«Двумя пальцами показал вознаграждение». Что Сечин сказал на допросах по делу Улюкаева
Глава «Роснефти» трижды не явился в суд, куда его вызывали как главного свидетеля. Однако на допросе Сечин сказал следователю, что никто, кроме него, не слышал, как экс-министр вымогал взятку.
Русская служба Би-би-си опубликовала содержание протоколов допроса Игоря Сечина по делу экс-министра экономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в вымогательстве $2 млн взятки у главы «Роснефти». Сечин является главным свидетелем и инициатором дела — он пожаловался на Улюкаева в ФСБ и был участником оперативного эксперимента, после которого задержали министра. Однако до сих пор он ни разу не рассказывал свою версию событий публично и трижды отказался приходить в суд в качестве свидетеля. 22 ноября судья отправила Сечину четвертую повестку.
Согласно копиям протоколов допросов, руководителя «Роснефти» допрашивали утром 15 ноября 2016 г., после задержания Улюкаева, 17 января и 31 мая. Пресс-секретарь Сечина Михаил Леонтьев отказался говорить про содержание допросов. На втором допросе глава «Роснефти» заявил, что Улюкаев «попросил каким-либо образом отблагодарить его за положительное решение путем выплаты так называемой премии» (речь идет об одобрении сделки по покупке госпакета акций «Башнефти» «Роснефтью»). Сечин, как он утверждает, переспросил Улюкаева, как понимать его просьбу о «благодарности», и тот «жестом в виде двух пальцев показал размер требуемого им вознаграждения, уточнив устно, что данный жест соответствует 2 млн долларов США. Об указанном предложении Улюкаева А.В. я пообещал подумать».
По его словам, этого разговора больше никто не слышал. Кроме того, Сечин утверждает, что Улюкаев сам позвонил ему 14 ноября и попросил о встрече, что он воспринял как «повторное требование взятки». Однако расшифровка телефонных переговоров опровергает это: согласно ней, глава «Роснефти» сам позвонил Улюкаеву и долго уговаривал того приехать в офис компании.
Требующуюся сумму положили в сумку, сумку поместили в красный тканевый пакет, а ключ от сумки положили в конверт, рассказал Сечин на допросе. Защита Улюкаева, напротив, говорила, что сначала купюры завернули в тканевый пакет, а уже его положили в сумку. По словам Сечина, при встрече он сообщил Улюкаеву, что «объем собрали», таким образом обозначая взятку, и тот не задавал ему никаких вопросов и не высказывал удивления, получив тяжелую сумку. Согласно показаниям Сечина, это указывало на осведомленность министра о содержимом сумки и цели визита в офис компании.
Михаил Леонтьев в комментарии BFM усомнился, что опубликован подлинный документ, заслуживающий доверия:
Его появление, как с точки зрения фактической, так и с логической, никак этому не соответствует. Поскольку слив такого рода документов из судебного дела является, в общем, преступлением, а защита от фальсификаций нулевая <...> Понимаете, здесь, собственно, содержание комментировать невозможно, можно комментировать только саму ситуацию, которая с самого начала процесса и дальше все более является просто превращением судебной процедуры в цирк.
Алексей Улюкаев был задержан 14 ноября 2016 года в офисе «Роснефти»: следствие считает, что он требовал у Сечина $2 млн взятки за положительную оценку Минэкономразвития сделки по покупке «Роснефтью» госпакета акций «Башнефти». Экс-министру грозит до 15 лет лишения свободы по статье «Получение взятки должностным лицом в особо крупном размере». Сам Улюкаев своей вины не признает.