Екатерина Романова: «Многие компании клеят доски и называют это клееным брусом»
Чем хороша уральская древесина, и из какого клееного бруса необходимо строить дом – мнение эксперта.
В 2017 г. WOOD MARK запускает завод клееных деревянных конструкций. Подробнее о том, в чем особенность этого материала, где он применяется и какими свойствами обладает, рассказала Екатерина Романова, директор по развитию компании WOOD MARK.
В Свердловской области существует порядка 20 деревообрабатывающих компаний. В чем уникальность WOOD MARK?
— Компания была запущена еще в 2013 г., как раз перед кризисом. До этого долгое время занимались лесозаготовкой, как и остальные. Примерно тогда же родилась идея начать не только заготавливать древесину и заниматься экспортом, но и делать из нее интересный качественный продукт. Так в компании начался период деревянного домостроения. Сейчас одно из перспективных направлений — это производство клееного бруса, «клеенки», как говорят в профессиональных кругах. Завод по изготовлению клееных конструкционных балок хотели запустить еще тогда, в 2013 г., но решили подождать и, как оказалось, приняли правильное решение. Завод будет запущен этим летом, что вполне своевременно: у нас есть необходимая сырьевая база, все технологическое оснащение, опыт и, главное, спрос со стороны потребителей.
Сейчас рынок четко поделился на две категории производств. Первые, по сути, клеят доски и называют это клееным брусом. Мы относимся ко второй: тщательно следим за соблюдением всех технологических процессов, стремимся производить действительно правильный продукт. В этом плане мы ориентируемся на мировые стандарты качества, перенимаем лучшие практики.
Сотрудничаем с таким производителем клеевых систем, как AkzoNobel, который является мировым лидером в производстве клея и очень требователен к соблюдению технологии использования их продукта, поэтому регулярно консультирует нас. Мы внедряем современные технологии в производство и организацию процесса в целом, не скупимся на современное оборудование и обучение специалистов. Для нас важно быть в тренде, при этом сохранив лучшие традиции.
Завод клееных деревянных конструкций WOOD MARK будет включать несколько очередей. Первая — производство клееных конструкционных балок. Вторая — гнуто-клееные конструкции и малоэтажное каркасное строительство. Третья — производство CLT-панелей.
Вы говорите о правильном продукте. Что вы вкладываете в это понятие?
— Безусловно, в этом вопросе мы ориентируемся на Европу. Тема современного деревянного домостроения пришла к нам именно оттуда. Особенно преуспела Финляндия. Там есть компании, которые существуют уже по 80-90 лет и являются своеобразными «Майбахами» деревянного домостроения. К этому стремимся и мы: не только наращивать мощности и расти, но и совершенствовать технологии, чтобы наш бренд ассоциировался у потребителей исключительно с качественным продуктом.
В компании выждали серьезную паузу длиной в четыре года до запуска завода по производству клееного бруса. Каковы предпосылки к открытию?
— Анализируя рынок, мы поняли, что предприятий, подобных нашему, на Урале просто нет. Это будет полный цикл. Мы берем на себя все этапы: от лесозаготовки, первичной переработки, распиловки древесины до технического обслуживания готовых объектов загородной или коммерческой недвижимости.
Европейская продукция — это бренд. Можно ли говорить про европейское качество в отношении уральского сырья?
— По сути, сырье везде одинаково. В нашей полосе и более северных регионах древесина более плотная, это, безусловно, ценное качество. Но важно и другое — это технологичность процесса, то внимание и педантичность, с которой необходимо подходить к работе с деревом. Особенно в производстве клееных конструкций. Необходимо соблюсти множество условий: температуру и влажность в производственном помещении, точное время склеивания и так далее.
Продукция завода WOOD MARK предназначена исключительно для загородного домостроения?
— Не только, это еще и широкие возможности для строительства коммерческой недвижимости и социальных объектов. Потенциал клееной древесины как строительного материала огромен, это подтверждает мировой и российский опыт. Это уже другой уровень — конструкционная (инженерная) древесина. Разнообразие, масштаб и сложность реализованных на сегодняшний день проектов впечатляют. С применением клееных деревянных конструкций строят спортивные объекты сложных архитектурных форм, многоэтажные жилые комплексы, детские и социальные учреждения, аквапарки, торговые центры, промышленные объекты, загородные отели, туристические комплексы и многое другое. Нам бы хотелось создавать нечто подобное.
Какими еще свойствами наделен клееный брус?
— Древесина прочнее и надежнее железобетонных конструкций. Мне рассказывали о пожаре в одном из аквапарков страны, когда металлоконструкции уже деформировались и «схлопнулись» под натиском огня, а деревянные конструкции продолжали медленно тлеть. Помимо пожароустойчивости, у деревянных конструкций есть и другие достоинства. Они более легкие, при высокой несущей способности, имеют отличную влагостойкость и менее восприимчивы к агрессивной среде. С применением клееной древесины строят, например, склады химических предприятий. Кроме того, это возможность для реализации сложных архитектурных форм: от панорамных окон до гнутых широкопролетных арок.
Вы планируете работать только на рынок Свердловской области или пойдете дальше?
— Деревянное домостроение — это мировой тренд. Поэтому оставаться в пределах нашего региона мы не планируем, это было бы странно. У нас есть заказы в Крыму, Казахстане, Канаде, Испании — там мы строим гостиничный комплекс.
Главный враг различных производств — это общественное мнение. К тем, кто занимается лесозаготовкой вообще «особое» отношение…
— Начнем с того, что лес — это самовозобновляемый ресурс. В Канаде построили 18-этажное здание из клееного бруса. Знаете, за какое количество времени в мире возобновились ресурсы, затраченные на его постройку? За шесть минут! Не стоит думать, что люди, занимающиеся заготовкой леса, — это злодеи. Используется только тот лес, который действительно пора рубить. Это как в огороде: если вовремя не проредить морковку, она не вырастет. Точно также и с лесом. Ведь «плохой» лес не только «выкидывает» кислород, но и выделяет вредные вещества.
Сейчас на всех уровнях власти говорят о необходимости использования внутренних ресурсов. Этим мы, собственно, и занимаемся.