Двигатели автомобильного рынка
Cреди топ-менеджмента автоцентров новичков мало — лицо этого рынка определяют люди, которые, придя в середине 90-х гг., методом проб и ошибок подняли автомобильный бизнес с нуля. Сегодня они вынужд
Методика исследования
Рейтинг составлен на основе экспертного опроса. Опрос (анкетирование) проводила исследовательская компания «Фонд Социум» совместно с «Деловым кварталом» и Уральской автомобильной ассоциацией в мае 2007 г.
В качестве экспертов выступили топ-менеджеры 18 автомобильных дилерских центров Екатеринбурга, а также первые лица 14 компаний-партнеров (страховые и лизинговые компании, чья сфера деятельности связана с автомобильным рынком).
Экспертам предлагалось назвать пять наиболее профессиональных топ-менеджеров автомобильного рынка.
По десятибалльной шкале оценивались следующие качества управленцев:
- результативность деятельности менеджера для компании (под результативностью понимаются темпы развития компании, появление новых брендов, строительство, рост продаж, использование новых технологий и т. п.);
1 Из рейтинга исключен один из топ-менеджеров компании «Оками Моторс», пожелавший остаться неназванным. По итогам опроса он вошел в первую пятерку.
ТОП-20
профессионалов автомобильного рынка по оценкам коллег и партнеров
Управленцы ранжировались по общей сумме баллов, присвоенных им экспертами за все управленческие качества. В ТОП-20 вошли персоны, названные двумя и более экспертами. Голоса, поданные за себя, не учитывались.
Начинали, как рассказывает исполнительный директор «УралФрансАвто» Григорий Балакин, на энтузиазме и интуиции, без особого опыта или капиталов. Андрей Кононов, директор «Автоцентра МС», вспоминает типовые стартовые инвестиции: «Достаточно было $100 тыс., открытой площадки и огромного желания». В первую очередь — желания учиться. «Жизнь сама учит, кто умеет брать знания и идеи отовсюду, тот и развивается», — делится мыслями о качествах, необходимых в то время топ-менеджеру, Павел Шестопалов, гендиректор группы компаний «Авто-Плюс».
Времена, когда зарождался рынок дилерских центров, нынешние управленцы иначе как веселыми не называют. Машинами торговали «просто так» — без построенных автоцентров или официальных дилерств: получил машину — продал машину Автомобили заказывали самостоятельно с заводов, управленцы все еще вспоминают о том, как приходилось давать водителям деньги для взяток, чтобы те могли рассчитаться на дорогах или при выезде с автозавода. Как и в любом развивающемся бизнесе, лично занимались абсолютно всем: встречали автовозы, решали вопросы сервиса и т. п.
Несколькими годами позже, чтобы не сойти с колеи управления, топам и владельцам приходилось всеми силами сохранять свое оптимистическое настроение: во-первых, у многих период строительства авторизованных центров совпал с кризисом 1998 г. (как раз в 1997-1998 гг. игроки осознали, что без полноценного автоцентра дальше не выжить), в результате работы заморозились на неопределенный срок. Во-вторых, машины в это время уже никто не покупал. В итоге на рынке остались только те, кто еще раньше интуитивно сделал ставку на сервис. Если перед дефолтом отечественные машины расходились, как горячие пирожки (даже в газетах можно было найти объявление: «Меняю комнату на автомобиль с доплатой»), то после августа 1998 г. еще долго получалось жить в основном за счет обслуживания.
Сегодня рынок уже упорядочен и структурирован. В Екатеринбурге представлены практически все мировые бренды, большинство — несколькими дилерами. Управленцы сходятся во мнении, что своевременное основание своих компаний было одним из ключевых факторов успеха. Теперь, чтобы выйти на автомобильный рынок, придется вложить не один миллион долларов. Да и, не имея опыта, дилерство получить будет проблематично. «Добавилось и еще одно обязательное условие — административный ресурс», — дополняет список Дмитрий Кузнецов, гендиректор Lucky Motors.
Однако компаниям, которые давно и крепко обосновались, проще жить не стало: рынок и специфика бизнеса теперь предъявляют чрезвычайно высокие требования к топ-менеджменту и владельцам.
