ЕГТИ: Закрыть нельзя помиловать?
Евгений Новосёлов, генеральный директор ГК «Новосёл»:
О том, что Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ) попал в «расстрельный список» неэффективных вузов России, я узнал из СМИ. И честно говоря, был потрясен этой новостью, ведь я сам окончил этот институт в 1993 г. Критерии, которые были озвучены представителями Минобрнауки (например, не устроил чиновников средний балл ЕГЭ принятых абитуриентов, он, оказывается, ниже порогового значения на три пункта!), на мой взгляд, не могут измерить его реальную эффективность. Да и нелогично сравнивать творческие учебные заведения с техническими или гуманитарными, оценивать по единым параметрам.
Российские театральные традиции уважают во всем мире. Гранды сцены и известные у нас киноактеры Европы и США в первую очередь изучают школу Станиславского и Чехова. За рубежом количество театральных вузов и школ постоянно растет. У нас в России их всего восемь — притом что пять из них располагаются в столицах. Объективно — этого недостаточно! Еще и поэтому решение о закрытии ЕГТИ было бы просто абсурдным.
Оценка зрителей — вот лучший показатель эффективности театрального вуза! В последнее время Екатеринбург обращает на себя внимание крупными федеральными проектами, мы интересны и российским, и зарубежным инвесторам. Посмотрите, сколько международных мероприятий прошло в городе за последние пять лет! И сколько еще предстоит провести. По многим параметрам мы на третьем месте после Москвы и Питера. В том числе не может оставаться незамеченной и культурная жизнь третьей столицы: по-прежнему работают музеи и театры, открываются новые выставки и галереи, растет движение частных театральных студий и детских коллективов. Премьеры и «Золотые маски» — каждый год. Но самое главное — в наших театрах полные залы! А ведь основной актерский состав — выпускники именно ЕГТИ. И, на минуточку, многие из них сегодня делают карьеру не только в екатеринбургских и областных театрах, но и в столицах. Признание за пределами региона — еще один аргумент в пользу ЕГТИ.
Поступить в столичные театральные вузы довольно сложно. Я не имею в виду конкурс — он традиционно высок и в Екатеринбурге. Давайте смотреть правде в глаза: в Москве без знакомств и лобби в театральные институты поступают лишь единицы. Это, впрочем, закономерно. Посмотрите на преподавательский состав — в нем сплошь и рядом раскрученные медийные персоны.
Однако Екатеринбург тоже не лыком шит. Можно вспомнить имена, которые сделали славу свердловской школе театра и кино. Например, Борис Плотников — знаменитый доктор Борменталь из «Собачьего сердца». Нельзя не учитывать сегодняшние успехи выпускников ЕГТИ — первые места на российских творческих конкурсах и фестивалях. Многие из них — преподают. Но по знакомству сюда пристроиться вряд ли удастся. Закрой ЕГТИ — у многих действительно талантливых людей из глубинки не будет возможности получить высшее образование, сделать карьеру, реализовать мечту. Чиновники предлагают включить ЕГТИ в Уральскую консерваторию в качестве факультета. Ну, знаете, боюсь, что это будет по статусу и по уровню образовательного процесса чем-то вроде театральных курсов. Даже театральные училища рангом ниже, чем вузы, — а тут лишь факультет при консерватории. Не надо лишать людей шанса на успех!
О том, как сложно пробиваться в театральной среде, я знаю не понаслышке. В 1990-е, во время всеобщей разрухи, я выпустился из театрального. Попал в наш ТЮЗ и, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, пробовал подрабатывать риэлтором. В итоге, конечно же, пришлось делать выбор — театр или бизнес. Тогда я выбрал второе. Был вынужден. И был не одинок. Очень многие в то непростое время пытались заниматься предпринимательством. Кто-то из моих однокурсников реализовался в рекламном бизнесе, кто-то — в сфере продюсирования. Я открыл риэлторскую фирму.
Впрочем, мне, наверное, повезло больше. Вот уже четвертый год я репертуарный актер в московском «Новом Арт Театре» на Ленинском проспекте, 37. Его создал и возглавляет один из моих сокурсников Дмитрий Калинин. Однажды он предложил мне попробовать вернуться в профессию. Конечно, были сомнения — ведь я давно уже не практиковал. Но все, к счастью, получилось. Критики оценили, зрителю понравилось. Сейчас у меня роли в пяти спектаклях, в четырех из них — главные. Так и живу: в будни — в Екатеринбурге, по выходным — в Москве. ЕГТИ помог мне реализоваться и в творческой деятельности, и в бизнесе — счастливое для меня сочетание!
Колонка написана специально для «Делового квартала»