«Думал, аллергия на кошку? Оказалось — на тещу!» — Олег Кузин
«Одна из пациенток до замужества договорилась, что они с супругом уедут на ПМЖ за границу. Отведенный срок прошел, а переезда не случилось — организм самопроизвольно выдал аллергию». Колонка на DK.RU.
Олег Кузин, заведующий отделением № 2 (Психосоматический центр) Областной клиники неврозов «Сосновый бор»:
— Однажды по весне у меня начало жутко першить горло и чесаться нос, за три года перебрал все варианты «почему», пока не докопался — дело в автомобильном ароматизаторе. Убрал — симптомы ушли. Вот так я узнал, что у меня аллергия и таких кашляющих, чихающих и испытывающих дискомфорт при определенных обстоятельствах все больше и больше. Чтобы разобраться с аллергией, прежде необходимо понять, что собой представляет такая реакция организма.
Иммунная система — это наши пограничные войска, их задача — выявить и обезвредить чужака. Так происходит в норме, но иногда работа организма дает сбой. Аллергия — это ошибка нашей иммунной системы, иногда наши пограничные войска сильно напряжены, и при подозрении, что в организм проник чужеродный агент, они, чтобы его обезвредить, начинают зачищать всех, вне зависимости от того, свой это или чужой, таким образом атакуя даже миролюбивые клетки.
Если же идти от психосоматики, то аллергия — это злость на самого себя на клеточном уровне. Дело в том, что наши чувства имеют два вектора: мы выражаем эмоции вовне, но часть из них возвращается обратно.
Если мы злимся на другого человека — вот он, такой-сякой, что-то не сделал, мы на самом деле частично и на себя в этот момент злимся: как мы позволили себе вот такому довериться?
Но случается, что мы блокируем движение наших чувств вовне. Постепенно это становится привычкой, тем самым человек постоянно находится в напряжении и формирует основу для аллергии. И вот в какой-то момент происходит нарушение границ — и обороняющие войска начинают бешено паниковать. И тут важно постараться вернуть свое внутренние благодушие, чтобы эти войска вышли из режима паранойи, когда они и своих принимают за чужих или подозревают всех без исключения в связях с нарушителем границы.
В моей практике был случай, когда аллергия начала развиваться на фоне обманутых ожиданий.
Одна из пациенток еще до замужества договорилась, что они с супругом уедут на ПМЖ за границу, отведенный срок прошел, а переезда не случилось — тогда организм самопроизвольно выдал аллергию, спасаться от которой она могла, только уезжая к морю.
Общепринятый способ усмирить пограничные войска — десенсибилизация, когда не в острой фазе аллергии организм постепенно сталкивают с раздражителем. То есть, условно говоря, сначала через границу перелетает портянка, стимул сам по себе настолько несерьезный, что он не приводит к запуску тревоги, потом сапог, еще сапог, штаны, рубашка... Пограничники привыкают, что здесь постоянно что-то происходит. И в один момент совершенно ожидаемо границу перебегает голый нарушитель, но это не приводит к волнению — войска привыкли. Обычно так работают с пищевой аллергией, но ведь бывают и совершенно невероятные реакции. Так, однажды в аллергоцентр пришла женщина с реакцией на физическую активность, врачи удивились — как такое может быть? А она пробежала буквально чуть-чуть у аллергоцентра и вся покрылась волдырями.
Не все знают, что к схожим с десенсибилизацией результатам приводят визуальные техники контроля за аллергией. В чем их суть? Человек в своем воображении постоянно контактирует с веществом или объектом, который вызывает аллергию, сначала в очень маленьких дозах, но постепенно их увеличивая. И в случае с женщиной, у которой была аллергия на физическую активность, нам потребовалось буквально два сеанса, чтобы минимизировать проявления.
Правда, визуальные техники действуют, если у человека изолированная аллергия — на один конкретный раздражитель (и ясно, какой он). Однако чаще всего раздражителей бывает несколько, например все морепродукты.
Фактически, когда не удается разобраться, на что конкретно проявляется аллергия, необходимо работать с отношением человека к самому себе, снимать внутреннее излишнее напряжение. Иначе высок риск, что процесс будет развиваться и дальше, возникнет перекрестная аллергия: если в момент аллергической реакции в рационе присутствовал какой-то продукт, то в следующий раз в сходных обстоятельствах организм будет мочить и этот объект тоже.
На самом деле в основе практически любой аллергии лежит некая избыточность для конкретного индивидуума — слишком много шоколада, слишком много контактов с кем-то. Человек в какой-то период времени, еще до проявления аллергии, в момент контакта с аллергеном просто себя не слушает, организм реагирует физическим дискомфортом — плохим настроением, нервозностью, усталостью, но человек не воспринимает эти симптомы: мол, ну и ладно. Но если мы не решаем свою психологическую проблему, организм это сделает за нас. И аллергия уходит только тогда, когда человек понимает суть симптома и берет на себя ответственность за ее решение.
У меня был случай, когда мужчина реагировал на кошку родителей своей жены, при этом дома у него также жила кошка, но на нее не было никакой аллергии. И вот когда он осознанно научился говорить на просьбы тещи «нет» (а не прятаться за своей аллергией, чтобы лишний раз не ездить к родителям жены), тогда прошла симптоматика.
То есть в аллергии, как и в любой битве, эффективнее, если столкновение ведешь не на своей территории, а в пограничной зоне. Или, что лучше, вовне.
Рубрика «Будь здоров!». Материал подготовила Наталья Валюгина. Колонка вышла в журнале Бизнес и жизнь, №111, май 2016 г.