Екатеринбург становится софтверной столицей
эксперты Леонид Волков* заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Максим Грохульский директор уральского офиса компании 741 Studios Александр Давыдов гендиректор компании NAUMEN Стани
эксперты
Леонид Волков*
заместитель генерального директора компании «СКБ Контур»
Максим Грохульский
директор уральского офиса компании 741 Studios
Александр Давыдов
гендиректор компании NAUMEN
Станислав Скорб
директор студии Targem
Руслан Хафизуллин
директор компании Ideco Software
Максим Черных
заместитель коммерческого директора по развитию компании EastWind
Александр Якунин
генеральный директор компании X-tensive
Чем знаменит Екатеринбург в мире программного обеспечения?
За счет чего уральцы вырвались на федеральный рынок?
Что мешает Екатеринбургу развивать офшорное программирование?
Несколько лет назад в среде программистов ходил миф о компании «Корус». Этот разработчик программного обеспечения в числе первых в городе начал переходить на стандарты промышленной разработки софта с контролем версий, учетом ошибок, созданием стандартов качества кода и т. д. Программисты жаловались: мол, скучно, полета мысли и фантазии нет, за каждый чих надо отчитываться. В начале 2000-х гг. мало кто понимал, что промышленная система разработки — это залог стабильности и в конечном счете успеха на рынке.
Екатеринбург всегда считался одной из столиц российской системной интеграции. Даже после того, как практически все крупные заказы в этой отрасли были перераспределены в пользу федеральных организаций, уральские интеграторы не ушли с рынка и продолжают конкурентную борьбу. Из Екатеринбурга вырос ведущий игрок этой отрасли компания «Микротест», вслед за ним на федеральный рынок рвется ГК «ХОСТ», активно работают по всему региону АСП, «Новаком» и т. д. Уральцы до сих пор способны создавать стартапы в этой области: только в прошлом году на рынок вышли две компании, которые смогли существенно потеснить федералов: «Универсальные системы» и Уральский центр систем безопасности.
На фоне активных сражений на рынке системной интеграции, где не раз предрекали фиаско то локальным, то федеральным игрокам, разработчики софта не привлекали к себе особого внимания. Тем не менее за последние два-три года в Екатеринбурге выросло несколько фирм, рассматривающих всю Россию как поле деятельности.
Одной из первых федеральные претензии предъявила компания «СКБ Контур». Разработчик, хорошо известный на локальном рынке своими бухгалтерскими системами, в свое время инвестировал средства в амбициозный проект — систему сдачи налоговой отчетности через Интернет. Верно выбранный путь технологического развития, четкая бизнес-модель и способность находить общий язык с властями позволили уральской компании за несколько лет обойти московских разработчиков и захватить большую часть рынка. Сейчас число клиентов «СКБ Контур» по всей стране измеряется сотнями тысяч, а рыночная доля в своем сегменте превышает 80%.
На тесном взаимодействии с властями выстроен и бизнес компании CIFT. Она сегодня лидирует в сфере автоматизации финансовых структур органов власти. На системе САПФИР работают десятки региональных министерств экономики. Используют ее и в столичных ведомствах. Центробанк и Федеральная таможенная служба — среди основных заказчиков информационных систем компании ACS (выделилась из «Коруса»).
В сфере коммерческого ПО ведущими игроками в своих отраслях стали NAUMEN и EastWind. Первый — в разработке систем электронного документооборота, сall-центров и CRM, второй — в области создания биллинговых систем для операторов мобильной связи.
Есть в Екатеринбурге и более экзотичные ноу-хау. Например, компания X-tensive создает системы, которые используются в деятельности самих фирм-разработчиков, Ideco Software создала и успешно продвигает на всем постсоветском пространстве универсальный интернет-шлюз, а студия Targem выпускает одну компьютерную игру за другой, и большую часть из них успешно продают по всей стране. Кроме них, в столице Урала разрабатывают самую популярную систему управления автосервисом, системы управления медицинскими клиниками, системы распознавания изображений и т. д.
