекательность того или иного продукта, о ней можно судить по тому, как снижаются цены. Технология 3G развивается, она становится успешной, популярной, и цены на такие трубки снижаются, снижаются цены на оборудование, снижаются цены в общем на всю инфраструктуру. Эти вещи взаимосвязаны.
Ни одна компания не станет дискаунтером за день
Новые экономические условия, заставившие большинство компаний спешно сокращать издержки, искать новые источники заемных средств и нащупывать дополнительные каналы получения доходов, на ТЕLЕ2 почти не отразились. Работая в формате сотового дискаунтера, она никогда не могла позволить себе лишнего: ее менеджеры летают в командировки экономклассом, а у президента российского подразделения даже нет личного водителя— Донна Корднер сама водит пятилетнюю иномарку, что для российского бизнеса «не круто». ТЕLЕ2 практически не имеет внешних долгов и развивается преимущественно на собственные деньги— и резкое подорожание кредитных ресурсов практически не сказалось на ритме работы компании. «Так что по ночам мы спим хорошо»,— улыбается г-жа Корднер.
Позиция ценового лидера всегда была главным маркетинговым козырем TELE2. Однако финансовый кризис может спровоцировать других сотовых операторов сместить свое позиционирование в нижний ценовой сегмент. Например, так, как это уже произошло на рынке бытовой электроники, где ряд крупных федеральных сетей начали позиционировать себя как жесткие дискаунтеры
— Можно быть очень дорогим брендом, продавать свои услуги дорого, а потом начать делать скидки. Но ни одна компания не сможет взять и объявить: мы теперь дискаунтер и продаем наши услуги по самым низким ценам.
Поймите, с самого начала, с самого основания TELE2 15 лет назад, наша политика строится на позиции бережливости. Мы знаем, как вести операционную деятельность, продавать, продвигать с минимальными издержками. Мы делаем это в Европе, так же мы работаем и в России. Вся наша бизнес-философия, корпоративная культура насквозь пронизаны мыслью: сделать ту же услугу дешевле для конечного потребителя, сократив свои собственные издержки. У нас нет шикарных офисов, не принято иметь шикарные автомобили, много секретарш и т. д. Это позволяет поддерживать необходимый уровень затрат.
Соответственно компании, которая была дорогим брендом, практически невозможно в один день объявить себя дискаунтером. Возможно, какое-то время она сможет им быть, но я не думаю, что такая компания будет успешной в долгосрочной перспективе. Нужно уметь работать в этом режиме.
Ужесточившиеся экономические условия почти наверняка приведут к росту сделок M&A. Рассматривает ли ваша компания возможность покупки региональных операторов, таких, например, как «МОТИВ», СМАРТС или Utel?
— Да, мы заинтересованы в расширении бизнеса в России — как за счет новых лицензий, так и за счет приобретения компаний, которые соответствуют нашей корпоративной культуре. Тем не менее мы никогда не даем комментариев или прогнозов относительно возможных сделок M&A.
За последние несколько лет мы приобрели достаточно много активов— в Мурманской, Архангельской, Новгородской областях, Республике Коми. В 2007г. мы купили оператора «Телеком Евразия» в Краснодарском крае, а в 2008г.— «Адыгейскую сотовую связь» в Республике Адыгея и «Цифровую экспансию» в Калининградской области. Как вы видите, мы довольно активно работаем в этом направлении. В дальнейшем, естественно, все будет зависеть от перспектив развития продаваемой компании, от стратегии развития и соответственно от целесообразности приобретения.
Можете назвать критерии, по которым вы будете выбирать компанию для приобретения?
— Каждую покупку мы рассматриваем как инвестицию. Когда мы собираемся делать инвестиции, то, естественно, проводим тщательный анализ того, сколько денег необходимо вложить в эту компанию, какую прибыль мы потом получим. Следовательно, если речь идет о приобретении новой структуры, мы всегда смотрим на текущую позицию компании на рынке, смотрим на ее деятельность, смотрим на управление этой компанией и оцениваем размер активов. И если мы видим, что владение этой компанией впоследствии действительно принесет нам прибыль, то вопрос о приобретении решается положительно.
Поступают ли вам сейчас предложения от региональных операторов об их покупке?
— В TELE2 не принято раскрывать информацию о деловых переговорах до их полного окончания.
В некоторых аналитических обзорах высказывается мнение, что рынок сотового широкополосного доступа в Интернет может схлопнуться. С одной стороны, в городах появляется все больше зон действия Wi-Fi, а с другой— новые экономические условия заставляют абонентов экономить и искать более дешевый трафик.
— Да, вы правы, любые клиенты стараются найти для себя самые дешевые решения. Но здесь надо думать о доступности самих сетей, доступности абонентских устройств. В целом телекоммуникации развиваются настолько быстрыми темпами, что довольно сложно делать какие-то прогнозы в этой сфере. Можно сказать, что мобильная связь сейчас — распространенная услуга первой необходимости. И с развитием технологий — сначала GPRS, EDGE, потом 3G, 4G — тоже естественно иметь всего одно устройство, при помощи которого можно пользоваться голосовой связью и выходить в Интернет в любом месте. Сейчас Wi-Fi пока не настолько распространенная услуга, как сотовая связь.
Насколько серьезно кризис перераспределит абонентов между основными участниками рынка?
— Честно говоря, я не очень понимаю, как это может произойти. Наши российские конкуренты — лучшие в мире. И мне бы не хотелось сейчас самоуверенно говорить о перспективах перераспределения и о нашей доле на рынке.
Но я хочу сказать, что наша стратегия с самого начала, когда мы только пришли в Россию, существенно отличалась и отличается от стратегии основных конкурентов— так называемой «большой тройки». С самого первого дня нашей деятельности в России мы работали так, как будто работаем в условиях финансового кризиса. Чтобы предоставлять своим клиентам услуги по самым низким ценам и все-таки получать прибыль, необходимо иметь очень низкие затраты. Я всегда привожу такой пример: будучи главой представительства «TELE2 Россия», я сама езжу на машине, которой уже пять лет. И это очень необычно для России, «не круто», как у вас говорят. (Смеется.) У нас в TELE2 никогда не было больших офисов. Я могу сказать, что на данный момент у TELE2 практически нет долгов. Я не знаю, что произойдет с рынком, не знаю, что произойдет с перераспределением долей основных участников. Но я знаю, что мы и в дальнейшем будем стараться оставаться ценовым лидером. За ближайшие три года собираемся запустить 18 новых филиалов, новых регионов. В ближайшие полтора года планируем нанять порядка тысячи новых сотрудников.
Донна Корднер
Президент «ТЕLЕ2 Россия».
Родилась в США.
Образование: степень магистра международной политический экономики Университета Южной Каролины, степень бакалавра Джорджтаунского университета.
Карьера: работала в компаниях HOFKAM Ltd (Уганда), Unitus (США), занимала пост главы департамента Telecommunications and Media Structured Finance в компании Citygroup, в разное время входила в состав высшего руководства Societe Generale и ABN Amro Bank N.V.; с 2004 г. — член совета директоров Millicom International Cellular S.A.; с 2006 г. — член совета директоров ТELE2; с 2007 г. — исполнительный вице-президент ТELE2 по корпоративным финансам и казначейству; с 2008 г. — президент «ТЕLЕ2 Россия».
TELE2
Источник: данные компании.