«Дьявол кроется в деталях»: уральские банкиры назвали самые прибыльные бизнесы
Производство продуктов питания и торговля, металлотрейдинг и химпром, телекоммуникации и медицина — уральские банкиры рассказали DK.RU, какие сферы бизнеса сейчас наиболее прибыльные.
DK.RU продолжает экспертный опрос на тему, какие сферы (легального) бизнеса в настоящее время наиболее прибыльные. На первом этапе мы опросили аналитиков, руководителей бизнес-объединений и фондов поддержки. Второй этап — представители банковской отрасли. Выбор экспертов не случаен: банки кредитуют бизнес и обслуживают счета юрлиц — то есть обладают внутренней аналитикой по наиболее успешным отраслям.
Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка:
— Наши клиенты среди компаний-ритейлеров достаточно хорошо адаптировались к новым экономическим условиям, а некоторые даже открыли для себя новые возможности по развитию бизнеса. Основные риски были связаны со способностью компании пересмотреть свою стратегию ведения бизнеса к изменившимся рыночным условиям — инвестиционные планы, ассортимент, условия работы с поставщиками и кредиторами, переход на рублевые арендные ставки и т.д. Грамотные управленческие решения и антикризисные меры повлияли на положительные финансовые результаты.
Из промышленных предприятий наиболее уверенно себя чувствуют компании сегмента FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса). Мы видим, что эти компании кредитуются: они в целом хорошего кредитного качества, имеют накопленную в 2014 г. «подушку безопасности» (коэффициент соотношения долга к показателю EBITDA в пределах 2,5-3).
Вне зависимости от сферы, те компании, которые имеют запас финансовой устойчивости, будут более стабильны в текущих условиях. Компании с большой долговой нагрузкой, неконтролируемой дебиторской задолженностью находятся в зоне риска. Если оценивать исходя из отраслевой специфики, то более устойчивы, как уже говорил, незакредитованные продуктовые ритейлеры и производители, фармацевтические компании, предприятия, ориентированные на импортозамещение, а также бизнес с хорошо диверсифицированной клиентской базой и высокими оборотами. Производственным компаниям (с длинным производственным циклом), компаниям с дорогостоящим или уникальным продуктом, связанным с импортом сырья и товаров, будет тяжелее пройти этот период. В зоне риска предприятия коммерческой недвижимости, автобизнеса, розничные сети непродовольственных товаров.
Екатерина Богатова, заместитель управляющего филиалом «Абсолют Банка» в Екатеринбурге:
— За первое полугодие 2015 г. на рентабельность предприятий влияли два существенных фактора — это курсы валют и процентные ставки. Те предприятия, которые являлись очень рентабельными в обычное время, зачастую переживают сейчас спад. Особенно это касается бизнеса, имеющего привязку к валютным курсам, — той же торговли, «завязанной» на импорт. Заметно, что переживают определенные сложности отрасли, связанные с ЖКХ, — например, поставщики трубопроводной арматуры. Существенная часть товара, с которым они работают — импорт, в том числе китайский. Сложности из-за снижения спроса и колебания курсов валют стали испытывать продавцы бытовой техники и электроники, «просели» в некоторой степени продавцы стройматериалов. В торговле стройматериалами снижение спроса наблюдается и в розничном, и в корпоративном сегменте.
По итогам года картина будет не такая, как раньше: мы прогнозируем, что чистая прибыль предприятий может уменьшиться в среднем на 20%. Есть вероятность, что многие отрасли перейдут в разряд менее рентабельных.
Наиболее оборотистым бизнесом, несмотря ни на что, была и остается торговля. Вопрос в том, какую маржу предприятие может заработать на этом обороте. В сфере торговли наиболее устойчивые и рентабельные — предприятия, связанные с продуктами питания.
Также существенными оборотами могут похвастаться металлотрейдеры, компании, продающие топливо, электросетевики.
Банки, работая с предприятиями, кредитуя их, в основном смотрят, чтобы бизнес оставался прибыльным. Но как таковая чистая прибыль — это забота владельцев, акционеров, это же их заработок. Банки обычно оценивают рентабельность не по чистой прибыли, а по EBITDA — аналитическому показателю, равному объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов и налогов, а также амортизации.
Мы работаем с рентабельностью по EBITDA и ожидаем, что она у предприятия будет достигать 20% и выше. Такая рентабельность есть во всех отраслях. Есть отрасли с рентабельностью 50% и выше. У нас в регионе — это производство, частная медицина и общепит. Недавно мы познакомились с таким направлением, как «корпоративное питание» — обслуживание столовых и кафе на заводах (Урал, как мы знаем, край заводов) и офисные центры. Этот бизнес, возможно, не так масштабен и заметен, поскольку обороты по нему не очень большие (если, допустим, сравнивать с металлотрейдингом) — тем не менее, направление весьма рентабельное.