За последние два года в нашем городе появились представительства нескольких западных разработчиков. Уральский офис 741 Studios занят созданием финансовых систем для американских банков. Кстати, в связи с кризисом там ждут роста заказов — объединение кредитных учреждений требует переделки банковского софта. Правда, кризис убил офис другого американского разработчика — компании Doostang, которая владеет одноименной рекомендательной социальной сетью, но его сотрудники без работы не остались.
В целом развитие софтверной отрасли выгодно отличает Екатеринбург от других городов Уральского региона. Из 15 номинаций премии «SofTool: продукт года» в 2008 г. пять досталось екатеринбургским компаниям. Есть надежда, что при сохранении этой тенденции список успешных фирм пополнится новыми именами, если только отрасль сумеет преодолеть ряд серьезных препятствий.
Столь впечатляющий скачок отрасли связан с несколькими факторами. «Рынок растет, растут и потребности заказчиков вместе с масштабом их бизнеса. То, что раньше они делали вручную, теперь предпочитают отдавать информационным системам», — поясняет Максим Черных, заместитель коммерческого директора по развитию компании EastWind. Леонид Волков*, заместитель генерального директора «СКБ Контур», указывает на еще одну особенность последних лет — многие компании сменили технологическую систему производства программных продуктов: «Несколько лет назад в Екатеринбурге была в основном кустарная разработка. То есть сидит один гуру, а вокруг него несколько подмастерьев. Но в последние три года лидеры рынка из этого «гаража» вышли. Сейчас наши компании работают на тех же принципах организации процесса программирования, что и такие гиганты, как Google, Microsoft или «Яндекс».
Примечательно, что среди тех, кто проявил себя на рынке, нет новичков. В Екатеринбурге пока отсутствуют примеры успешных стартапов в сфере разработки ПО. По факту заметны только компании с большим опытом. Специалисты связывают это с тем, что порог выхода на рынок достаточно высокий. Инвестировать в новые продукты могут только те, у кого уже есть обороты.
Максим Грохульский, директор уральского офиса 741 Studios, считает, что успех местных разработчиков частично связан с развенчанием различных мифов. «Сейчас компании все меньше изобретают велосипед и все больше обращаются к общепризнанным технологиям. Новые ориентиры дают возможность выпускать более конкурентоспособные продукты с меньшими затратами».
Станислав Скорб, директор студии Targem, обозначает еще один фактор — рост зрелости софтверного бизнеса: «За последнее время все стартапы либо погибли, либо вышли на уровень регулярного бизнеса. При этом объем денег в индустрии растет, а значит, возможностей у оставшихся становится все больше».
Другая точка зрения у АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВА, гендиректора компании NAUMEN: «Рынок СНГ довольно мал, но я не вижу другого способа развития, кроме как обкатывать новые решения на своем рынке и потом выводить на мировой. В Екатеринбурге, да и в России, нет и не будет своего крупного вендора-дистрибьютора типа IBM, Oracle и пр. Поэтому максимальный успех строится по следующей схеме: сделал — продал западному вендору (компании с продуктом и поддержкой). И ищи вновь, что сделать. Правда, такой путь мало вдохновляет».
