«Эффект от продажи Жириновского был впечатляющий». ОПЫТ Владимира Жолобова, Z&G
Выступления звезд бизнеса влетают организаторам деловых ивентов в копеечку, причем некоторые шлют еще и внушительный райдер. Как сделать мероприятие рентабельным и выйти в Европу — опыт Z&G на DK.RU.
«У одного из партнеров была давняя идея открыть студию автозвука и тюнинга — он был фанат этой темы. Мы стали более детально изучать информацию, познакомились с профессионалом автозвука чемпионом Европы и России Виктором Ивановым. В процессе узнали, что он планирует переезжать со своего места на новое — это был хороший вариант для нас: центр города, раскрученная площадка. Необходимо было хорошее вложение, мы продали торговые точки и еще автомобиль партнера. Открылись в мае, успешно стартовали. Я занимался вопросами развития и маркетинга, было много идей, но не хватало средств для их реализации. Через какое-то время мы разошлись во взглядах на дальнейшее развитие компании с одним из партнеров, и я вышел из этого бизнеса. Занялся новым делом — интеллектуальной собственностью, брендами. Я решил начать оказывать услуги по разработке, регистрации, оценке и защите торговых марок», — рассказывает г-н Жолобов.
«Я занимаюсь вопросами брендинга, а Мария Гаврилова — патентно-юридическими вопросами».
«Иду по улице, перекресток Малышева — Хохрякова. Звонит рабочий телефон, вокруг шум и гул машин, я снимаю трубку и серьезным голосом: «Добрый день, компания Z&G». В ответ вопрос, занимаемся ли мы разработкой брендбуков. Рапортую: «Да, конечно!». Слышу: «Отправьте нам предложение на e-mail такой-то, и тут понимаю, что это Уралтрансбанк. На тот момент, у нас даже дизайнера в штате не было! Максимум — договоренность со знакомым дизайнером, которая работала в типографии. Я созвонился с ней, обсудили задачу и стоимость проекта. Уралтрансбанку озвучил суммы без каких-либо наценок, чтобы наверняка выбрали нас. В итоге мы выиграли», — рассказывает Владимир Жолобов.
«Буквально через час-два нам стали звонить ведущие федеральные СМИ и уточнять информацию, новости стали выходить одна за другой, при этом многие упоминали о нашей компании, пригласили дать интервью на телеканале «Россия». Также поражало количество переходов на наш сайт в эти дни. Можно сказать, это была наша первая PR-кампания, которую особо не планировали. Но эффект получился впечатляющим», — комментирует г-н Жолобов.
«Было ощущение, что все. Но наступил декабрь, клиенты активизировались, деньги стали поступать. Основный пик падения был пройден. Благодаря сложностям 2008 г., к кризису-2014 мы подошли с определенной закалкой и с посылом «С плохим настроем кашу не сваришь». Ты можешь быть мега-опытным, пройти эти кризисы многократно, но если твой позитивный настрой меняется на негативный, то есть большая доля вероятности, что ты пойдешь ко дну. А если все сотрудники будут приходить с мыслями «мы закроемся», то лодка начнет раскачиваться, и ее будет все больше заливать водой. Поэтому в первую очередь руководитель должен с «холодной головой» и позитивным настроем идти вперед, несмотря на трудности. Тут главное не нарваться на ледник, но если вы бдительны и не паникуете, то увидите и обойдете преграды.И стоит ограничить негативный поток информации. Как только кризис приближается или случается, то это становится главной темой во всех СМИ. Если даже в вашей компании все хорошо и стабильно, то вы начинаете верить плохим прогнозам, нервничать и совершать ошибки», — комментирует Владимир Жолобов.
«Пришлось погружаться полностью в новую тему, чтобы достойно провести конференцию и выйти в прибыль. Рентабельность получилась на уровне 45%», — рассказывает Владимир Жолобов.
С 2012 г. организаторы пошли еще дальше — в Вену. Идею подкинула Ангелика Сэри-Фрошауэр, один из спикеров конференции, выступать пригласили бизнес-тренера Игоря Манна, который несколько лет работал в столице Австрии.«За три месяца до мероприятия мы договорились с площадкой, поставили бронь, но через месяц нам позвонили и сказали, что место занято. Мы договорились с новой площадкой в центре Москвы, однако за неделю до старта нам сообщили: в этот день параллельно в другом зале будет проходить мероприятие с участием президента РФ Дмитрия Медведева. Так что будут серьезные ограничения, повысят меры безопасности, а нам надо отправить заранее весь список: кто будет на нашем мероприятии, все паспортные данные. Потом нам придется всем организованно в одно и то же время зайти в зал, в течение дня никуда не выходить, и покинуть площадку вечером. Нам это категорически не подходило. Пришлось снова быстро менять площадку. В запасе был конференц-зал в районе Старого Арбата, с ними и договорились», — рассказывает глава Z&G.
