Екатеринбургские ИТ-предприниматели раскритиковали браузер «Спутник»
Поисковик «Спутник» (74% компании принадлежит «Ростелекому») объявил о запуске собственного браузера для персональных компьютеров. Опрошенные DK.RU ИТ-предприниматели идею восприняли скептически.
До конца лета у государственного поисковика «Спутник» появится собственный веб-браузер для персональных компьютеров с операционной системой Windows. Об этом заявил директор по развитию продуктов «Спутник» Михаил Козлов в рамках форума БРИКС и ШОС. В перспективе будут выпущены версии и для других операционных систем — прежде всего Mac OS и Linux.
Дмитрий Чистов, представитель «Спутника», в комментарии РБК пояснил, что целевой аудиторией браузера являются родители, пенсионеры, дети. Помимо традиционных опций, вроде поиска, закладок и системы напоминаний, браузер «Спутник» будет поддерживать детский режим, предоставлять доступ к собственным агрегаторам предложений, например, поиск аптек и лекарств, и т.д.
В начале июня «Спутник» выпустил работающий по тем же принципам мобильный браузер. Он набрал более 50 тыс. установок, приводит внутренние данные представитель «Спутника». Для сравнения — приложение «ВКонтакте» для гаджетов на Android установили от 50 до 100 млн раз (согласно статистике Google Play).
Разработка линейки браузеров началась сразу после запуска бета-версии «Спутника» — в конце мая 2014 г. Сначала стартовала разработка продукта для смартфонов, затем — для планшетов. Одновременно шла и работа над браузером для персональных компьютеров, добавил г-н Чистов. Объем инвестиций в создание браузеров «Спутник» не раскрывает.
Антон Халиков, владелец компании NetAngels, считает запуск браузера сомнительной идеей:
«Учитывая, что поиском «Спутника» фактически никто не пользуется (статистику проверить несложно), да и его целевая аудитория в целом непонятна, запуск браузера — это история совсем не про диверсификацию бизнеса. Впрочем, думаю, бизнеса там нет совсем — проект-то государственный.
Я не думаю, что «Спутник» сам написал браузер с нуля и ввалил в это большие инвестиции. Сейчас есть открытые проекты Firefox и Chromium. На базе Cromium, например, свои браузеры сделали Google и «Яндекс». «Спутник» наверняка поступил также. То есть стоимость разработки зависит исключительно от того, сколько они хотят туда «напихать» своего».
Александр Докучаев, директор компании «Активные программы», полагает, что «Спутник» мог бы стать площадкой для встраивания и продвижения сервисов, разработанных российскими компаниями:
«Можно сколько угодно рассказывать о безопасности, и прочих фишках — но кто проверит? Вот если бы они предложили сообществу провести краштесты, тогда, может быть, и скепсиса стало меньше. Классной фишкой была бы, например, возможность встраивать сервисы, разработанные отечественными компаниями — причем они могли бы быть и платными и бесплатными. Чем не стимул для развития российских ИТ и для импортозамещения?
Судя по шуму в СМИ по поводу слежки и т.д., наверное, России имеет смысл развивать собственный инструмент поиска и браузер для него. Только вот мне интересно, где у этого инструмента аппаратные мощности находятся? И кто за них платит?
В общем, вопросов больше, чем ответов. А мне как разработчику теперь надо понимать — я должен тестировать свои разработки на совместимость с новым браузером или нет. Ведь даже довольно простой сайт в Internet Explorer, Firefox, Chrome, Opera и Safari выглядит и функционирует по-разному».
Добавим, монополистом на рынке браузеров в России является Google Chrome (более 43% на ПК и 29% на гаджетах). Ближайшие конкуренты Google — Firefox на ПК (16,4%) и Safari на гаджетах (30%). Доля «Яндекс.Браузера» — 9,8% и 3,1% соответственно.
Справка:
74,99% компании «Спутник» контролируется дочерними предприятиям госкомпании «Ростелеком» — «РТКомм.ру» и «Ростелеком интернэшнл лимитед». Остальная доля принадлежит частным инвесторам Вячеславу Рудникову и Василию Васину.