Требования зарубежных производителей к российским автосалонам гораздо выше тех, что обязательны для европейских аналогов. Григорий Балакин: «Логика этой «дискриминации» понятна: в Европе автомобили среднего ценового сегмента, как Peugeot, Opel, Volkswagen, Renault, доступны для всех — от студентов до пенсионеров. А у нас машину стоимостью свыше $13 тыс. покупает обеспеченный средний класс — люди, которые ценят комфорт во всем, включая обслуживание в автосалоне». В результате деятельность дилера сводится к операционному управлению: выдавая кипу требований по ведению бизнеса, устройству автосалона и т. д., производитель (импортер) тщательно следит за доскональным их соблюдением.
Также многое в бизнсесе определяется маркой автомобиля, раскрученностиью, поддержкой и дилерской политикой компании-производителя. «Можно бить клиентов по лицу, но они все равно будут выстраиваться в очередь за некоторыми из марок, а можно их бесконечно обхаживать, но это не будет способствовать покупкам других моделей», — сетуют в неформальных беседах управленцы. Огромную роль играет размер квот, производитель выделяет конкретное число автомобилей на один автосалон, и дилер не может продать ни на одну машину больше.
И вроде бы от управленца в автомобильном бизнесе уже мало что зависит, но, несмотря на жесткие рамки, профессиональные топ-менеджеры продолжают укрупнять свои организации, получать дилерство новых марок, расширять сеть сервисных станций. «Возможность развиваться есть всегда, — уверен Евгений Теребенин, гендиректор «Автоленд Холдинга». — Все определяет собственная воля и скорость принятия решений. Даже если нельзя продавать больше отмеренных квот, можно заказать партию ходовых автомобилей, предназначенных для европейского рынка, и привезти их в Россию. Или найти и получить новые бренды — их осталось немало». Или, как поступает часть дилеров, развивать региональную сеть автоцентров на менее насыщенных рынках.
Кто из управленцев максимально результативен для своей компании и чья работа достойна особой оценки, показал рейтинг «ДК» «ТОП-20 профессионалов автомобильного рынка».
Ранжирование произведено по общей сумме баллов, присвоенных управленцу топ-менеджерами автомобильных дилерских центров Екатеринбурга. В ТОП-11 вошли персоны, названные двумя и более экспертами. Голоса, поданные за себя, не учитывались.
№ | Имя | Должность | Название компании | Общий балл | Балл за результативность деятельности | Балл за профессиональную репутацию | Количество упоминаний |
1 |
Павел Шестопалов |
Генеральный директор | «Авто-Плюс» (Toyota, Lexus) | 262 | 128 | 134 | 15 |
2 | Булат Магадеев | Директор | «Оками Восток» (Hyundai, Mitsubishi) | 118 | 63 | 55 | 7 |
3 | Евгений Кондабаев | Президент | «Краснолесье» (Land Rover, Volvo, Jaguar) | 96 | 44 | 52 | 5 |
4 | Андрей Кононов | Директор | «Автоцентр МС» (Skoda, Hyundai) | 76 | 33 | 43 | 5 |
5 | Дмитрий Кузнецов | Генеральный директор | Lucky Motors (Renault, Nissan, KIA, Suzuki) | 66 | 32 | 34 | 4 |
6 | Григорий Балакин | Исполнительный директор | «УралФрансАвто» (Peugeot) | 63 | 27 | 36 | 4 |
7 | Анатолий Бартенев | Генеральный директор | «Автобан» (Chevrolet, Opel, Hummer, Saab, Cadillac), «Екатеринбург-Лада» (АвтоВАЗ) | 62 | 29 | 33 | 4 |
8 |
Виктор Селиверстов |
Генеральный директор | «Автосан» (Nissan, Huyndai, KIA, Ssang Yong, Fiat) | 55 | 28 | 27 | 3 |
9 | Александр Иванской | Директор | «УралФрансАвто» (Peugeot) | 42 | 18 | 24 | 3 |
10 | Евгений Козлов | Генеральный директор | «Штерн» (Merсedes-Benz), «Вольф» (Volkswagen) | 37 | 18 | 19 | 2 |
11 | Евгений Теребенин | Генеральный директор | «Автоленд Холдинг» (Ford, Mazda, Mitsubishi Motors, Hyundai, Land Rover, Jaguar, Volvo) | 24 | 14 | 10 | 2 |
Ранжирование произведено по общей сумме баллов, присвоенных управленцу топ-менеджерами страховых и лизинговых компаний Екатеринбурга, сотрудничающих с автоцентрами. В ТОП-13 вошли персоны, упомянутые двумя и более экспертами.