В 2005 г. президент Владимир Путин и министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, воодушевленные поездкой в индийский центр офшорного программирования Бангалор, торжественно пообещали сделать нечто такое же и в России. Многие связывают рост отечественной индустрии ПО именно с индийским путем развития. Однако, несмотря на технологический и экономический рывок, который сделали наши компании, их подобные перспективы не прельщают. Г-н Волков: «У индусов куча людей и нет нефти, а у нас куча нефти и нет людей. Кроме того, у них государственный язык — английский. Поэтому они экспортируют сырую человеческую силу. Зато в области осмысления процессов разработки программного обеспечения мы находимся вполне на мировом уровне. Я поездил по международным конференциям и неожиданно понял, что мы не отстаем. Мы умеем делать вполне современные вещи на вполне современном технологическом уровне. Можем ли мы, таким образом, когда-нибудь сделать вещи, которые получится продавать на Западе? Безусловно. Почему не делаем? Да просто потому, что под ногами отечественный рынок — такой богатый, такой свободный, такой привлекательный. Вот кончится он — тогда и поговорим». С появлением финансового кризиса конец российского рынка вроде бы стал проглядывать, но ориентироваться на индийский опыт все равно никто не хочет. В перспективе российский рынок все равно интереснее. А если продавать на Запад — так свой продукт, а не просто труд программистов. Подобные варианты выхода в Европу и Америку рассматривают почти все. Targem разрабатывает игры для приставок и казуальные игры, которые на Западе распространены намного шире, чем у нас. EastWind присматривается к рынкам Юго-Восточной Азии, где еще есть пространство для автоматизации операторов связи. Ideco Software сделала изучение зарубежных рынков отдельным направлением. CIFT активно развивает сотрудничество с европейскими консультантами в области финансов. Даже «СКБ Контур», который, казалось бы, полностью завязан на работу с российскими органами власти, налаживает контакты с иностранными разработчиками подобных систем.
В этом году между местными компаниями впервые развернулось серьезное соперничество за право спонсировать студенческие соревнования по программированию. Победа вновь досталась EastWind. «Для нас это важная аудитория, и мы готовы выделять средства на поддержку талантливых студентов», — поясняет г-н Черных. «СКБ Контур» в нынешнем году будет выступать одним из спонсоров Microsoft Developer Day (конференция о технологиях Microsoft для разработчиков). «Могли ли мы раньше подумать, что будем платить Microsoft за спонсорство?!» — удивляется сам себе Леонид Волков*. Однако другого выхода у компаний просто нет. Серьезных программистов в городе поставляют только два вуза, и конкуренция за них растет еще быстрее потребности. «У нас проблемы и с кадрами, и с вузами — с Москвой мы никакого сравнения в этом отношении не выдерживаем», — уверен Александр Якунин, генеральный директор компании X-tensive.
Руслан Хафизуллин, директор Ideco Software, добавляет, что рынок Екатеринбурга настолько небольшой, что даже появление нового игрока способно спровоцировать рост зарплат, как это было в случае с запуском офиса разработки компании «Яндекс». По мнению г-на Давыдова, недостаток кадров отчасти связан и с тем, что их перетягивают конкурирующие отрасли, в том числе сфера торговли и услуг, где отдача на капитал возникает быстрее.
Все ищут выход из кризиса по-своему, но выбор инструментов в целом похож — работа с вузами, стимулирование переезда специалистов. В мире проблему кадрового дефицита обычно решают за счет переноса разработки в другое место. Но уральские компании не доросли до того масштаба, когда это оправданно. Для большинства из них удаленный офис означает чрезмерные расходы на организацию в нем производственного процесса. Справиться с этой задачей пока смогла только компания NAUMEN, у которой работают офисы в Челябинске и Твери. Другим же обычно проще запустить программу стимулирования переезда специалистов из других городов в Екатеринбург. Г-н Грохульский: «У нас были случаи переезда из Московского региона, но это пока исключение. В целом же Екатеринбург по уровню комфортности не слишком оторвался от конкурирующих городов. Ситуация постоянно колеблется. Челябинск растет под боком и уже дошел до того уровня, что люди оттуда не слишком стремятся к нам. Соединенные Штаты вновь открыли программу переезда для специалистов из России. Москвичи на нее вряд ли клюнут, а вот регионалы потянутся за границу». Дополнительно ситуацию осложняют общий демографический кризис и проблемы с преподавательским составом в вузах. В прошлом году специалисты компании EastWind разработали и сейчас успешно преподают новый учебный курс с прикладной направленностью для студентов Радиотехнического института УГТУ-УПИ. «Мы надеемся, что наши инициативы внесут свой вклад в решение проблемы нехватки IT-специалистов, которая ощущается как на федеральном, так и на региональном уровне», — отмечает Максим Черных. С вузами стараются сотрудничать и NAUMEN, и ACS, и даже некоторые веб-студии, например JetStyle.