Высокую рентабельность традиционно демонстрирует производство: металлургия, химическая промышленность.
Что касается сельского хозяйства на Урале, то часто банки к предприятиям, которые на нем специализируются, относятся с сомнением: у нас же тут зона рискованного земледелия. Со своей стороны скажу, что у нас успешных предприятий в сельском хозяйстве действительно мало, но они есть, особенно в животноводческом направлении. При грамотном подходе у сельхозпредприятий возможна рентабельность 30-35% и даже 50%.
Дьявол кроется в деталях: в каждой отрасли есть суперуспешные предприятия, а есть аутсайдеры.
Павел Ефремов, председатель правления банка «Нейва»:
— Сложно выделить однозначно прибыльные отрасли. Конечно, наиболее прочные позиции у предприятий, обеспечивающих ежедневные потребности населения, — в частности оптовая торговля продуктами питания, продуктовые ритейлеры. Спрос в этой области мало подвержен резкому спаду даже в сложные для экономики страны времена. Неплохо себя чувствуют предприятия, которые участвуют в масштабных программах с государственным финансированием, — в нашем регионе это актуально в первую очередь для «оборонки».
Самым главным фактором успешности предприятия, даже работающего в стагнирующей отрасли, является организация эффективного менеджмента. Как правило, именно предприятия, осуществляющие четкое стратегическое планирование, диверсификацию направлений в своей деятельности, контроль за финансовыми потоками и за выполнением условий контрактов, умеющих грамотно применять инструменты по хеджированию валютных рисков, предприятия, у которых отлажена работа с контрагентами (в том числе претензионная), — могут успешно справляться любыми негативными явлениями в экономике и использовать этот период для развития своего бизнеса. И именно такие предприятия могут уверено рассчитывать на помощь банка в финансировании своих проектов.
Вячеслав Нестеров, управляющий филиалом СМП Банка в Екатеринбурге:
— При выборе перспективных направлений следует учитывать не только прибыльность бизнеса, но и стабильность отрасли, ее подверженность внешним негативным факторам, а также наличие государственной поддержки, которая гарантирует бесперебойную работу предприятия. Из-за высокой волатильности рынка, нестабильной конъюнктуры необходимо изучать не только ретроспективные показатели, но и анализировать факторы, способные повлиять на ситуацию в отрасли в среднесрочной перспективе. К таковым можно отнести — изменение геополитической обстановки, приоритетов, обозначенных руководством страны, изменение законодательства и пр. В настоящее время наш банк избрал для себя в качестве ключевых направлений сотрудничество с компаниями из оборонной, нефтегазовой и нефтехимической промышленности, торговыми сетями, фармацевтической и телекоммуникационной отраслью, с предприятиями, занимающимися реализацией инфраструктурных проектов.
Кроме того, перспективным направлением в настоящее время является сотрудничество с компаниями, обеспечивающими импортозамещение, занимающимися развитием и производством актуальных для страны продуктов и технологий. Данное направление может обеспечить высокую рентабельность, однако для этого необходимо проводить качественную экспертизу.
Евгений Павлов, вице-президент, руководитель Уральского филиала Промсвязьбанка:
— Какие бы сложные времена с экономической точки зрения не были, обществом всегда будут востребованы люди, которые учат, лечат и защищают нас и наших детей. Кризис — лучшее время для поиска нового взгляда, формирования новых ниш для приложения своих сил и способностей. Одним необходимы новые навыки, другие ищут новые методы оптимизации и повышения эффективности, так или иначе, востребован тот, кто поможет научиться.
Никакая болезнь не будет ждать, когда закончится кризис и человек займется своим здоровьем. Лечить людей необходимо каждый день. И в безопасности мы также нуждаемся ежеминутно. Вот этими профессиями выгодно заниматься во все времена, даже если они не всегда приносят высокий доход.
А в принципе, выгодно заниматься тем делом, которое тебя вдохновляет, потому что это делает человека счастливым, позволяют жить легко и радостно. И никакие деньги не заменят эти два чувства. Хорошо, если твое любимое дело — торговать нефтью. Но этот путь судьба дает не каждому.
Мы продолжаем и читательский опрос — «Планируете ли вы начинать новые бизнес-проекты?». На момент выхода публикации, в голосовании приняли участие более 200 человек. Присоединяйтесь: