Екатеринбург-2020: Три варианта, три города
Постсоветский Екатеринбург — закрытый город-снабженец, резко лишившийся основы своей экономики. Вместе со сменой политического строя его заводы потеряли градообразующее значение. Меняющейся стра
три варианта, три города
Постсоветский Екатеринбург — закрытый город-снабженец, резко лишившийся основы своей экономики. Вместе со сменой политического строя его заводы потеряли градообразующее значение. Меняющейся стране металл, станки, экскаваторы и танки в прежних объемах были уже не нужны.
Старый уклад рухнул. И стратегия развития Екатеринбурга сузилась до тактических вопросов выживания. Власть решала проблемы катастрофической нехватки денег и быстро увязла в мелких задачах городского хозяйства. Бизнес сам выбирал пути для своего развития, особенно ни с кем не советуясь, не намечая общего плана.
К концу 2010 г. Екатеринбург наконец достиг относительного экономического благополучия. Сейчас он может перейти к вопросам большой стратегии и решить для себя, каким будет через десять лет.
Чтобы нарисовать возможную картину Екатеринбурга-2020, «ДК» посоветовался с предпринимателями, городскими управленцами, представителями науки и архитекторами. По итогам наметились три главных пути, три возможности для строительства города будущего.
Екатеринбург потерял бренд промышленного города, но остался зависим от заработка крупных машиностроительных и металлургических предприятий. Вопреки общему мнению о стагнации заводов, с 2006 по 2009 г. доля промышленников в общем товарообороте Екатеринбурга только росла — с 39,1 до 42,7%. Сопоставимые объемы лишь у оптовиков и ритейлеров. Они занимают порядка 30%. Остальные отрасли экономики города меньше в разы. Так, транспортные компании приносят около 8% дохода, а строители — чуть больше 4%.
Один только Уралмашзавод в 2010 г. планирует выручить от продажи своей продукции не менее $300 млн. Эта цифра сопоставима с годовым оборотом десяти крупнейших транспортно-логистических компаний Екатеринбурга.
И в обозримом будущем, по планам промышленников, их влияние на город ослабнуть не должно. Владельцы заводов вкладывают миллиарды в модернизацию своих производств, чтобы сохранить бизнес и остаться главными инвесторами Екатеринбурга.
Так, НЛМК, собственник металлургического завода «ВИЗ-Сталь», до 2015 г. намерен вложить в предприятие 8,4 млрд руб., рассказал «ДК» Валерий Шевелев, директор «НЛМК-Урал». На эти деньги модернизируют оборудование, что позволит «ВИЗ-Стали» освоить новый для завода продукт — востребованную на внешних рынках высокопроницаемую сталь. После завершения модернизации доля этой стали в общем объеме производства предприятия должна составить 30%.
А тот же Уралмашзавод тратит деньги собственника — Газпромбанка — на закупку новых станков, реконструкцию цехов. За счет масштабной программы технического переоснащения (а на нее планируют направить не меньше $200 млн) выручка должна расти на 50% в год, считает гендиректор предприятия Олег Данченко.
Согласно обновленному генеральному плану развития Екатеринбурга, товарооборот промышленников к 2020 г. увеличится на 75% к уровню прошлого года. А к 2025 г. — на 115%. Инновационные продукты, по подсчетам мэрии, через 20 лет займут 16% от общего объема производства машиностроителей и металлургов Екатеринбурга. Для сравнения: сейчас этот показатель кое-как достигает 7%.
Промышленный Екатеринбург будущего прибыли получает больше, но небо коптит заметно меньше. Через десять лет он должен превратиться в постиндустриальный производственный центр, зарабатывающий на продуктах с высокой добавочной стоимостью. Дымные, экологически неблагополучные производства переедут на окраины и в города-спутники. Всего, по генплану, выносу подлежат не менее 20 таких промзон.
Их место должны занять технопарки, заводские НИИ и прочие наукоемкие предприятия. «То есть морально устаревшие мощности переезжают за город или просто ликвидируются. На месте подшипникового завода уже сейчас — жилой квартал. Завод им. Свердлова готовится к выносу. А НПО автоматики, например, как занимало огромное здание в центре горда, так и будет занимать. Потому что там работают умнейшие люди страны. И их нужно всячески поддерживать», — поясняет на примерах Александр Высокинский, вице-мэр Екатеринбурга по экономике.
Кроме того, постиндустриальный Екатеринбург будущего по-прежнему будет притягивать деньги промышленных предприятий других городов. Виктор Вексельберг, Андрей Козицын, Дмитрий Пумпянский и Игорь Алтушкин производят металлопрокат и технику на заводах в Свердловской области, в других регионах страны и за ее пределами. Но прибыль от продажи тратят здесь: строят новые жилые кварталы, коммерческую недвижимость, спортивные объекты и т. п.