Недостаток кадров заставляет изобретать нестандартные подходы к работе с вузами. Если совместными усилиями уральские софтверные компании все-таки смогут вытянуть наше образование на должный уровень, тогда мы потягаемся с Новосибирском.
Звезду — на кафедру!
Леонид Волков*
заместитель генерального директора компании «СКБ Контур»:
— Екатеринбург, черт возьми, все-таки центр вселенной. Здесь высокие зарплаты, высокое качество жизни. А поскольку здесь есть жизнь, сюда ломятся всякие «Яндексы» со своими допофисами. От этого еще растут зарплаты и становится еще больше жизни. Другое дело, что не все местные фирмы готовы поддерживать тот же рост зарплат. Но для отрасли в целом он выгоден. К нам массово едет Курган. Еще чуть-чуть — и массово поедет Пермь. Потом Челябинск. Я на это надеюсь, хотя бы потому, что больше особо надеяться не на что. Не потому даже, что кадров нет, а потому, что пришла демографическая яма. Не скоро начнется, а уже здесь.
Мы планируем вкладывать 10-20 млн руб. в год в преодоление дефицита кадров, и мы это сделаем. Другие рискуют не выжить, просто потому, что останутся без людей. Специалисты нужны для роста, а не расти на ИТ-рынке нельзя, поскольку сам рынок растет.
Бороться с ситуацией мы будем следующим образом.
1. Нужно сделать так, чтобы УрГУ и УПИ готовили больше людей. Для этого надо решить проблему с преподавательскими кадрами. Их уже почти нет, а оставшиеся чаще преподают не то, что надо. Поэтому мы меняем стратегию. Раньше хотели взять с факультета пять человек в год и были этому рады. Сейчас готовы брать 50, но их там нет! Почему? Потому что самородков только пять, а остальных надо огранять, огранять же — некому. Что можно сделать? Правильно, этим пятерым дать денег, чтобы они НЕ ШЛИ к нам на работу, а остались в вузе. Тогда вокруг них начнет строиться какая-то активность: семинары, общение, конференции И мы через пару лет получим факультет, который таки способен давать 50 человек в год, а не пять! В это мы сейчас и готовы инвестировать, т. е. формировать стипендиальную программу для молодых преподавателей, чтобы они не уходили в индустрию, оплачивать стажировки, конкурсы и т. д.
2. Надо сделать так, чтобы в Екатеринбург ехали люди со всего Уральского региона. Для этого опять же необходимо создать здесь некий центр по технологиям разработки ПО. Поэтому мы начинаем заниматься конференциями, создаем магистратуру по разработке в УрГУ, оплачиваем визиты звезд мирового программирования и т. д. Нужно превратить город в региональный центр притяжения для грамотных молодых людей, которые видят себя в отрасли разработки программного обеспечения. Конечная цель — открытие кафедры технологий разработки ПО с иностранной звездой в роли завкафедрой.
Уральцы лидируют в бизнес-приложениях
Победители премии «SofTool: продукт года 2008» из Екатеринбурга
Номинация
|
Продукт
|
Разработчик
|
Управление кадрами
|
«Контур‑
Персонал» |
«СКБ Контур»
|
Документооборот
|
«Контур‑
Экстерн» |
«СКБ Контур»
|
Система сетевого управления
|
Ideco Internet Control Server
|
Ideco Software
|
Поддержка ИТ‑структуры предприятия
|
Naumen Service Desk
|
NAUMEN
|
Бухгалтерское ПО
|
«Учет труда и заработной платы – АМБа»
|
«СКБ Контур»
|
Источник: SofTool.