Еда станет проще
Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и локальный бизнес в
премьера рубрики
Сергей Лацков
генеральный директор ООО «Аграрная группа «Урал»
МИНУС
Добраться до заемных средств практически невозможно. С инвестиционными кредитами совсем глухо. А за короткие деньги заламывают такие проценты, что мама не горюй! Лично я (даже с учетом административного ресурса) два месяца танцую польку-бабочку вокруг отраслевого банка, и абсолютно без толку. Самое интересное, что государство банку деньги выделяет, а куда они деваются, неизвестно. Зато уже начинается прощупывание почвы — нас спрашивают: как вы отнесетесь к 20% годовых? Да никак! Даже если государство даст субсидию в половину этой цены, и 10%-й кредит для нас будет дорогим. Нет такой рентабельности в сельском хозяйстве, нет!
Российский машиностроитель пострадает — в отсутствие кредитных ресурсов будем покупать оборудование у иностранных лизинговых компаний. Такая возможность существует — под 6% годовых. Но зарубежные лизинговые компании работают только с западной техникой.
ФАС начала прессовать хлебопеков — требует не повышать цены на хлеб. Главный аргумент — дешевеющее топливо (хотя я вчера заезжал на заправку — цены прежние). При этом чиновники не учитывают, что топливо в структуре себестоимости хлеба не превышает 3-5%, остальное — мука, электроэнергия и заработная плата. Мука может подешеветь только за счет снижения стоимости зерна, но годное для переработки зерно появится не раньше чем через месяц. Хлебопекам придется туго.
Люди не стали меньше есть. Прежде всего это касается простых продуктов — хлеба, мяса (колбасы) и молока, основного ассортимента уральских предприятий.
Местным производителям будет проще пробиться в сети. В первую очередь ритейлеры начнут отказываться от дорогостоящей иностранной продукции. Для работы с транснациональными концернами нужны серьезные оборотные средства (большие сроки доставки, растаможка и пр.). У нашей торговли собственных оборотных средств не более 15%. Остальное — деньги производителей, которые предоставляются торговле в виде товарных кредитов. Так что коррекция ассортимента все равно будет. В бюджетных магазинах натуральное животное масло Ирбитского молочного завода займет место финского «Валио». Ирбит готов и сейчас увеличить поставки продуктов в магазины, но место на полках пока занято.
Народ вернется в деревню. Часть активного трудоспособного населения — люди, работающие в городах охранниками, грузчиками и другим обслуживающим персоналом, — потеряют работу. Это вчерашние крестьяне, уезжающие на заработки каждый день или раз в неделю (если есть угол, где можно переночевать). Я больше чем уверен — сократится и количество вахтовиков. Все они найдут работу на частных сельскохозяйственных предприятиях, может быть даже не потеряв в заработке.
Снижаются цены на металл, нефть и топливо, некоторые строительные материалы. Скорее всего, машины и механизмы для сельского хозяйства также станут дешевле. По крайней мере, сегодня много фирм, в том числе зарубежных, заявляют о серьезном снижении цен на технику до Нового года. Все эти обстоятельства позволяют пересмотреть некоторые инвестиционные проекты в сторону их удешевления. У фермеров и у предпринимателей, вкладывающих в сельское хозяйство, появляется больше возможностей. Могут подешеветь и технологические объекты, выставленные на продажу.
Цены на минеральные удобрения расти не будут. Правительство РФ заключило с их производителями соответствующий пакт сроком на 3-5 лет. Можете представить, как резко возрастет доступность удобрений для отечественного производителя. Ведь сегодня основной их потребитель — не фермер, ему достается лишь 10% всех удобрений, а 90% уходит за рубеж.
Собрав положительные факторы, мы можем с удовлетворением отметить: в 2009 г. у нашей компании появилась возможность снизить себестоимость зерна, ориентировочно — на 100 евро с га.