№ | Имя | Должность | Название компании | Общий балл | Балл за результативность деятельности | Балл за профессиональную репутацию | Количество упоминаний |
1 |
Павел Шестопалов |
Генеральный директор | «Авто-Плюс (Toyota, Lexus) | 149 | 76 | 73 | 8 |
2 | Булат Магадеев | Директор | «Оками Восток» (Hyundai, Mitsubishi) | 124 | 64 | 60 | 7 |
3 | Дмитрий Кузнецов | Генеральный директор | Lucky Motors (Renault, Nissan, KIA, Suzuki) | 109 | 54 | 55 | 6 |
4 | Евгений Кондабаев | Президент | «Краснолесье» (Land Rover, Volvo, Jaguar) | 90 | 45 | 45 | 5 |
5 | Евгений Теребенин | Генеральный директор | «Автоленд Холдинг» (Ford, Mazda, Mitsubishi Motors, Hyundai, Land Rover, Jaguar, Volvo) | 77 | 39 | 38 | 4 |
6 | Алексей Кокурин | Исполнительный директор | «Лексус-Екатеринбург» (Lexus) | 73 | 35 | 38 | 4 |
7 | Альберт Арутюнян | Директор | «Тойота Центр Екатеринбург Восток» (Toyota) | 53 | 27 | 26 | 3 |
8 | Сергей Морковин | Генеральный директор | «Ауди Центр Екатеринбург» (Audi) | 52 | 24 | 28 | 3 |
9 | Александр Лебедев | Директор | «Порше Центр Екатеринбург» (Porsche) | 38 | 19 | 19 | 2 |
10 | Григорий Балакин | Исполнительный директор | «УралФрансАвто» (Peugeot) | 36 | 19 | 17 | 2 |
11 | Антон Бейкин | Генеральный директор | «Бауэр Хоф» (BMW) | 35 | 17 | 18 | 2 |
12А | Анатолий Киселев | Генеральный директор | «Альянс Мотор Екатеринбург» (Toyota) | 33 | 15 | 18 | 2 |
12А | Олег Михайлов | Директор | «Римэкс Моторс» (Subaru) | 33 | 17 | 16 | 2 |
детали
Григорий Балакин («УралФрансАвто», ТМ Реugeot)
Александр Иванской («УралФрансАвто», ТМ Реugeot)
Денис Панфилов («Авантайм», ТМ Citroen)
Евгений Теребенин («Автоленд Холдинг», ТМ Ford, Jaguar, Land Rover, Mazda, Volvo, Mitsubishi)
Павел Шестопалов («Тойота Центр Екатеринбург Север», «Тойота Центр Екатеринбург Запад», ТМ Toyota)
Источник: http://dk.ru/news/935672
генеральный директор группы компаний «Авто-Плюс» (Toyota, Lexus).
Год рождения — 1964.
Образование: УГТУ-УПИ (факультет «Технология силикатов»).
После окончания института начал заниматься предпринимательством.
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: в 1994 г. пришел в автобизнес как наемный работник;
с 1995 г. — генеральный директор частной компании по сервисному обслуживанию и ремонту иномарок (ООО «Компания «Авто-Плюс»). За десять лет компания выросла в процветающий бизнес, состоящий из трех автоцентров («Тойота Центр Екатеринбург Запад», «Лексус Центр Екатеринбург», «Авто Плюс Север») и компании по прокату автомобилей («Европкар»).
Павел Шестопалов стал инициатором формирования первой в городе общественной организации — Уральской автомобильной ассоциации, созданной для продвижения интересов участников автомобильного рынка.
Увлечения: фотография, йога.
директор «Оками Восток» (Hyundai, Mitsubishi).
Год рождения — 1973.
Образование: Уфимский государственный нефтяной технический университет.
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ:
первый опыт работы в автобизнесе получил благодаря компании «Дельрус» (продажа медицинского оборудования и расходных материалов), которая привозила из Южной Кореи партии автомобилей скорой помощи марок Hyundai, а в 1997 г. — и легковые авто. Сотрудничество с компанией Hyundai Motor Company осуществлялось в статусе официального дистрибьютора;
1995-2003 гг. — продавец в уфимском филиале екатеринбургской компании «Дельрус»;
1996 г. — региональный менеджер по продажам в Республике Татарстан;
2003 г. — на момент открытия первого автоцентра «Оками» («Оками Восток» начал работу 17 октября 2003 г.). возглавлял отдел продаж Hyundai, затем занимал должность заместителя директора по продажам (Hyundai и Mitsubishi);
2005 г. — директор автоцентра «Оками Восток». Участвовал в подготовке к запуску автоцентров «Оками Север» и «Оками Тагил», открывшихся во второй половине 2006 г.
Увлечения: игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол), активный отдых с семьей и друзьями, автомобили и все, что с ними связано.
президент PAG-центра «Краснолесье».
Год рождения — 1957.
Образование: Свердловский лесотехнический институт (кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства).
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: в автомобильный бизнес пришел после перестройки (до этого работал в автохозяйстве горисполкома в Новоуральске), решив открыть собственный автоцентр. Несколько лет изучал рынок, знакомился с выбранным во время поездок в Швецию брендом Volvo;
1997 г. — получил официальное дилерство Volvo;
2001 г. — построил первый show-room, отвечающий стандартам производителя;
2002 г. — получил дилерство марки Land Rover, а с 2004 г. добавился Jaguar; Jaguar
2005 г. — запустил единственный на Урале PAG-центр (Premium Automotive Group — комплекс услуг в одном месте на уровне класса люкс);
2007 г. — «Краснолесье» вручен переходящий кубок «Лучший дилер Volvo России по отношению к клиенту» (сейчас в стране около 30 дилеров), который впервые «ушел» из Москвы. Такое решение принимает производитель по результатам опроса независимым агентством всех клиентов компании.
Увлечения: автомобильный спорт, технические виды спорта, экстрим.
генеральный директор Lucky Motors (Renault, Nissan, KIA, Suzuki).
Год рождения — 1964.
Образование: УГТУ-УПИ (механико-машиностроительный факультет).
После окончания института проработал восемь лет на Уралмашзаводе, поднялся до должности замначальника цеха.
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: начало 1990 гг. — начальник отдела продаж компании «УралавтоГАЗсервис» — дилера Горьковского автомобильного завода. Компания начинала сотрудничать с Ижевским автомобильным заводом;
1995 г. — компания получила дилерство KIA. Марка была нераскрученная, и предсказать продажи было сложно. Но команде удалось в 1996 г. занять первое место среди региональных дилеров KIA в России;
1998 г. — создана компания с «более подходящим для иномарок» названием — Lucky Motors, а Дмитрий Кузнецов стал ее генеральным директором. Сегодня у Lucky Motors несколько брендов и автоцентров, в частности, салон Nissan, салон Renault, «Автомобили мира» (KIA, Suzuki), центр по продаже автомобилей ГАЗ.
Увлечения: рыбалка, лыжи.
генеральный директор «Автоленд Холдинга» (Ford, Mazda, Land Rover, Jaguar, Volvo, Hyundai, Mitsubishi).
Год рождения — 1974.
Образование: Екатеринбургский радиотехнический техникум, УрГЭУ («экономика и управление на предприятии»).
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: 1996 г. — продавец-консультант (аппаратура Pioneеr), затем — менеджер оптового отдела компании «Екатеринбург Форд», одного из первых официальных дилеров Ford в России (сейчас — «Автоленд Холдинг»);
2000 г. — после реструктуризации розничного направления возглавил магазин по продаже запчастей, аксессуаров и аппаратуры;
2002 г. — управляющий монобрендовым центром Mitsubishi Motors в Екатеринбурге (ООО «Сити-моторс»), а также бренд-менеджер Mitsubishi Motors по холдингу (Екатеринбург, Уфа, Новосибирск);
2004 г. — построил и открыл в Уфе трехбрендовый автоцентр;
2005 г. — директор по продажам всех семи брендов «Автоленд Холдинга»;
2006 г. — генеральный директор «Автоленд Холдинга». Сейчас компания насчитывает 1200 человек в трех городах региона.
Увлечения: шахматы, горные лыжи, психология.
генеральный директор «Автобан» (Chevrolet, Opel, Hummer, Saab, Cadillac), «Екатеринбург-Лада» (АвтоВАЗ).
Год рождения — 1954.
Образование: СИНХ (планово-экономический факультет).
После окончания института четыре года проработал в Свердловском институте химического машиностроения.
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: 1979 г. — нач. отдела организации труда и зарплаты в свердловском областном центре «АвтоВАЗтехобслуживание». Это было первое, еще государственное, предприятие по продаже и обслуживанию отечественных автомобилей в Свердловской области;
1981 г. — стал замдиректора по производству;
1984 г. — возглавил подразделение «АвтоВАЗ-запчасти»;
с 1986 г. — гендиректор компании «АвтоВАЗтехобслуживание», а с 1991 г. — и один из ее учредителей (когда предприятие было приватизировано).
Прошел весь путь развития автобизнеса, начиная с времен, когда в салонах не было show-room, а сами автомобили продавали по спискам, и заканчивая продажами премиум-марок (в этом году его компания получила дилерство Hummer, Saab и Cadillac).
исполнительный директор «Лексус-Екатеринбург» (Lexus).
Год рождения — 1968.
Образование: Свердловский автомобильно-дорожный техникум.
После окончания техникума работал на Заводе торгового машиностроения руководителем транспортного цеха.
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: 1993 г. — «Форд Екатеринбург» (компания «Автоленд»), менеджер по продажам автомобилей. В первые же рабочие дни сумел подписать контракт с МВД Удмуртии на поставку партии автомобилей. По окончании испытательного срока практически сразу был назначен начальником оптового отдела. Позже стал руководителем всего отдела продаж. Закончил работу в «Автоленде» заместителем гендиректора по продажам. В составе команды открывал дилерства в Новосибирске, Сургуте, Тюмени;
2000 г. — ушел на должность директора в «Альфа-Моторс» (компания «Автосан»), где занимался марками Nissan, Suzuki, Hyundai, Renault. Параллельно вел общественную работу — входил в состав правления Уральской автомобильной ассоциации;
с августа 2006 г. — исполнительный директор «Лексус-Екатеринбург».
Увлечения: охота, рыбалка, бильярд.
Андрей Кононов
директор компании «Автоцентр МС» (Skoda, Hyundai).
Год рождения — 1968.
Образование: УГТУ-УПИ (специальность — «турбиностроение»).
С 1994 г. — соучредитель оптовой посреднической компании, специализировавшейся на металле. Часть продукции отгружали на Горьковский автомобильный завод, который рассчитывался за поставки «Волгами» и «ГАЗелями». Сначала учредители передавали их на продажу в автосалоны. Позже решили, что можно продавать машины и самим.
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: 2000 г. — после раздела оптовой компании Андрей Кононов углубился в автобизнес. Работал с Daewoo (этой маркой начали заниматься еще в 1997 г.): автомобили привозили из Ташкента и с завода «ТаГАЗ», который до 1999 г. также выпускал Daewoo, после чего контракт продолжился уже по Hyundai. В этом же году получили дилерство Skoda («МС» — единственный дилер этой марки в Екатеринбурге);
2005 г. — открыт второй дилерский центр в Верхней Пышме и еще одна сервисная станция;
2006 г. — компания «МС» стала официальным дистрибьютером концерна «Шелл» (производитель масел) в Екатеринбурге и Свердловской области.
Увлечения: отдых на даче.
Григорий Балакин
исполнительный директор «УралФрансАвто» (Peugeot).
Год рождения — 1975.
Образование: УГТУ-УПИ (факультет экономики и управления).
