Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Екатеринбург-2020: Три варианта, три города

Постсоветский Екатеринбург — закрытый город-снабженец, резко лишившийся основы своей экономики. Вместе со сменой политического строя его заводы потеряли градообразующее значение. Меняющейся стра

Стратегическое планирование экономики Екатеринбурга перешло на уровень десятилеток. Сегодня город решает, каким ему быть в 2020 г. Главных перспектив три. Он может превратиться в постиндустриальный промышленный центр, международный логистический хаб или в инновационный институт.

три варианта, три города

Постсоветский Екатеринбург — закрытый город-снабженец, резко лишившийся основы своей экономики. Вместе со сменой политического строя его заводы потеряли градообразующее значение. Меняющейся стране металл, станки, экскаваторы и танки в прежних объемах были уже не нужны.
Старый уклад рухнул. И стратегия развития Екатеринбурга сузилась до тактических вопросов выживания. Власть решала проблемы катастрофической нехватки денег и быстро увязла в мелких задачах городского хозяйства. Бизнес сам выбирал пути для своего развития, особенно ни с кем не советуясь, не намечая общего плана.
К концу 2010 г. Екатеринбург наконец достиг относительного экономического благополучия. Сейчас он может перейти к вопросам большой стратегии и решить для себя, каким будет через десять лет.
Чтобы нарисовать возможную картину Екатеринбурга-2020, «ДК» посоветовался с предпринимателями, городскими управленцами, представителями науки и архитекторами. По итогам наметились три главных пути, три возможности для строительства города будущего.

