Два года жизни в санкциях: к чему привыкли россияне и от чего страдают чиновники?
Два года присоединения Крыма к России, два года жизни страны в состоянии санкций. Что нужно для того, чтобы они смягчились, что ударило по населению сильнее всего и как жить России дальше.
Эксперты констатируют: ждать смягчения санкций не стоит до проведения взаимоприемлемых выборов в Донбассе и нормализации обстановки на российско-украинской границе. Об этом пишет сегодня, в день 2-летия присоединения Крыма к России, «Форбс».
Санкции – это международная норма
Резкая реакция правительств США и стран Евросоюза в марте 2014 года была ожидаемой, при этом резкость не превысила определенных пределов. Страны Запада, вводя санкции, понимали, что это обоюдоострый инструмент, и эффект от него будет не быстрым, если вообще будет.
Санкции в практике ЕС и США – совсем не редкость, однако четко определить причинно-следственную связь между наложением санкций и изменением поведения объекта, на который их накладывают, очень сложно или вовсе невозможно. Дело в том, что на политику и экономику влияет слишком много факторов определенно, так что говорить о том, что к тому или иному привели именно санкции, очень сложно. Даже в относительно небольших странах, например на Кубе или в Белоруссии, внешнее давление на протяжении многих лет и даже десятилетий не приводит к желаемым результатам. Однако в международной практике от санкций отказываться не намерены. Дело во многом в том, что санкции – это символ высокой степени раздражения, когда на события уже не могут отреагировать декларативно, но и для использования армии нет условий и причин.
И Россия тоже
Официальные лица России неоднократно называли санкции США и стран ЕС незаконными, они указывали, что нормам международного права соответствуют только меры, одобренные Советом Безопасности ООН. Однако после того, как Турция сбила российский военный самолет, первым шагом, который принимает Россия, становятся санкции: трудно изобрести велосипед в поисках адекватной реакции. На санкции жалуются в ВТО, но результат неочевиден – ответчик может сослаться на Статью 21 ГАТТ, которая позволяет вводить торговые ограничения по соображениям национальной безопасности.
A санкции ли виноваты?
Американские чиновники признают: санкции планировали как точечный удар по узкому кругу людей, которые так или иначе причастны к принятию решений политическим руководством России. На самом деле, большая часть россиян вряд ли могла заметить эффект от самих санкций Запада, в отличие от российских «ответных мер», повлиявших на ассортимент и цены в продовольственных магазинах буквально через пару недель.
Пропустить снижение нефтяных цен также было сложно, так как они мгновенно привели к падению рубля. Еще для части россиян чувствительными стали ограничения на традиционные турпоездки в Египет и Турцию. Гнетущую атмосферу, которая сложилась, намного удобнее относить на счет санкций, хотя их отмена не поднимет цен на нефть, не избавит от террористической угрозы и не выправит конфликт с Турцией.
Какие перспективы
Для США Россия – не слишком заметный торговый партнер. Однако для ЕС торговые отношения с Россией важны, при этом существенную их часть ни санкции, ни российские ответные меры так и не затронули: Россия беспрепятственно поставляет на Запад свои природные ресурсы, неизменно остающиеся доминирующей экспортной статьей. Санкции, при этом, ставят крест на перспективе качественно более тесных экономических отношений, вроде зоны свободной торговли. Политических условий и экономической заинтересованности для такого сдвига как не было, так и нет, даже без учета противоречий, возникших в ходе украинского кризиса.
Меньшая из санкционных проблем – это страдания и переживания российских чиновников, которым теперь запрещено въезжать на территорию США и ЕС, a также западных граждан, внесенных в «черные списки». Если сторонам когда-то удастся полностью нормализовать отношения, отмена этих ограничений может стать символическим венцом нормализации. Путь к этому очень долгий, особенно с учетом того, что часть персональных санкций связана с решениями по Крыму.
Также с присоединением полуострова к России связаны ограничения экономической деятельности западных фирм непосредственно на полуострове. Визовые правила ЕС формально не являются частью санкций, но осложняют получение виз проживающими на полуострове новыми обладателями российского гражданства. В ЕС на эти вопросы редко обращают внимание, хотя именно в этом, казалось бы, гуманитарные соображения требуют корректировки политики. Запад может не замечать полный разрыв отношений с двумя миллионами жителей полуострова, но растущая пропасть будет только затруднять поиск компромиссов.
Самые существенные экономические санкции в отношении банков и компаний России Евросоюз жестко увязывает с выполнением Минских договоренностей, то есть, так или иначе, с урегулированием конфликта в Донбассе. Позиция США не столь точна, но и от них можно ожидать ослабления санкционного давления в случае существенного продвижения мирного процесса. Однако ждать, что разногласия внутри ЕС приведут к снятию санкций с России, если на востоке Украины будет сохраняться нынешняя ситуация, точно не стоит.
Напомним, страны ЕС и США ввели санкции против России после присоединения Крыма. После этого, летом 2014 года, Россия заявила об антисанкциях, производителям западных стран было запрещено ввозить многие виды товаров, в том числе - продукты питания. С этого момента в России заговорили об импортозамещении. ЕС и США же с тех пор несколько раз расширяли санкции, их вопрос пересматривается странами несколько раз в год.