Екатеринбург-2020 — это город-фронт-офис, обслуживающий бизнес-интересы промышленников-миллиардеров. Здесь удобно работать, принимать гостей, вести переговоры. Здесь сосредоточены органы государственной власти по УрФО. Здесь достаточно гостиниц, бизнес-центров, ресторанов. Здесь проходят крупные международные выставки. Но главное — здесь аккумулированы немалые финансовые ресурсы.
Уже сейчас в Екатеринбурге открыты головные офисы уральских подразделений крупнейших российских банков — Сбербанка, ВТБ, ВЭБ. Они — главные инвесторы масштабных промышленных бизнес-планов. Финансовые учреждения области только в прошлом году выдали кредитов на 582 млрд руб. А через десять лет, по прогнозам городской администрации, эта сумма должна превысить 1,28 трлн руб.
Евразийский город-порт
Географическое положение Екатеринбурга — в середине страны, на стыке Европы и Азии, — обещает ему светлое логистическое будущее. Город может стать крупным складским и транспортным центром федерального и даже международного масштаба.
Согласно транспортной стратегии РФ до 2030 г., через страну должен пройти путь Берлин — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Пекин. Этот маршрут — альтернатива морским грузоперевозкам, которыми сейчас вынуждены пользоваться европейские компании для доставки товаров из Азии. «По воде контейнер из Китая в Европу, например, идет 2,5 месяца. По железной дороге через Россию — две недели. Понятно, что такие сроки сильно сокращают затраты. И иностранцам важно пустить грузопоток по суше», — объясняет г-н Высокинский.
В обходном транспортном пути через Россию Екатеринбург может занять место сухого порта — огромного технологичного склада, контролирующего треть всего грузопотока страны. «К 2020 г. он станет транспортным хабом, сравнимым по масштабу с Петербургом и даже Москвой», — прогнозирует Валерий Савельев, глава AVS Group (подробнее см. с. 35).
В логистическом будущем Екатеринбург становится не только перевалочным пунктом для международных грузов. Он должен распределять потоки по восьми более мелким складским терминалам в других городах Свердловской области. А оттуда товары сотен грузоотправителей будут растекаться по близлежащим регионам — в Ханты-Мансийск, Челябинск, Курган, Тюмень, Пермь, Уфу, Ижевск и т. д.
Екатеринбург в этой системе взаимосвязанных складских зон — интермодальный центр управления — агломерация, внутри которой работают десятки транспортно-логистических компаний.
Но по такому сценарию город рискует превратиться в один большой пыльный склад, загруженный многотонными грузовиками, контейнерами и железнодорожными вагонами. Чтобы этого не произошло, сконцентрированную пока в центре Екатеринбурга логистическую инфраструктуру предстоит вынести на окраины или вообще за городскую черту.
Речь идет прежде всего о железнодорожных станциях Екатеринбург-Товарный и Екатеринбург-Сортировочный. До Сортировочного ведет железнодорожная линия, протянутая через весь город. Для того чтобы попасть на эту станцию, товарники громыхают под окнами жилых домов. А Товарный и вовсе находится в самом центре — недалеко от пассажирского вокзала, рядом с Управлением СвЖД.
Для переноса этих станций уже подобрали площадки. Первая — на Сортировке в районе железнодорожной станции Гипсовой. Сюда должен переехать Екатеринбург-Товарный. Вторая — для Екатеринбурга-Сортировочного — на Челябинском тракте в районе села Большое Седельниково.
По такой же логике — подальше от центра — должны строиться все новые складские терминалы. Перспективными площадками для возведения складов логисты называют территории рядом с аэропортом Кольцово и участки вдоль будущей екатеринбургской кольцевой автодороги.
А строить предстоит много. По данным Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области, до 2020 г. в Екатеринбурге необходимо возводить по 10-40 тыс. кв. м новых складских комплексов ежегодно.
К проекту должны подключиться федеральные, региональные власти, структуры РЖД. Для того чтобы грузы до сухого порта в Екатеринбурге доехали, предстоит потратить сотни миллиардов бюджетных рублей на ремонт старых и строительство новых путепроводов.
Кроме того, логистическому будущему Екатеринбурга угрожает Казахстан. Власти этой страны планируют пустить евро-азиатский грузовой поток через свою территорию и активно разрабатывают собственную концепцию построения такого транзита, возводят новые склады. Проектом казахов заинтересовались за рубежом. Евросоюз уже выделил им 11 млрд евро. И если Казахстан закончит строительство своего путепровода раньше, интерес к переправке грузов через Россию у иностранцев пропадет.
