Екатеринбургу необходим soft-кластер
Министры Рейман и Греф сообщили о строительстве четырех технопарков ИТ в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Подмосковье. Что делать екатеринбургским компаниям? Сама идея технопарка
Министры Рейман и Греф сообщили о строительстве четырех технопарков ИТ в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Подмосковье. Что делать екатеринбургским компаниям? Сама идея технопарка пуста, если не понять, что продается. Индийские технопарки строились для аутсорсинга программного обеспечения (ПО), для продажи в США услуг разработки ПО. Технопарки были частью метапроекта. В его рамках индийские компании открывали офисы в Штатах, государство их кредитовало, агитировало индийскую диаспору, лоббировало заказы. Результат — отрасль ПО на $15 млрд в год. Что мы продаем?
Какой проект ИТ нужен Екатеринбургу? Нужен кластер компаний ПО, работающий на рынок вне региона. Разработчикам ПО необходимо сконцентрироваться на аутсорсинге ПО, начать завоевывать рынки России, стран СНГ, а затем — западные. Технопарк должен быть «виртуальным», без размещения компаний под одной крышей.
Почему ПО? Остальной бизнес ИТ вторичен, идет вслед за ПО и в помощи не нуждается. Нужна концентрация на ПО.
Почему аутсорсинг вне региона? Заказное ПО — быстрорастущий рынок и реальная основа для создания отрасли. Компания NAUMEN за 3 года вышла на аутсорсинг. Сначала мы теряли время, осваивая местный рынок. В 2004 г. продавцов и руководство перевели в Москву — объем продаж ПО вырос вдвое. Теперь фронт-офис компании — в столице, а разработчики — в Екатеринбурге. Структура управления стала, как в индийской компании. Только вместо США — Москва, а вместо Индии — Екатеринбург. Такой опыт у нас уже был. В 1998 г. головной офис «Микротеста» мы перевели в Москву, что привело к резкому росту продаж. То же было и с моей первой компанией «СКБ Контур». У «Корус АКС» есть постоянные заказчики в Москве. Некоторым местным компаниям и страны уже мало. СИАМС поставляет свой софт в Штаты, хотя ПО по-прежнему делает здесь. Компаниям ПО нечего делать на местном рынке, они хиреют и умирают от его скудости. Только аутсорсинг на московских и западных рынках позволяет энергично и успешно развиваться.
Почему кластер? Ни одной компании ПО не создать громкое имя без Екатеринбурга. Все знают кластер Новосибирска. Новосибирские компании ПО — а их сейчас больше 70 — живут на бренде города. Так же можно развить и екатеринбургский бренд. Он подготовит компании ПО к партнерству в общих интересах. В успешные кластеры потянутся отличные кадры. Пример тому — Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Что нужно сделать? У наших компаний есть дыры в подготовке кадров, в управлении проектами, персоналом, в PR, технологиях. Компаниям необходимо помочь в организации фронт-офисов в Москве, в продвижении кластера в СМИ. Ни одна компания самостоятельно не сможет развить общую инфраструктуру. Для проекта нужен рычаг в виде государственных инвестиций в учебные курсы, в управляющие методики и ПО, дотаций в учебные, консалтинговые, сертификационные центры, в PR-кампании. Новые помещения не так актуальны. Мы готовы создать надежную базу для роста продаж. Ограничения в нас, а не в рынке. На Урале найдется 20-30 жизнеспособных компаний, которые смогут за 3 года и при дополнительных инвестициях в $1,5-2,5 млн увеличить продажи ПО на $10-30 млн. Это выгодно региону, так как доля зарплаты — около 70% от продаж ПО, и налоги сразу окупят затраты.
Почему здесь можно создать кластер ПО? В городе остается немало экологических и социальных проблем. После очередного разбойного нападения на сотрудника нервничаю и думаю, как перевезти офис в Подмосковье. Бизнес ПО очень выгоден региону, экологичен, не требует хорошего климата, развивает регион в нужную сторону, но не привязан к определенной точке. Урал — волшебное место, оно притягивает, уезжать отсюда трудно, здесь есть таланты. При переезде есть риск потерять ощущение полноты жизни. Билл Гейтс вместе с огромным «Майкрософтом» живет в нелогичном северном и дождливом штате, а не в солнечной Калифорнии. С другой стороны, Екатеринбург, как и Сан-Франциско, сначала был городом золотоискателей, авантюристов и беглых — так что он подходит для инноваций. Сегодня Сан-Франциско — мировой центр ИТ, душа Кремниевой долины.
Что заставляет? С сентября наметилась нарастающая слабость страны, ведущая к потере суверенитета. Все бессмысленно, если в собственной стране нельзя будет жить по-своему. Я уже не могу думать о собственном бизнесе, пытаюсь разобраться в общих проблемах. Из прочитанного вспоминаю книгу Наталии Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». Она лучше других описывает процессы. Мы — часть уникальной российской православной цивилизации. Под лозунгом общечеловеческого гуманизма нас заставляют менять «свое» на «чужое». А при нашей полной слабости — решительно уничтожат, как Сербию. Мы просто вынуждены осознать общие интересы, организоваться и действовать, возродить и отстоять нашу цивилизацию.
Согласен с «Экспертом», — необходим ускоренный переход в постиндустриальную фазу, который происходит с региональными кластерами «конкурентов-партнеров». Постиндустрия — это умение строить бренды, конструировать и воплощать бизнес-процессы, разрабатывать и внедрять новые идеи и категории, вести информационные войны, реформировать институты управления. Отрасль ПО, создающая «станки» для постиндустрии, должна развиваться с опережением, и мне понятно, как.
Кто будет делать? Мне под силу поддержать проект кластера ПО, государство уже ищет и, может быть, найдет деньги. Но нужно больше проектов, приводящих к развитию культуры, телевидения, экологии, жилья, самоуправления, рождаемости. Нужны и наши силы. Цель должна стать для всех личной.
Есть живой пример. Екатеринбург — единственный город, который успешно борется с наркоманией. За счет «личного» подхода Ройзман и Кабанов сумели отыскать ключевую точку воздействия — общественный контроль за действиями правоохранительных органов с участием СМИ. В других городах таких людей не нашлось, и выяснилось, что этот непростой путь — единственный.
Читатели «ДК», заинтересованные в диалоге с бизнес-аудиторией, чиновниками или авторами рубрики «Трибуна», могут писать по адресу: starkov@apress.ru