Город-завод
Екатеринбург потерял бренд промышленного города, но остался зависим от заработка крупных машиностроительных и металлургических предприятий. Вопреки общему мнению о стагнации заводов, с 2006 по 2009 г. доля промышленников в общем товарообороте Екатеринбурга только росла — с 39,1 до 42,7%. Сопоставимые объемы лишь у оптовиков и ритейлеров. Они занимают порядка 30%. Остальные отрасли экономики города меньше в разы. Так, транспортные компании приносят около 8% дохода, а строители — чуть больше 4%.
Один только Уралмашзавод в 2010 г. планирует выручить от продажи своей продукции не менее $300 млн. Эта цифра сопоставима с годовым оборотом десяти крупнейших транспортно-логистических компаний Екатеринбурга.
И в обозримом будущем, по планам промышленников, их влияние на город ослабнуть не должно. Владельцы заводов вкладывают миллиарды в модернизацию своих производств, чтобы сохранить бизнес и остаться главными инвесторами Екатеринбурга.
Так, НЛМК, собственник металлургического завода «ВИЗ-Сталь», до 2015 г. намерен вложить в предприятие 8,4 млрд руб., рассказал «ДК» Валерий Шевелев, директор «НЛМК-Урал». На эти деньги модернизируют оборудование, что позволит «ВИЗ-Стали» освоить новый для завода продукт — востребованную на внешних рынках высокопроницаемую сталь. После завершения модернизации доля этой стали в общем объеме производства предприятия должна составить 30%.
А тот же Уралмашзавод тратит деньги собственника — Газпромбанка — на закупку новых станков, реконструкцию цехов. За счет масштабной программы технического переоснащения (а на нее планируют направить не меньше $200 млн) выручка должна расти на 50% в год, считает гендиректор предприятия Олег Данченко.
Согласно обновленному генеральному плану развития Екатеринбурга, товаро­оборот промышленников к 2020 г. увеличится на 75% к уровню прошлого года. А к 2025 г. — на 115%. Инновационные продукты, по подсчетам мэрии, через 20 лет займут 16% от общего объема производства машиностроителей и металлургов Екатеринбурга. Для сравнения: сейчас этот показатель кое-как достигает 7%.
Промышленный Екатеринбург будущего прибыли получает больше, но небо коптит заметно меньше. Через десять лет он должен превратиться в постиндустриальный производственный центр, зарабатывающий на продуктах с высокой добавочной стоимостью. Дымные, экологически неблагополучные производства переедут на окраины и в города-спутники. Всего, по генплану, выносу подлежат не менее 20 таких промзон.
Их место должны занять технопарки, заводские НИИ и прочие наукоемкие предприятия. «То есть морально устаревшие мощности переезжают за город или просто ликвидируются. На месте подшипникового завода уже сейчас — жилой квартал. Завод им. Свердлова готовится к выносу. А НПО автоматики, например, как занимало огромное здание в центре горда, так и будет занимать. Потому что там работают умнейшие люди страны. И их нужно всячески поддерживать», — поясняет на примерах Александр Высокинский, вице-мэр Екатеринбурга по экономике.
Кроме того, постиндустриальный Екатеринбург будущего по-прежнему будет притягивать деньги промышленных предприятий других городов. Виктор Вексельберг, Андрей Козицын, Дмитрий Пумпянский и Игорь Алтушкин производят металлопрокат и технику на заводах в Свердловской области, в других регионах страны и за ее пределами. Но прибыль от продажи тратят здесь: строят новые жилые кварталы, коммерческую недвижимость, спортивные объекты и т. п.
Екатеринбург-2020 — это город-фронт-офис, обслуживающий бизнес-интересы промышленников-миллиардеров. Здесь удобно работать, принимать гостей, вести переговоры. Здесь сосредоточены органы государственной власти по УрФО. Здесь достаточно гостиниц, бизнес-центров, ресторанов. Здесь проходят крупные международные выставки. Но главное — здесь аккумулированы немалые финансовые ресурсы.
Уже сейчас в Екатеринбурге открыты головные офисы уральских подразделений крупнейших российских банков — Сбербанка, ВТБ, ВЭБ. Они — главные инвесторы масштабных промышленных бизнес-планов. Финансовые учреждения области только в прошлом году выдали кредитов на 582 млрд руб. А через десять лет, по прогнозам городской администрации, эта сумма должна превысить 1,28 трлн руб.
Евразийский город-порт
Географическое положение Екатеринбурга — в середине страны, на стыке Европы и Азии, — обещает ему светлое логистическое будущее. Город может стать крупным складским и транспортным центром федерального и даже международного масштаба.
Согласно транспортной стратегии РФ до 2030 г., через страну должен пройти путь Берлин — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Пекин. Этот маршрут — альтернатива морским грузоперевозкам, которыми сейчас вынуждены пользоваться европейские компании для доставки товаров из Азии. «По воде контейнер из Китая в Европу, например, идет 2,5 месяца. По железной дороге через Россию — две недели. Понятно, что такие сроки сильно сокращают затраты. И иностранцам важно пустить грузопоток по суше», — объясняет г-н Высокинский.
В обходном транспортном пути через Россию Екатеринбург может занять место сухого порта — огромного технологичного склада, контролирующего треть всего грузопотока страны. «К 2020 г. он станет транспортным хабом, сравнимым по масштабу с Петербургом и даже Москвой», — прогнозирует Валерий Савельев, глава AVS Group (подробнее см. с. 35).
В логистическом будущем Екатеринбург становится не только перевалочным пунктом для международных грузов. Он должен распределять потоки по восьми более мелким складским терминалам в других городах Свердловской области. А оттуда товары сотен грузоотправителей будут растекаться по близлежащим регионам — в Ханты-Мансийск, Челябинск, Курган, Тюмень, Пермь, Уфу, Ижевск и т. д.
Екатеринбург в этой системе взаимо­связанных складских зон — интермодальный центр управления — агломерация, внутри которой работают десятки транспортно-логистических компаний.
Но по такому сценарию город рискует превратиться в один большой пыльный склад, загруженный многотонными грузовиками, контейнерами и железнодорожными вагонами. Чтобы этого не произошло, сконцентрированную пока в центре Екатеринбурга логистическую инфраструктуру предстоит вынести на окраины или вообще за городскую черту.
Речь идет прежде всего о железнодорожных станциях Екатеринбург-Товарный и Екатеринбург-Сортировочный. До Сортировочного ведет железнодорожная линия, протянутая через весь город. Для того чтобы попасть на эту станцию, товарники громыхают под окнами жилых домов. А Товарный и вовсе находится в самом центре — недалеко от пассажирского вокзала, рядом с Управлением СвЖД.
