Екатеринбургские айтишники увидели особый резон в регистрации «Яндексом» доменной зоны
«Яндекс» зарегистрировал доменную зону .yandex. Старт запланирован на начало августа. Уральские ИТ-предприниматели полагают, что это ответ на планы Google. Впрочем, компания может хорошо заработать.
Администрация адресного пространства Интернета IANA (США) одобрила компании «Яндекс» создание доменной зоны первого уровня — .yandex. Доменная зона может заработать через две недели, сообщает газета «Известия»: первыми работающими доменами станут технические nic.yandex и whois.yandex. В пресс-службе «Яндекса» изданию сообщили, что перед полноценным запуском нужно провести ряд технических мероприятий по делегированию доменов второго уровня:
«Сейчас пользователи из России чаще всего заходят на yandex.ru, а, например, из Турции — на yandex.com.tr. На *.yandex будет та же информация: поиск, наши сервисы и информация о компании «Яндекс» (например poisk.yandex или market.yandex). Мы не планируем открывать платную регистрацию на .yandex».
Как следует из заявки компании в IANA, на которую ссылаются «Известия», использовать доменную зону поначалу будет сам «Яндекс» и ее партнеры — продажа адресов третьим лицам пока не планируется. Но «Яндекс» не исключает, что впоследствии позволит в зоне .yandex регистрировать домены «третьим лицам, не аффилированным с «Яндекс». Тогда, как следует из заявки, компания обещает «разработать политику и процедуры для рассмотрения доменных имен с неточными или неполными данными whois».
Подача заявки на домен верхнего уровня обошлась «Яндексу» в $185 тыс. По словам Андрея Воробьева, представителя компании Ru-Center, первичные затраты на техническое содержание зоны могут достигать до $2 млн. Впоследствии ежегодное содержание зоны будет обходиться компании до $1 млн.
«Перед официальным запуском зоны .yandex, по правилам ICANN, регистратура должна будет дать минимум 30 дней для приоритетной регистрации владельцам товарных знаков. Во время этого периода сам «Яндекс» сможет запустить работу 100 своих доменных имен, если их названия не будут совпадать с доменами из депозитария ICANN. В этот депозитарий могут попасть компании-правообладатели товарных знаков со всего мира примерно за 13 тыс. руб., при этом общий список товарных знаков депозитария ICANN закрыт», — отметил он.
Из заявки «Яндекса» следует, что поисковик не будет взимать плату за регистрацию доменов, а если будет, то предупредит за 180 дней. Если же компания-владелец товарного знака не воспользуется своим правом зарезервировать домен, созвучный бренду, то такой домен сможет зарезервировать сам «Яндекс» для своих нужд (или впоследствии любой желающий), уточняют «Известия».
Опрошенные DK.RU ИТ-предприниматели называют действия «Яндекса» закономерными:
Антон Халиков, владелец компании NetAngels:
— Думаю, это все исключительно ради пиара. По большому счету, каких-то проблем с доменами второго уровня у «Яндекса» никогда не было. Но недавно Google обещал зарегистрировать свою доменную зону — для «Яндекса» стратегически важно не отставать. Возможно, это еще один из способов защиты своего товарного знака. Крупные компании в таких вопросах стараются идти на упреждение.
Юрий Занин, директор по развитию агрегатора предложений фирм и интернет-магазинов ELL.ru:
— Во-первых, «Яндекс» избавляется от лишних букв и точек. Для мобильного Интернета это является некоторым преимуществом.Во-вторых, «Яндекс» получает полную независимость от национальных доменов и структур, ими управляющих.В-третьих, «Яндекс» навсегда решил для себя одну из двух вечных проблем веб-разработки — проблему имен. У «Яндекса» много сервисов, и каждому из них нужен свой адрес в Интернете, и желательно покороче.В-четвертых, продажа доменов второго уровня — это большой бизнес. «Яндекс» получил возможность экономить на «субаренде» доменов. Вряд ли он откажется от уже занятых имен, но прямой потребности заводить новые доменные имена второго уровня только для технических целей в чужих зонах у него больше не будет.Ну и, наконец, свое имя в домене первого уровня — это часть политики брендирования продуктов «Яндекса».
Николай Адеев, директор Artsofte:
— Чисто гипотетически собственной доменной зоной «Яндекс» могут закрыть потребности СМБ-компаний, у которых нет собственных доменных имен, в своих сервисах. Например, в части работы с директом «Яндекс» уже давно предлагает очень простой landing page, на который идет директ, если у бизнеса нет своего сайта. В части этого кейса гораздо удобнее клиенту давать его собственный *.yandex-домен, чем какой-то непонятный URL. Из прямых стратегий это первое, что приходит в голову.Монетизация возможна в составе других конвергентных услуг. Сам по себе домен .yandex вряд ли можно считать продаваемым в отрыве от инфраструктурных сервисов.