Переменных много. Но если у бизнеса и власти хватит денег и сил быстро организовать в Екатеринбурге сухой порт, город получит важный толчок в развитии. Вслед за растущим грузопотоком придут федеральные и иностранные компании. В городе, куда удобно и быстро доставляются многотонные грузы из Европы и Азии, они смогут организовать крупные торговые представительства или, например, сборочные предприятия. Их деньги по цепочке дойдут до множества рынков, таких как недвижимость, финансы, бизнес-услуги, торговля, общепит, гостиницы и т. д.
Инноград
В Екатеринбурге строят крупнейший в регионе образовательный центр — Уральский федеральный университет (УрФУ). По решению Москвы его создают, объединяя УрГУ и УГТУ-УПИ, чтобы вывести учебное заведение на мировой уровень.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров получил в управление имущественный комплекс, сравнимый по масштабам с небольшим областным городом. В его распоряжении — больше 200 зданий в Екатеринбурге и Свердловской области, материально-техническая база на 200 единиц особо ценного имущества и 60 тыс. человек «населения» — студентов и преподавателей.
В своей первой программной речи перед сотрудниками будущего вуза-гиганта г-н Кокшаров обозначил задачи так: «К 2020 г. УрФУ должен войти в топ-200 мировых высших учебных заведений по версии Times, где сейчас представлены только два российских вуза, и в Шанхайский рейтинг. Соответственно мы должны увеличить долю иностранных студентов и аспирантов до 20%, создать модель производства инноваций».
Ближайшие пять лет федеральный бюджет вложит в УрФУ 5 млрд руб. Ежегодно университет должен будет выпускать 100 тыс. бакалавров, 15 тыс. магистров и 5 тыс. кандидатов наук.
В ближайшие десять лет УрФУ — это отдельный образовательный комплекс, самостоятельный студенческий городок на берегу озера Шарташ. Как утверждает Дмитрий Мельник, заместитель проректора УрФУ по стратегическому планированию, новый мегавуз будет притягивать студентов из регионов РФ и из-за рубежа, обучать их и трудоустраивать на местных предприятиях, повышая интеллектуальный потенциал города. Он же займется разработкой новых технологий, которые также получит на вооружение бизнес Екатеринбурга и области.
Концепция развития УрФУ уже утверждена правительствами области и Федерации, рассказал Григорий Мазаев, главный градостроитель «УралНИИпроекта». По этому документу проектируют десять научно-образовательных центров. «Генплан уже согласован с администрацией Екатеринбурга. Разработан проект первой очереди будущего комплекса зданий университета», — добавил г-н Мазаев.
Пока федеральный университет в Екатеринбурге — это, скорее, девелоперский проект, отмечает Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин холдинга». И такой подход, по его словам, может идею погубить, как погубил Большой Евразийский Государственный Университет, проектировавшийся еще при Эдуарде Росселе, считает г-н Бриль: «О проекте в области образования говорили в терминах архитектурных эскизов, фундаментов и стен. Так его и похоронили. Когда сюда приехали умные люди из министерств образования и регионального развития, а вместе с ними — представители крупных венчурных фондов, им показали стройплощадку, а не планы по развитию интеллектуального потенциала региона».
Пока УрФУ не обозначил свою специализацию, не сформировал бренд, отличающий его от всех остальных высших учебных заведений страны и мира, соглашается Андрей Расторгуев, начальник отдела информационной политики УрГУ, но добавляет: «А чего вы хотите? Мы на нулевом этапе создания федерального университета. Сейчас все научные и образовательные проекты — в стадии разработки. Для их воплощения требуются инвестиции, которых пока нет. Из обещанных пяти миллиардов УрФУ не получил еще ни рубля».
Выбирать не придется
Три концепции будущего — промышленная, логистическая и научная — друг другу не противоречат, отметили эксперты консультативного совета «ДК». Городскую экономику нужно максимально диверсифицировать, развивая все эти направления. Кроме того, параллельно следует подтягивать другие перспективные отрасли — ИT, медицину, туризм и пр., считают они.
В идеале Екатеринбург-2020 — это многофункциональный мировой город, который не опирается ни на одну из отраслей, отметили эксперты. По такому принципу город жил до сих пор. Отказавшись в 90-е гг. от исключительно промышленного пути развития, Екатеринбург создал себе подушку безопасности, спасшую его в кризис 2008-2009 гг.
Резкое падение прибыли заводов в прошлом году обошлось без катастрофических последствий для Екатеринбурга. Чего нельзя сказать о множестве областных промышленных моногородов, где остановка предприятий превратилась в социальный катаклизм с массовыми увольнениями и забастовками. «И в будущем экономику нужно строить сразу на нескольких «ногах». Если следующий кризис одну из них подкосит — мы удержимся на остальных», — резюмировал Александр Высокинский (подробно см. с. 36).