Для переноса этих станций уже подобрали площадки. Первая — на Сортировке в районе железнодорожной станции Гипсовой. Сюда должен переехать Екатеринбург-Товарный. Вторая — для Екатеринбурга-Сортировочного — на Челябинском тракте в районе села Большое Седельниково.
По такой же логике — подальше от центра — должны строиться все новые складские терминалы. Перспективными площадками для возведения складов логисты называют территории рядом с аэропортом Кольцово и участки вдоль будущей екатеринбургской кольцевой автодороги.
А строить предстоит много. По данным Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области, до 2020 г. в Екатеринбурге необходимо возводить по 10-40 тыс. кв. м новых складских комплексов ежегодно.
К проекту должны подключиться федеральные, региональные власти, структуры РЖД. Для того чтобы грузы до сухого порта в Екатеринбурге доехали, предстоит потратить сотни миллиардов бюджетных руб­лей на ремонт старых и строительство новых путепроводов.
Кроме того, логистическому будущему Екатеринбурга угрожает Казахстан. Власти этой страны планируют пустить евро-азиатский грузовой поток через свою территорию и активно разрабатывают собственную концепцию построения такого транзита, возводят новые склады. Проектом казахов заинтересовались за рубежом. Евросоюз уже выделил им 11 млрд евро. И если Казахстан закончит строительство своего путепровода раньше, интерес к переправке грузов через Россию у иностранцев пропадет.
Переменных много. Но если у бизнеса и власти хватит денег и сил быстро организовать в Екатеринбурге сухой порт, город получит важный толчок в развитии. Вслед за растущим грузопотоком придут федеральные и иностранные компании. В городе, куда удобно и быстро доставляются многотонные грузы из Европы и Азии, они смогут организовать крупные торговые представительства или, например, сборочные предприятия. Их деньги по цепочке дойдут до множества рынков, таких как недвижимость, финансы, бизнес-услуги, торговля, общепит, гостиницы и т. д.
Инноград
В Екатеринбурге строят крупнейший в регионе образовательный центр — Уральский федеральный университет (УрФУ). По решению Москвы его создают, объединяя УрГУ и УГТУ-УПИ, чтобы вывести учебное заведение на мировой уровень.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров получил в управление имущественный комплекс, сравнимый по масштабам с небольшим областным городом. В его распоряжении — больше 200 зданий в Екатеринбурге и Свердловской области, материально-техническая база на 200 единиц особо ценного имущества и 60 тыс. человек «населения» — студентов и преподавателей.
В своей первой программной речи перед сотрудниками будущего вуза-гиганта г-н Кокшаров обозначил задачи так: «К 2020 г. УрФУ должен войти в топ-200 мировых высших учебных заведений по версии Times, где сейчас представлены только два российских вуза, и в Шанхайский рейтинг. Соответственно мы должны увеличить долю иностранных студентов и аспирантов до 20%, создать модель производства инноваций».
Ближайшие пять лет федеральный бюджет вложит в УрФУ 5 млрд руб. Ежегодно университет должен будет выпускать 100 тыс. бакалавров, 15 тыс. магистров и 5 тыс. кандидатов наук.
В ближайшие десять лет УрФУ — это отдельный образовательный комплекс, самостоятельный студенческий городок на берегу озера Шарташ. Как утверждает Дмитрий Мельник, заместитель проректора УрФУ по стратегическому планированию, новый мегавуз будет притягивать студентов из регионов РФ и из-за рубежа, обучать их и трудо­устраивать на местных предприятиях, повышая интеллектуальный потенциал города. Он же займется разработкой новых технологий, которые также получит на вооружение бизнес Екатеринбурга и области.
Концепция развития УрФУ уже утверждена правительствами области и Федерации, рассказал Григорий Мазаев, главный градостроитель «УралНИИпроекта». По этому документу проектируют десять научно-образовательных центров. «Генплан уже согласован с администрацией Екатеринбурга. Разработан проект первой очереди будущего комплекса зданий университета», — добавил г-н Мазаев.
Пока федеральный университет в Екатеринбурге — это, скорее, девелоперский проект, отмечает Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин холдинга». И такой подход, по его словам, может идею погубить, как погубил Большой Евразийский Государственный Университет, проектировавшийся еще при Эдуарде Росселе, считает г-н Бриль: «О проекте в области образования говорили в терминах архитектурных эскизов, фундаментов и стен. Так его и похоронили. Когда сюда приехали умные люди из министерств образования и регионального развития, а вместе с ними — представители крупных венчурных фондов, им показали стройплощадку, а не планы по развитию интеллектуального потенциала региона».
Пока УрФУ не обозначил свою специализацию, не сформировал бренд, отличающий его от всех остальных высших учебных заведений страны и мира, соглашается Андрей Расторгуев, начальник отдела информационной политики УрГУ, но добавляет: «А чего вы хотите? Мы на нулевом этапе создания федерального университета. Сейчас все научные и образовательные проекты — в стадии разработки. Для их воплощения требуются инвестиции, которых пока нет. Из обещанных пяти миллиардов УрФУ не получил еще ни рубля».
Выбирать не придется
Три концепции будущего — промышленная, логистическая и научная — друг другу не противоречат, отметили эксперты консультативного совета «ДК». Городскую экономику нужно максимально диверсифицировать, развивая все эти направления. Кроме того, параллельно следует подтягивать другие перспективные отрасли — ИT, медицину, туризм и пр., считают они.
В идеале Екатеринбург-2020 — это многофункциональный мировой город, который не опирается ни на одну из отраслей, отметили эксперты. По такому принципу город жил до сих пор. Отказавшись в 90-е гг. от исключительно промышленного пути развития, Екатеринбург создал себе подушку безопасности, спасшую его в кризис 2008-2009 гг.
Резкое падение прибыли заводов в прошлом году обошлось без катастрофических последствий для Екатеринбурга. Чего нельзя сказать о множестве областных промышленных моногородов, где остановка предприятий превратилась в социальный катаклизм с массовыми увольнениями и забастовками. «И в будущем экономику нужно строить сразу на нескольких «ногах». Если следующий кризис одну из них подкосит — мы удержимся на остальных», — резюмировал Александр Высокинский (подробно см. с. 36).
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.