«На данный момент интереснее проводить деловые мероприятия, от развлекательных мы стали отходить. Заработать можно на тех и на других, но в деловых меньше зависимость от спонсоров», — говорит г-н Жолобов.
«Если речь идет о семичасовом мастер-классе, то здесь, конечно, выступления за гонорар. Известные российские бизнес-тренеры берут 100-300 тыс. руб., менее раскрученные — 30-70 тыс. Что касается предпринимателей, то среди них есть те, кто не берут гонорары за свои выступления — готовы делиться опытом безвозмездно. Другие выступают за деньги, и здесь разбег сумм зависит от узнаваемости персоны — может доходить до 1 млн руб. У каждого есть свои райдеры, как правило, они касаются перелета и проживания: кто-то может лететь и эконом-классом, другой запрашивает только бизнес-класс, вагон СВ или полностью выкупленное купе, отель 4-5 звезд, автомобиль бизнес-класса. Редко прописывают, как должны встретить спикера, какие напитки и еда должны быть в его распоряжении. Но когда в течение дня на конференции выступает 10-12 спикеров, мы стараемся договориться о безвозмездном подходе. Ведь если всем платить, то мероприятие будет убыточным. Либо придется в 5-10 раз повышать стоимость билета, но так зал не собрать», — рассказывает Владимир Жолобов.
«Для этого есть несколько способов. Первый — увеличить цены. Мы это сделали. Второй — расширить ассортимент. Это тоже осуществили. Осталось расширить географию — мы стали продвигаться в миллионниках и в городах, где живет от 500 тыс. человек. А потом и в городах с населением от 100 тыс. Конкуренция на рынке брендинговых и креативных услуг довольно высокая, компании есть на любой вкус и цвет, плюс ежегодно появляются молодые и амбициозные команды. Заказчик выбирает в основном по портфолио и цене. При заходе в новый регион мы вкладывали в рекламу 10% от оборота, потом постепенно снижали до 5%. Гладко было не везде, в Санкт-Петербурге, например, рекламный бюджет мы «слили». Это город, который сам по себе, отдельное государство. Оттуда практически не было заказов, несмотря на активное продвижение — клиенты там любят обращаться в свои питерские компании. Проще и выгодней работать с Москвой и небольшими городами».
«Как-то мы попытались поучаствовать, даже в тендере «Аэрофлота» заняли второе место. А один раз выиграли. Часто условия, которые там продиктованы, не соответствуют нашей экономической политике — мы не работаем без предоплаты. Иногда ты еще сам должен внести существенную сумму, доходит до 50% от цены контракта — это залог того, что ты можешь гарантировать финансовую стабильность. При этом проект может длиться 6-9 месяцев. Получается, ты должен оплачивать работу сотрудников, нести другие расходы, а также внести еще гарантированный платеж! Поэтому мы работаем иначе. Как показала практика, крупные клиенты обращаются и без тендеров, если мы для них ценны. Например, мы работали с «Лукойлом» по разработке айдентики и брендбука для новой нефтяной компании «Восток НАО». Работаем с «Росатомом» и ТС «Магнит», — комментирует г-н Жолобов.
«После этого мой пыл немного охладился, но мысль все равно не оставляла в покое. А летом 2014 г. к нам на стажировку приехал специалист из Германии. Мы договорились об открытии совместного офиса в его стране. Меня поразил их подход: немцы планируют все детально. Год, который они прописывали на открытие офиса, мне казался слишком большим сроком, ведь можно было все организовать за три месяца. Но в данном случае поговорка «тише едешь, дальше будешь» пошла нам на пользу, так как к концу года отношения между Россией и Европой существенно ухудшились. В итоге мы не стали открывать офис в Германии, а сотрудничаем в формате консультаций», — говорит Владимир Жолобов.
«За годы работы я выявил простую формулу, которая позволяет достичь результатов. Первое — это цель, четкая, с конкретными сроками. Второе — план действий, как ты придешь к этой цели, и что надо делать. Третье - сила воли. Человек практически всегда будет встречать какие-то препятствия и людей, которые будут отговаривать или мешать прийти к заветной цели. Также нужно постоянно развиваться — как только человек в этом останавливается, он начинает «идти вниз», откуда пришел. Также необходимо развивать своих сотрудников и давать им новые знания не только в профессиональной области, но и в сферах, не связанных с их деятельностью. Это повышает эрудицию и позволяет создавать больше новых идей, а в сложных вопросах находить правильные решения», — резюмирует Владимир Жолобов.