ДОСТИЖЕНИЯ В АВТОБИЗНЕСЕ: в 1997 г. вместе с Александром Иванским (сейчас — гендиректор «УралФрансАвто»), который в то время занимался автомобилями Daewoo, начали переговоры с московским представительством Peugeot и получили статус импортера — право самостоятельно ввозить и продавать автомобили;
1999 г. — привезли партию автомобилей, чтобы по просьбе производителя презентовать салон на Днях Франции в Екатеринбурге;
2003 г. — получили дилерство Fiat и Alfa Romeo, сразу же установили российский рекорд: за два месяца продали 20 машин (во всей России за этот период было продано 120). Позже заниматься этими марками прекратили. Сейчас Fiat снова продают — через автосалон «Авантайм»;
2005 г. — открыли новый автоцентр, который в 2006 г. был удостоен премии «Лучший салон Peugeot в России».
За время работы поставили сеть из шести филиалов, которые позже были переданы московскому офису Peugeot.
Увлечения: активный отдых (спортивная яхта, горные лыжи, серфинг), фотография.
№ | Имя | Должность | Компания | Общий балл | Балл за результативность деятельности | Балл за профессиональную репутацию | Количество упоминаний |
1 | Павел Шестопалов | Генеральный директор | «Авто-Плюс» (Toyota, Lexus) | 411 | 204 | 207 | 23 |
2 | Булат Магадеев | Директор | «Оками Восток» (Hyundai, Mitsubishi) | 242 | 127 | 115 | 14 |
3 | Евгений Кондабаев | Президент | «Краснолесье» (Land Rover, Volvo, Jaguar) | 186 | 89 | 97 | 10 |
4 | Дмитрий Кузнецов | Генеральный директор | Lucky Motors (Renault, Nissan, KIA, Suzuki) | 175 | 86 | 89 | 10 |
5 | Евгений Теребенин | Генеральный директор | «Автоленд Холдинг» (Ford, Mazda, Mitsubishi Motors, Hyundai, Land Rover, Jaguar, Volvo) | 101 | 53 | 48 | 6 |
6 | Григорий Балакин | Исполнительный директор | «УралФрансАвто» (Peugeot) | 99 | 46 | 53 | 6 |
7 | Алексей Кокурин | Исполнительный директор | «Лексус-Екатеринбург» (Lexus) | 91 | 44 | 47 | 5 |
8 | Анатолий Бартенев | Генеральный директор | «Автобан» (Chevrolet, Opel, Hummer, Saab, Cadillac), «Екатеринбург-Лада» (АвтоВАЗ) | 80 | 38 | 42 | 5 |
9 | Андрей Кононов | Директор | «Автоцентр МС» (Skoda, Hyundai) | 76 | 33 | 43 | 5 |
10 | Сергей Морковин | Генеральный директор | «Ауди Центр Екатеринбург» (Audi) | 70 | 32 | 38 | 4 |
11 | Альберт Арутюнян | Директор | «Тойота Центр Екатеринбург Восток» (Toyota) | 68 | 34 | 34 | 4 |
12 | Виктор Селиверстов | Генеральный директор | «Автосан» (Nissan, Hyundai, KIA, Ssang Yong, Fiat) | 67 | 34 | 33 | 4 |
13 | Александр Иванской | Директор | «УралФрансАвто» (Peugeot) | 60 | 27 | 33 | 4 |
14А | Антон Бейкин | Генеральный директор | «Бауэр Хоф» (BMW) | 53 | 25 | 28 | 3 |
14А | Евгений Козлов | Генеральный директор | «Штерн» (Merсedes-Benz), «Вольф» (Volkswagen) | 53 | 26 | 27 | 3 |
15 | Александр Лебедев | Директор | «Порше Центр Екатеринбург» (Porsche) | 50 | 22 | 28 | 3 |
16 | Владимир Слатюхин | Генеральный директор | «ЕкатеринбургавтоГАЗ» (ГАЗ) | 38 | 19 | 19 | 2 |
17 | Николай Ширяев | Директор | «Дельта-центр» (Merсedes-Benz) | 36 | 18 | 18 | 2 |
18А | Анатолий Киселев | Генеральный директор | «Альянс Мотор Екатеринбург» (Toyota) | 33 | 15 | 18 | 2 |
18А | Олег Михайлов | Директор | «Римэкс Моторс» (Subaru) | 33 | 17 | 16 | 2 |